<< Пред.           стр. 24 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Неоспоримо одно: государство - продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не Представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположно-
 
 262
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 сти, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
 
 Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
 
 Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.
 
 История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали государство поощрять экспорт и сдерживать импорт.
 
 В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями.
 
 Первая и важнейшая функция государства - хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, - собственность. "Законный порядок состоит в праве на владение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми".
 
 Образование - вторая функция. "Всеобщее образование является первой истинной социальной связью", - говорит Бодо. И Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение - единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.
 
 1. Необходимость государственного вмешательства в экономику 263
 
 Предприятия общественного характера также указаны физиократами в числе функций государства - разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями.
 
 Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил (принцип laissez faire) создает гармоничное устройство". В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное - для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.
 
 Сисмонди, исходя из анализа экономического уклада того времени, утверждает, что вся экономическая жизнь - не только сфера производства, но и распределения благ, - должна быть подвергнута общественному контролю и реформирована согласно интересам всего общества, а не отдельных его классов. Таким образом, мы видим, что государству отводится достаточно активная роль в жизни страны.
 
 Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.
 
 Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнси-анским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложе-
 
 264
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 нию при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного "эффективного" спроса путем "побуждения" к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.
 
 Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в США в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты.
 
 Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Ее целевые приоритеты,- занятость и стабильность экономического роста, а инструменты - государственный бюджет и денежно-кредитная политика. Кейнс и его последователи исходят из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Кей-нсианскую теорию можно назвать кризисной, так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии.
 
 Противники же кейнсианской школы - сторонники неоклассической теории - исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен - лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70 - 80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. "Восстание" против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат Милтон Фридмен. Он разделяет концепцию "экономического человека" А. Смита и подвергает критике идею государственного регулирования. Альтернативу он видит в свободе конкуренции и предпринимательства. Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешательства государства в денежное обращение. Идеи Фридмена получили выражение в "рейганомике".
 
 1. Необходимость государственного вмешательства в экономику 265
 
 Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, - это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.
 
 Но неокейнсианцы по-прежнему исходят из того, что в капиталистической экономике существуют устойчивые причины, вызывающие отклонения от стабильного роста и оптимального использования ресурсов, и для их корректировки необходимо государство. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вносят новые аспекты по сравнению с Кейнсом.
 
 Таким образом, кризис кейнсианства оживил неоклассическое направление, но и привел одновременно к дальнейшему развитию самого кейнсианства. Различие между ними - в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее и дешевле приспособить экономику к неравновесным ситуациям - рынок или государство.
 
 Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не Давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).
 
 266
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 Способы, методы и инструменты государственного регулирования представлены на рис. 11.1.
 
 Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.
 
 Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20, Швеции - 14, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.
 
 Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).
 
 В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. В сфере распределения удельный вес государства очень
 
 Способы
 
 Экономические
 
 Законодательно-административные
 
 Судебные
 
 
  Методы
 
 
 1
 
 
 
 
 Прямые
 
  Косвенные
 
 
  1 1 1
  1
 
 Ограничение частного бизнеса
 
  Государственное предпринимательство
 
  Денежно-кредитные
  Налоговые
  Бюджетные
  Индикативное планирование
 
 
 
  Инструменты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1
 
 
 
 
 
 
 
 • Лицензирование
 
  • Планы
 
  • Учетная ставка
 
  • Налоговые
  Государствен-
  • Прогнозы
 
 • Регистрация
 
  и комплексные
 
 
  • Резервная
 
  ставки
  ные:
  • Индикативные
 
 • Регламентация
 
  программы
 
 
  ставка
 
  • Таможенные
  • заказы
  нормативы
 
 • Антимонопольные
 
  • Стандарты
 
 
  • Операции
 
  пошлины
  • займы
 
 
 запреты
 
  • Нормативы
 
 
  открытого
 
  • Налоговые
  • дотации
 
 
 • Лимиты цен
 
  • Тарифы
 
 
  рынка
 
  льготы
  • субсидии
 
 
 • Квотирование
 
  • Государственные
 
 
  • Сеньораж
 
 
 
 
  • компенсации
 
 
 • Установление
 
  инвестиции
 
 
  • Валютные
 
 
 
 
 
 
 
 
 минимума
 
 
 
 
  интервенции
 
 
 
 
 
 
 
 
 заработной платы
 
 
 
 
  • Кредитные
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  льготы
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 11.1. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры
 
 г
 
 268
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене - практически равным нулю.
 
 Государственный сектор в более традиционном для нас понимании - это прежде всего совокупность государственных предприятий.
 
 В последние 30-40 лет возникло новое явление - формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название "третий", т.е. не частный и не государственный.
 
 Итак, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что государственное регулирование осуществляется по принципу: "Конкуренция - везде, где возможно, регулирование - везде, где необходимо!"
 
 2. Основные функции современного государства
 
 Большинство современных западных экономистов разделяют взгляд о том, что даже в системе "свободного" рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это прежде всего следующие функции:
 
 1) регулирование так называемых внешних (или побочных) эффектов;
 
 2) удовлетворение потребностей в коллективных благах (или в общественных товарах).
 
 Внешние эффекты
 
 Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
 
 Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):
 
 MSC = МРС + МЕС,
 
 где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС - предельные частные издержки (marginal private cost); MEC - предельные внешние издержки (marginal external cost).
 
 2. Основные функции современного государства
 
 269
 
 Классический пример отрицательного эффекта - строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.
 
 Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Мы соотносим затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC (рис. 11.2).
 

<< Пред.           стр. 24 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу