<< Пред.           стр. 25 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 На графике кривая предложения равна динамике MSC -^ предельных общественных издержек; кривая спроса D} - динамике МРВ - предельных частных выгод (marginal private benefits); кривая спроса D2 - MSB - предельных общественных выгод (marginal social benefits);
 
 р
 
 D,=MSB
 
 S=MSC
 
 Q
 
 I
 
 Рис. 11.2. Положительный внешний эффект
 
 270
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 МЕЕ - предельные внешние выгоды (marginal external benefits). Так как предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод, то эффективное для общества равновесие достигалось быв точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади треугольника АЕ}Е2.
 
 Таким образом, отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.
 
 Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.
 
 При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
 
 При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
 
 Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
 
 Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
 
 Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
 
 Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том. что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же
 
 2. Основные функции современного государства 271
 
 мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: "...В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны".
 
 Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансак-ционные издержки и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.
 
 Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.
 
 Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.
 
 Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
 
 Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
 
 Последний способ ограничения государством отрицательных экс-терналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издержек.
 
 Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их Действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на Рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они
 
 272
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 Цена лицензий, долл/т
 
 Р '
 
 40
 
 ' Предложение S , по сбросу ' отходов
 
 / Предельные социальные издержки загрязнения
 
 Спрос на сброс
 
 и утилизацию
 
 отходов
 
 100 Q
 
 Выброс отходов, тыс. т
 
 Рис. 11.3. Равновесие на рынке прав загрязнения природной среды
 
 могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.
 
 На приведенном графике (рис. 11.3) предложение сброса отходов изображено вертикальной кривой 5 и отражает установленный государством предельный объем допустимого загрязнения (100 тыс. т). Он соответствует оптимальному уровню загрязнения. На этот объем выпускаются лицензии. Равновесная цена лицензий на рынке определяется пересечением кривых спроса D и предложения S в точке Е (т.е. 40 долл. за 1 т сброса).
 
 Общественные товары
 
 Рассмотрим теперь следующую функцию государства: удовлетворение потребностей в общественных товарах или чисто общественных благах.
 
 Чисто общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.
 
 Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все чле-
 
 2. Основные функции современного государства 273
 
 ны общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. - эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно и неизбирательны в потреблении. Последнее означает, что потребление общественных товаров одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие товары неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
 
 Интересно отметить, что если бы оплата общественных товаров осуществлялась в соответствии с предельными выгодами от их использования, то появились бы мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem).
 
 Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.
 
 Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.
 
 Три рассмотренные функции - это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.
 
 18-3558
 
 274
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 Три глобальные функции государства
 
 Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма.
 
 Провалы (фиаско) рынка (market failures) - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
 
 Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:
 
 1) монополия;
 
 2) несовершенная (асимметричная) информация;
 
 3) внешние эффекты;
 
 4) общественные блага.
 
 Во всех этих случаях приходит на помощь государство.
 
 В связи с этим в экономической литературе подчеркивается необходимость выполнения государством еще трех глобальных функций: эффективность, справедливость и стабильность.
 
 Эффективность. Государство призвано создать такой экономический "фон", используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное госудрство оказалось "встроенным" в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции - его важнейшая функция.
 
 Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэ-
 
 3. Общее равновесие и благосостояние
 
 тому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных - это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.
 
 
 Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержки экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.
 
 Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя: обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение.фискальной политики - изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирование развития таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.
 
 3. Общее равновесие и благосостояние
 
 В отличие от частичного равновесия, которое складывается на отдельном рынке, общее равновесие возникает в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.
 
 Идея общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех.
 
 Принципиальная возможность достижения общего равновесия в УСЛОВИЯХ совершенной конкуренции в математической форме впервые была высказана Л. Вальрасом (1834-1910). Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в равновесии, то в таком Же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок.
 
 18*
 
 J
 
 276
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 В микроэкономической интерпретации модель общего экономического равновесия Л. Валъраса предполагает, что спрос и предложение уравниваются по каждому виду товаров, услуг и производственных ресурсов; в макроэкономической - уравнивание совокупного спроса и предложения. Иными словами, согласно закону Вальраса, если на каких-то рынках существует избыточный спрос, то на других должно существовать избыточное предложение в таких же размерах. В итоге общая сумма избыточного спроса и предложения всегда равна нулю.
 
 В формализованном виде закон Вальраса выражается тождеством
 
 где PfSj - предложение /-го товара; PiDi - спрос на /-и товар; п - количество товара; деньги выступают как и+1 товар.
 
 Достижение равновесия, по Вальрасу, предполагает не только наличие условий совершенной конкуренции, но и неизменность всех факторов спроса и предложения, кроме цен. Естественно, что такие предпосылки в реальной экономике не соблюдаются. Поэтому общее равновесие является не типичным, а мимолетным моментом, характеризующим идеальное состояние конкурентной экономики. Но изучение этой модели "мира без трений" позволяет понять, к какому идеалу стремится конкурентная экономика, и выяснить причины, мешающие достичь его в конкретных экономических условиях. Как справедливо заметил И. Шумпетер, Л. Вальрас указал современной экономической науке путь, по которому она идет и сегодня.
 
 Модель общего равновесия Вальраса универсальна настолько, что в известных пределах подходящей для описания любой экономической системы. Неудивительно поэтому, что немарксистская социалистическая теория (О. Ланге, А. Лернер и др'.) использовала ее для создания модели рыночного социализма.
 
 Предположим, что: 1) на все товары и услуги (как потребительского, так и производственного назначения) государство устанавливает универсальные и неизменные цены; 2) на всю произведенную продукцию имеется спрос, она свободно продается и покупается, т.е. производство сбалансировано и существуют цены общего равновесия; 3) нет препятствий для свободного входа фирм в любую отрасль и выхода из нее, при этом движение фирм определяется исключительно выгодностью (или невыгодностью) производства.
 
 I!
 
 3. Общее равновесие и благосостояние
 
 277
 
 Если каждый потребитель максимизирует полезность, а фирма - (фибыль, то требования предельной оптимальности, при данных пред-досылках, будут выполняться автоматически.
 
 jt Теория общего равновесия имеет широкую область применения. Она используется для анализа эффективности или неэффективности экономики, например потерь от несовершенной конкуренции. Однако наиболее важную роль она играет в определении научных основ политики в области экономики благосостояния.
 
 Критерии оценки благосостояния
 
 Существуют различные критерии оценки благосостояния.
 
 Наибольший прогресс в решении проблемы критериальной оценки благосостояния связывается с именем известного математика и экономиста В. Парето. Работу именно этого автора ("Учебник политической экономики", 1906) принято считать водоразделом в истории субъективной теории благосостояния. Так, Парето решительно отошел от традиционной практики, отверг количественную полезность и предложил критерий, никоим образом не зависящий от каких-либо межличностных сравнений полезности.
 
 Суть критерия Парето состоит в том, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит некоторым людям пользу (по их собственным оценкам), является улучшением.
 
 В 30-е годы Н. Калдор и Дж. Хикс выдвинули другой критерий: благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы выше убытков потерпевших.
 
 По критерию Калдора (рис. 11.4) движение от А к Еъ этом случае является улучшением, потому что в точке Е можно так перераспределить богатство, что в результате изменения никто не понесет убытков. Убыток, который несет X, компенсирован в точке G, а особенно в точке F. Однако следует отметить известную ограниченность критерия Калдора, которая состоит в том, что он предполагает любое движение от точки А к Е улучшением, если и только если А лежит ниже кривой возможной полезности, проходящей через точку Е.
 
 Т. Ситовски скоро обратил внимание на то, что критерий Калдо-Ра - Хикса-имеет серьезные недостатки (рис. 11.5).
 
 График показывает, что движение из точки А в точку В улучшает согласно критерию Калдора - Хикса благосостояние, так как точка А ле-*ит внутри кривой потребительских возможностей SS', которой принадлежит точка В. Однако и движение из точки В в точку А также являет-
 
 278
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 Кривая
 
 потребительских возможностей
 
 У S
 
 Рис. 11.4. Критерий Н. Калдора
 
 S'
 
 Рис. 11.5. Двойной критерий оценки благосостояния Т. Ситовски
 
 I
 
 ся эффективным, с точки зрения Калдора - Хикса, так как точка В лежит внутри кривой потребительских возможностей 7Т', которая проходит через точку А. Таким образом, если кривые потребительских возможностей пересекаются, то критерий Калдора - Хикса дает неопределенные результаты. Поэтому Т. Ситовски предлагает двойной критерий: во-первых, следует убедиться, что движение из первой точки во вторую улучшает положение согласно критерию Калдора - Хикса, и, во-вторых, проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положения согласно критерию Калдора - Хикса. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия, благосостояние повышается.
 
 Однако и критерий Т. Ситовски не снимает проблему, не решенную Калдором - Хиксом. Дело в том, что стремление привести разнокачественные полезности к единой денежной базе имеет свои границы. Предельная ценность одной и той же суммы (например, 100 тыс. руб.) различна для бедного и богатого: 100 тыс. руб. для бедного могут иметь большую полезность, чем 1 млн руб. для богатого. Поэтому по-прежнему острой остается проблема разработки системы ценностей.
 
 На это обратил внимание французский философ-идеалист А. Бергсон (1859-1941). Он исходил из того, что такая система должна быть разработана экономистами, законодательными или исполнительными органами. Создание такой системы означало бы построение карты кривых безразличия (рис, 11.6), которая отражала бы функцию общественного благосостояния.
 
 4 Распределение доходов. Неравенство
 
 279
 
 Рис. 11.6. Критерий оценки благосостояния А. Бергсона, или функция общественного благосостояния
 
 На рис. 11.6 положение Е должно считаться лучшим, чем положение А Изменение, ведущее от А к Е, является улучшением, потому что ? лежит на более высокой кривой безразличия этой функции общественного благосостояния. Критерий Бергсона, основанный на ценностных суждениях (что есть справедливость и благо в распределении), которые в силу их естественной субъективной неточности вполне можно использовать с оговорками, обеспечивает экономистов весьма полезной основой для рекомендаций.
 
 К сожалению, критерий Бергсона не обладает необходимым набором инструментов для построения функции общественного благосостояния, а без него - атрибутами, необходимыми для его практического внедрения в жизнь.
 
 Выработка критериев оценки благосостояния - чрезвычайно актуальная задача. Однако даже на современной стадии развития данная теория помогает определить издержки перераспределения и размеры компенсационных платежей, с тем чтобы облегчить принятие экономически эффективных решений.
 
 4. Распределение доходов. Неравенство
 
 Появление теории распределения относится к XVII в. До этого времени проводился лишь количественный анализ распределения доходов, чем особенно замечательна была работа У. Петти "Политическая арифметика". Слово "распределение" широко используется Ф. Кенэ в "Экономическойтаблице" (1758). Рассуждения о том, как создаются и
 
 J
 
 280
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 распределяются богатства, имеют место в работе А. Тюрго "Эфемериды гражданина" (1770).
 
 Концепция классической английской школы проблемы распределения тесно увязывает с теорией стоимости. Стоимость всякого продукта состоит из заработной платы, земельной ренты и прибыли, которые являются тремя первоначальными источниками всякого дохода. По словам А. Смита, общий годичный продукт труда каждой страны должен распределяться между различными жителями страны или в виде заработной платы за их труд, или в виде прибыли на их капитал, или в виде ренты за их землю. Д. Рикардо ставит проблемы распределения в центр экономических исследований и утверждает, что получается с поверхности земли путем соединения труда, машин и капитала, делится между тремя классами общества: владельцами земли, собственниками капитала и рабочими. Но эти доли весьма различны на разных стадиях общественного развития.
 
 Считается, что оригинальный теоретический вклад Дж. Стюарта Милля состоит во введении им различия "законов производства, которые относятся к истинам естественного порядка", и законов "распределения богатства, которым занимаются исключительно человеческие институты", т.е. законы собственности, наследования, система земельной аренды.
 
 Теория распределения К. Маркса опирается на теорию трудовой стоимости и дополняется учением о прибавочной стоимости и эксплуатации. Прибавочная стоимость, по К. Марксу, есть стоимость, созданная трудом наемного рабочего и безвозмездно присвоенная капиталистом. Именно она является результатом эксплуатации. Прибавочная стоимость делится между капиталистами, выполняющими различные функции в общественном производстве в целом, и в связи с этим распадается на прибыль, процент, торговую прибыль, земельную ренту.
 
 Маржиналистская концепция распределения сложилась в ходе критики марксистской теории и является частью общей теории полезности. В этой концепции используются два основных понятия: предельной производительности и вменения. Предельная единица факторов производства (или предельная производительность) - это та, которая используется для производства меньшей ценности, т.е. имеющая наименьшую предельную полезность. Вменение - это принятие решений предпринимателем, определяющих долю участия отдельного фактора в производстве, изменяющих комбинацию использования всех факторов
 
 4. Распределение доходов. Неравенство 281
 
 в совокупности. В условиях полной конкуренции фирма стремится таким образом комбинировать факторы производства, чтобы оценка предельной их производительности была равна сумме вознаграждений, причитающихся каждой отдельной единице факторов. Согласно этой теории, Цена = Предельным издержкам = Сумме вознаграждений предельных факторов производства = Сумме предельных производитель-ностей стоимости факторов. В рыночной экономике цена, регулирующая спрос и предложение факторов, является мотором распределения факторов производства между различными занятиями и гарантией использования этих факторов в наиболее производительных отраслях.
 
 Современная теория распределения включает анализ "социальных доходов", т.е. доходов, предоставляемых экономическим субъектам независимо от их вклада в создание совокупного общественного продукта. Государство с помощью налоговой системы изымает часть вознаграждений производителей в госбюджет, а затем перераспределяет эти ресурсы через статьи государственных расходов или расходов на социальные нужды.
 
 Долгое время теория распределения была теорией микроэкономической. Сегодня все больше она приобретает макроэкономическую направленность, что нисколько не умаляет значение микроэкономической теории распределения.
 
 Индивидуальное распределение означает определение доходов отдельных лиц, семей, домашних хозяйств и т.п., а также факторов, определяющих их уровень.
 
 На микроэкономическом уровне анализ индивидуального распределения позволяет выявить элементы, образующие доход отдельного человека. Сюда относятся: различного рода вознаграждения за свой вклад в производство, т.е. заработная плата, проценты за ссуженный капитал, дивиденды, выплачиваемые за акции компаний, промышленные, торговые и сельскохозяйственные прибыли, а также полученные доходы, не связанные с вкладом в производство (пенсии, пособия по безработице, помощь семьи, наследство и др.). Величина вознаграждения зависит от объема производимых услуг, нормы их оплаты; обстоятельств, регулирующих распределение различных источников производительных услуг среди членов общества (например, частной собственности на средства производства); обстоятельств, влияющих На политику перераспределения доходов.
 
 На макроуровне индивидуальное распределение означает распределение национального дохода среди отдельных лиц, которое раскры-
 
 282
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 вает источники личных доходов и их сравнительные величины. Основным совокупным показателем здесь выступает доход частных лиц или семейных хозяйств. Валовой доход семейных хозяйств включает: чистую заработную плату; пособия и другие выплаты по социальному обеспечению; проценты, дивиденды и арендную плату, помощь на обустройство (строительство жилья); компенсацию за ущерб, нанесенный войной; текущее страховое возмещение убытков; переводы заработной платы граждан, находящихся на работе за границей; валовой доход индивидуальных предпринимателей; доход, полученный от личного подсобного хозяйства, сдачи в аренду жилья и т.д.
 
 При определении дохода частных лиц учитываются доходы от факторов производства, которые не получают семейные хозяйства (например, нераспределенную прибыль коммерческих организаций), взносы на социальное страхование, которые вычитаются из национального дохода, и трансферты, дополняющие национальный доход. Различают государственные трансферты (пенсии, проценты по государственному долгу), социальные трансферты (выплаты из фондов социального страхования, семейные пособия), трансферты между предприятиями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческие трансферты (спонсорские отчисления).
 
 Сумму реального дохода частных лиц определяют, вычитая из номинального дохода расходы на выплату прямых налогов и социальных взносов. Наличный доход частных лиц состоит из расходов на потребление и сбережений.
 
 При изучении индивидуального распределения мы сталкиваемся с социальной проблемой неравенства личных доходов людей. Неравенство доходов не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. Во многом оно определяется неравенством распределения частной собственности на факторы производства и правовыми нормами, определяющими ее передачу: например, по наследству доходы отдельных людей могут быть представлены как доходы заработанные (в зависимости от личных условий и труда) и "незаработанные".
 
 Неравенство доходов критиковалось и осуждалось во все времена. В начале XX в. во всех странах получила развитие политика перераспределения доходов, направленная на более справедливое распределение национального дохода. Сегодня можно выделить три наиболее влиятельных направления экономической мысли, обосновывающих необходимость достижения большего равенства в обществе:
 
 4. Распределение доходов. Неравенство 283
 
 • во-первых, социалистическое учение, которое выступает против частной собственности, "незаработанных" доходов и права наследования;
 
 • во-вторых, индивидуалистические доктрины, утверждающие достоинство личности и связанное с ним право всех людей на социальный минимум;
 
 • в-третьих, кейнсианская концепция, доказывающая, что неравенство ослабляет спрос на потребительские товары, сдерживает экономический рост.
 
 Перераспределение доходов осуществляется в виде передачи денег богатыми бедным - это вертикальное перераспределение доходов. Перераспределение доходов через госбюджет в рамках отдельных социальных групп показывает, что эти группы (например, "класс трудящихся") сами платят за социальные выгоды, которые они получают во всей их совокупности. Такое перераспределение, по выражению Б. де Жувенеля, называется горизонтальным (т.е. в рамках одной социальной группы).
 
 Перераспределение доходов осуществляется государством во многом с помощью фискальной и социальной политики. Вмешательство государства в процесс перераспределения доходов отдельными экономистами оценивается по-разному. Так, Б. де Жувенель выдвинул в "Этиках перераспределения" тезис, согласно которому перераспределение является не столько передачей доходов богатых бедным, сколько передачей власти от индивида государству, и что перераспределение есть инструмент усиления власти.
 
 Кривая Лоренца
 
 Для измерения неравенства в распределении доходов в экономической теории используется кривая Лоренца (по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца (1876-1959)), как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.
 
 По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами (рис. 11.7). Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% совокупного дохода, 40% населения - 40% дохода и т.д. Линия Of отражает абсолютное равенство в распределении доходов. В реальной действительности распределение доходов показано линией ОАВСДЕ. Чем больше эта линия или кривая Лоренца
 
 

<< Пред.           стр. 25 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу