<< Пред. стр. 49 (из 52) След. >>
Существует и вторая модель объяснения источника доходов, имеющая в своей основе марксистскую трактовку: создаваемый общественный продукт рассматривается как результат деятельности наемного работника, труда, создающего всю новую стоимость, которая не случайно в любой экономической статистике называется вновь созданной стоимостью. Соответственно и доход должен был бы принадлежать тому, кто создал эту стоимость, но при условии, что и средства производства оказались бы в руках тех, кто осуществляет трудовую деятельность.Однако, поскольку современная рыночная экономика в большинстве случаев основана на отчуждении работника от собственности на средства производства, часть созданного дохода присваивается собственником средств производства. Эта часть - прибыль, или в марксистской теории - прибавочная стоимость, является источником накопления и личного дохода класса собственников средств производства. Работник же получает только заработную плату, хорошо если равную стоимости рабочей силы.
Модель распределения по труду переходной экономике досталась в качестве "наследства" централизованной системы хозяйства. На практике она представлена прежде всего в превратных формах уравниловки и социальной несправедливости, связанной с наличием привилегий и льгот бюрократического аппарата. По своей сути эта система является не чем иным как моделью нормативного распределения, основанной на
4. Распределение и доходы
535
том, что каждый работник получает эквивалент своих трудозатрат (за вычетом той доли, которая необходима для накопления, поддержания уже и еще нетрудоспособных, развития социальной сферы и иных целей общественного или коллективного саморазвития) в нормативной форме (с учетом количества и качества труда, его результативности).
Механизм распределения в переходной экономике противоречиво соединяет две модели: распределение по труду и рыночную конкуренцию. Он фактически организован не столько как нормативный или рыночный (конкурентный) механизм, сколько как смена традиционных уравниловки и бюрократических подачек стихийными подачками (осуществляемыми или государством, или региональным чиновничеством, или руководителями той или иной частной или псевдогосударственной корпорации) и доходами от процессов первоначального накопления капитала, замешанными частью на законах рынка и эксплуатации, частью на насилии, как новоявленном, так и унаследованном от тоталитарной системы. Постепенно эта система эволюционирует к большей стабильности.
Система отношений распределения переходной экономики, соединяющая конкурентные начала с распределением по труду, должна:
• предполагать наличие некоторых нормативов, минимальных стандартов, гарантирующих определенный доход для лиц наемного труда или для лиц, занятых в государственных и коллективных предприятиях, при условии выполнения некоторого уровня квалификационных требований. Причем в случае, если гарантированный доход наемных работников не может быть обеспечен, фирма разоряется, а работники должны быть трудоустроены;
• дополняться системой материального стимулирования, основанной на рыночных принципах, включающих конкуренцию предприятий в условиях социально-ориентируемого и регулируемого рынка.
Система стимулов к труду состоит: из системы денежного стимулирования труда, обеспечивающего прямую связь между мерой труда и мерой получаемого работником денежного вознаграждения, которое должно быть тесно связано для работников с их инициативой и активностью; из системы социальных стимулов (создание достойных условий труда; мотивация труда переходом к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу; стимулирование свободным временем; улучшение отношений в коллективе); из системы моральных стимулов, которые ориентированы на мотивацию человека как личности;
536 Глава 19. Особенности переходной экономики России
• включать не только механизмы, связанные с оплатой труда, но и с получением доходов от собственности, предпринимательства, стимулированием этих доходов в той же мере, что и трудовые доходы. Исключением могут стать лишь некоторые сверхвысокие доходы, которые вместе с тем могли бы использоваться лицами, их получающими, для благотворительной общественной деятельности. При этом целесообразно создание условий, дестимулирующих развитие рантье, паразитирующих на экономике, а также спекулятивного капитала, что наиболее типично для переходной экономики. Необходимы жесткие ограничения, связанные с бюрократическими привилегиями, близостью к государственной собственности и другими формами использования привилегированного бюрократического положения в рамках государственных и крупных частных корпораций;
• дополняться общественным контролем за системой распределения. Каждый человек должен иметь право получения любых законных доходов при условии их фиксации на едином именном счете в том или ином банке и оплаты всех необходимых покупок с этого счета путем перечисления или снятия денег для наличных расчетов. В перспективе целесообразно развитие "электронных" денег или других современных форм, широко развитых на Западе.
Система отношений распределения - это не только система оплаты труда и регулирования доходов, но и система социальной защиты, обеспечивающей гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека. Она предполагает гораздо более сложную систему отношений, позволяющую задействовать механизмы обеспечения социальной справедливости для роста экономической эффективности, стимулирования производительного интенсивного труда и "задействования" предпринимательских способностей большинства членов общества для реализации экономических, социальных, гуманитарных целей.
Социальная справедливость и социальное неравенство
Рыночная система - это система, в которой действуют отношения конкуренции, а величина дохода в условиях конкуренции определяется не только тем объемом труда, которым обладает собственник средств производства, но и тем, как сложится соотношение спроса и предложения на рынке.
Производитель, ведущий себя согласно требованиям конкуренции, получает прибыль, расширяет производство и процветает, если ему удается уловить пульс рынка. Это создает сильнейшую мотивацию предпринимательской Деятельности, служит прогрессу экономики.
4. Распределение и доходы
537
Обманувшиеся в своих расчетах попадают в число неудачников и разоряются. С этим связана постоянная дифференциация доходов, имущественное расслоение как один из законов развития рыночной экономики.
Рынок устанавливает экономическую справедливость в том смысле, что более знающий, более предприимчивый, располагающий большими и лучшими ресурсами, оказывается в лучшем экономическом положении, и наоборот. И в этом состоит определенный смысл экономической справедливости: каждый получает по заслугам. Справедливыми в рыночной экономике признаются все доходы, полученные в результате свободной конкуренции.
Однако есть и другая сторона справедливости - социально-экономическое равенство гуманистического порядка. Во-первых, оно подразумевает, что благополучие членов общества не должно зависеть от их стартовых возможностей - от доставшихся им материальных факторов производства. Во-вторых, оно исходит из того, что в обществе есть люди менее способные, есть убогие, сирые, больные и принципы человечности, гуманности требуют, чтобы все имели какой-то минимальный, достойный человека уровень жизни.
Рыночная система сама по себе, автоматически не обеспечивает такой социальной справедливости, социального равенства людей. Для приближения к нему необходимо государственное перераспределение благ. Это одна из функций государства в рыночной и переходной экономике.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения, ограничить степень социального неравенства.
Существуют различные формы перераспределения, направленные на смягчение дифференциации доходов и помощь наиболее нуждающимся. Среди них трансферты в денежной и натуральной форме, зависящие от величины дохода или социального статуса получающего помощь; система прогрессивного налогообложения, заставляющая богатых платить много больше, чем платят бедные. При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, по-
^и
538
Глава 19. Особенности переходной экономики России
скольку возможности увеличения налогообложения ограниченны. Высокие налоги снижают деловную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и продолжительности выплат ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе. И все-таки пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по безработице, бесплатное обучение и многое другое гарантируют известный минимум потребления, обеспечивающий достойное существование даже бедным слоям населения в переходной экономике.
Государственное регулирование доходов населения
Государственное влияние на доходы населения связано с его институциональной основой.
Институциональной основой регулирования доходов населения выступает государственный бюджет, который представляет собой крупнейший денежный фонд, предназначенный для осуществления системных преобразований, поддержания социальной стабильности и достаточного уровня доходности у низкодоходных групп населения. В этом смысле бюджет играет такую же роль, как ценовой механизм в установлении рыночного равновесия.
Системное использование государственных методов регулирования доходов населения в переходной экономике включает регулирование заработной платы, налогообложение, индексацию доходов и трансфертные платежи.
Государственное воздействие на заработную плату осуществляется через установление минимального размера оплаты труда. В сфере частного предпринимательства действуют двусторонние (трехсторонние) специальные соглашения между работниками и работодателями (и государством), получившие название социального партнерства.
Следующим, не менее важным инструментом государственного регулирования доходов населения является их прогрессивное налогообложение. Налогообложение - косвенный метод государственного регулирования.
Под налоговым регулированием понимается изъятие государством части доходов населения в полное свое распоряжение по установленным ставкам в целях обеспечения общегосударственных нужд.
Еще одним инструментом государственного регулирования доходов населения является их индексация.
4. Распределение и доходы
539
Под индексацией доходов населения понимается государственный механизм, необходимый для реализации рыночных закономерностей распределения произведенного общественного дохода в условиях роста инфляции с целью приспособления денежных доходов населения к росту потребительских цен и поддержания покупательной способности населения.
Индексация доходов как инструмент регулирования призвана компенсировать потерю доходов в результате роста цен.
Использование механизма индексации предполагает, что основные его элементы (выбор индекса, формы и периодичность корректировки) рассчитываются заранее, с учетом экономических возможностей общества и государства.
Индексация осуществляется как за счет государственного бюджета, так и за счет внебюджетных фондов.
В современных условиях рынка средством государственного регулирования доходов населения могут также выступать трансферты. Значение социальных трансфертов в мировой практике специалистами оценивается неоднозначно. Так, в 60 - 70-е годы рост трансфертных платежей расценивался как положительное явление и характеризовал возрастание роли государства в регулировании доходов населения. Сегодня все отчетливее проявляет себя тенденция снижения регулирующей роли трансфертов. Более того, ряд иностранных экономистов считают, что увеличение трансфертных выплат наносит вред населению, так какявляется "наркотиком", который подрывает жизненные силы.
В настоящее время центр тяжести в социальной политике западных стран перемещается от так называемых пассивных трансфертов (прямых денежных выплат) к активным, связанным с расходами государства на образование, науку, здравоохранение, с инвестициями в человеческий капитал.
Социальная политика
Социальная политика - это деятельность государства по управлению социальными процессами в обществе, обеспечению материальных и культурных потребностей, регулированию процессов социальной дифференциации, позволяющей каждому члену общества реализовать его социально-экономические права, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности.
540 Глава 19. Особенности переходной экономики России
Для осуществления социальной политики государство решает ряд задач, среди которых:
• регулирование социально-трудовых отношений (заработной платы, доходов, цен, условий труда и воспроизводства рабочей силы);
• формирование и поддержание экономических стимулов для участия в общественном производстве;
• социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
• развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальных услуг, транспорта, образования, здравоохранения), качество и характер продукции которых отвечают условиям жизнедеятельности, воспроизводства населения и всестороннего развития человека.
Государственная социальная политика практически реализуется через формирование эффективной системы социальной защиты, которая, в свою очередь, включает социальную помощь и социальное страхование. Финансирование программ социальной защиты осуществляется через государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости, медицинского страхования и пенсионный фонд).
Социальная помощь выплачивается тем лицам, доходы которых ниже установленного прожиточного минимума, и включает пособия малообеспеченным, на детей, инвалидам и т.д.
Социальное страхование - система денежных выплат, организованная на основе обязательных специальных взносов. К страховым выплатам относятся; пособия по безработице, временной нетрудоспособности, по беременности, а также пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.д. Особенностью страхования является тесная связь между взносами и объемом страховых услуг. Размер выплат ориентирован на объем индивидуальных взносов. Все платежи по социальному страхованию соотносятся с заработной платой и осуществляются в виде процента от ее размера. Такой принцип страхования отвечает рыночным принципам.
В мировой практике существует два вида страхования: частное (добровольное) и государственное (обязательное).
Частное страхование связано с ущербом, нанесенным неблагоприятными событиями, в основном различными катастрофами.
В социально ориентированной экономике преобладает обязательное государственное страхование.
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики 541
Социальные амортизаторы, используемые государством в ходе рыночной реформы, особенно при "шоковой терапии", должны включать широкий набор средств, которые использовались другими государствами в аналогичных условиях, но главное, чтобы это была продуманная, целенаправленная программа социальной поддержки населения, осуществляемая под контролем государства. По мнению экономиста А. Лифшица, такая высокая социальная плата за проведение рыночной реформы, которую заплатила Россия, непомерна и неприемлема, ибо возникла угроза физическому выживанию значительной части населения, растянутая во времени. Главная основа подобной социальной программы заключается в следующем: установление и соблюдение гарантированного прожиточного минимума, соблюдение сроков выплаты заработной платы, определение ее порога, регулирование дифференциации доходов, перечень гарантированных государством бесплатных социальных услуг в области здравоохранения, образования, страхования и др. В данном случае предполагается отказ от веры в автоматизм рынка *и политики невмешательства государства в экономические процессы.
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики
Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики.
Структурная перестройка экономики развитых стран происходила в весьма сжатые исторические сроки - одно, два десятилетия. Причина этого - значительное ускорение темпов развития НТП, новейшие формы и методы организации и управления инновационными процессами, выросшие возможности адаптации различных сфер национальных хозяйств к нововведениям. Структурная перестройка хозяйства и повышение эффективности его функционирования в этих странах сопровождались неуклонным усилением роли и значения нематериальных элементов производственных ресурсов - научных знаний, информации, квалификации, активно дополняющих и опосредующих материальные элементы (сырьевые, энергетические, технико-технологические).
Главные направления и конечные цели государственной промышленной политики в странах с современной высокоразвитой экономи-
542 Глава 19. Особенности переходной экономики России
кой во многом совпадают. Однако формы и методы ее проведения в разйых странах различны. Так, в США структурная политика, проводимая государством, не имеет строгого юридического оформления в виде специальных законодательных актов, ее практическая реализация осуществляется в рамках обшей системы государственных мер по регулированию экономических процессов.
Представление о структурной трансформации экономики США дает характер происходивших изменений структуры ВВП страны на протяжении последних 40 лет. За этот период происходит неуклонное снижение доли базовых отраслей материального производства. Так, за 1950-1991 гг. доля таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, добывающая и перерабатывающая промышленность, т.е. производящих продукцию, сократилась в ВВП с 45 до 27%. Зато объем услуг (деловых и личных) вырос с 10,2% в 1950г. до 25,6% в 1991 г. Это позволило выдвинуть идею о замене в США "индустриального общества" "обществом услуг".
Происходящая в настоящее время перестройка российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
Специфика структурной перестройки в России состоит в следующем:
• во-первых, исходным пунктом этой перестройки выступает структура экономики, сложившаяся в условиях распределительной системы и изоляции от мирового рынка, страдающая глубокими деформациями, низкой конкурентоспособностью большинства изделий обрабатывающей промышленности, высоким уровнем монополизации производства и обращения;
• во-вторых, действие самих по себе рыночных сил может привести и привело к формированию ущербной структуры экономики, характеризующейся потребительским характером, а значит, низким уровнем накопления и инвестиций, а также преобладанием в производстве и экспорте сырья и энергоносителей, первичных ресурсов при упадке обрабатывающей промышленности, что означает утрату Россией позиций в ряду развитых индустриальных стран;
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики 543
• в-третьих, структурная перестройка разворачивается на фоне высокой криминализации экономики, в том числе кредитно-финансовой сферы. Это затрудняет процесс выздоровления экономики.
Возможны две полярные модели структурной перестройки, в которых no-разному сочетаются процессы негативной и позитивной адаптации.
Первая характерна для Китая с превалирующими процессами позитивной адаптации, т.е. ростом объемов производства (10-15% ежегодно), инвестиций, экспорта, повышением уровня реальных доходов населения.
Другая модель характерна для России и стран, ранее входивших в СССР и СЭВ, с доминирующими процессами негативной адаптации, среди которых особенно важен спад производства. К отраслям с наибольшим падением производства относится машиностроение. Главной причиной сокращения машиностроительного производства явилось резкое падение инвестиционной активности в экономике, связанное прежде всего с сильными инфляционными процессами. Резко сократилось производство потребительских товаров в результате снижения платежеспособного спроса населения на начальном этапе реформ, а также их низкого качества. В результате - стремительный рост импортной продукции в структуре продаж.
В структурных изменениях, которые происходят в экономике России в настоящее время, необходимо отметить углубление деформации воспроизводственной структуры, чрезмерное разбухание топлив-но-сырьевого сектора (первичного и промежуточного продукта) в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.
Усилились диспропорции в отраслевой структуре, гипертрофировались топливно-энергетический комплекс, комплексы конструкционных материалов и рыночной инфраструктуры. Одновременно заметно падение доли продукции АПК, производства промышленных товаров и услуг, машиностроения и строительства.
Продолжается процесс изменений в стоимостной структуре воспроизводства в результате многократно ускорившихся процессов перераспределения, подстегнутых инфляцией и неравномерной гонкой цен. Снизились доли оплаты труда и амортизации и неестественно (в
544
.Глава 19. Особенности переходной экономики России
условиях спада производства и падения его эффективности) увеличилась доля прибыли и налогов.
В условиях разбалансированности современной российской экономики произошел массовый перелив капитала из производственной сферы в сферу обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж. На основе перелива капитала из производственной сферы в сферу обращения возник современный банковский сектор, привлекающий дешевые средства предприятий для последующего использования их в намного более прибыльных спекулятивных операциях.
Концентрация денежной массы в сфере обращения капитала неизбежно отражается на ее приросте, что обусловлено высокой эластичностью спроса на деньги в сфере обращения в зависимости от их эмиссии. Отсюда главный инструмент регулирования правительства - сокращение эмиссии денег и уменьшение совокупного предложения денег в реальном выражении.
Закономерный результат такой макроэкономической политики - последовательное сокращение денежной массы в экономике.
Фактически объем денежной массы, снизившись за последние годы в несколько раз - до 10-12% ВВП по сравнению с 70-80% в странах с развитой рыночной экономикой, стал примерно соответствовать потребностям сферы обращения в оборотном капитале и населения в наличных деньгах, при этом цель снижения инфляции оказалась достигнута.
О завершении процесса масштабного перетока денег из производственной в сферу обращения капитала свидетельствует и резкое (более чем вдвое) снижение в 1996 г. рентабельности в промышленности - до 10% по сравнению с более чем 50%-ной ставкой на ссудном рынке.
В переходной экономике необходима также структурная перестройка собственности.
Мы уже знаем, что для рыночной экономики характерна следующая структура собственности:
• ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;
• за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;
• существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики 545
Специфика перераспределения собственности в российских условиях заключается в борьбе за контрольный (50% + одна голосующая акция) пакет, дающий право контроля всей собственности (по принципу-все, что меньше 50%, равно нулю, все, что больше, - 100). Как следствие, вторичный рынок кооперативных акций работает только на консолидацию пакетов.
Характерным примером структурной перестройки собственности стало создание (по инициативе в основном коммерческих банков и с разрешения правительства) крупных ФПГ (финансово-промышленных групп). Это связано с процессом выведения значительной части госсобственности из-под непосредственного государственного управления при сохранении значительного государственного контроля. В течение последних двух лет правительством было создано 28 ФПГ, объединяющих 450 промышленных предприятий, банков, страховых компаний. На роль центрального звена ФПГ выдвигаются крупные коммерческие банки, которые рассматриваются в качестве структур, способных более эффективно (по сравнению с государством) управлять промышленными предприятиями, а также создавать в рамках альянса инвестиционную инфраструктуру.
Процесс рыночной адаптации субъектов реального сектора экономики отражает сущность реструктуризации экономики на микро- и макроуровнях.
Реструктуризация предприятия - это широкий круг мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности.
Реструктуризация может проводиться двумя принципиально различными путями, которые используются в ходе рыночных реформ в странах с переходной экономикой.
Первый - проблемы реструктуризации могут решаться индивидуально на каждом предприятии, преимущественно с помощью целенаправленного подбора стратегических инвесторов, способных предоставить необходимый капитал и привнести современный опыт управления.
Второй - реструктуризация может быть результатом общесистемных изменений в экономике (прежде всего отношений собственности), проводимых быстро и комплексно. При этом поиск окончательных эффективных собственников переадресуется рынкам капиталов.
35 - 3558
546
Глава 19. Особенности переходной экономики России
Многообразие методов реструктуризации может быть сведено к двум большим группам: организационные и финансовые.
Организационная реструктуризация - это комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятия и его подразделений к требованиям конкурентной рыночной среды. Такая задача стояла перед всеми странами с переходной экономикой, получившими от социализма сверхконцентрированное и монополизированное хозяйство.
Финансовая реструктуризация - это меры по расчистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной, финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл.
Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентноспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства.
Открытая и закрытая экономика
В переходной экономике осуществляются процессы трансформации командной экономики в рыночную.
Командная экономика - это, как правило, автаркия, т.е. хозяйственная обособленность, закрытость отдельной страны от мировых хозяйственных связей. Один из теоретических аргументов сторонников автаркии в том и состоит, что создание обособленной от остального мира национальной экономики будто бы предохраняет ее от колебаний мировой экономической конъюнктуры, а следовательно, и от возможных в связи с этим кризисных явлений, с их отрицательными последствиями.
Мировой опыт наглядно демонстрирует, что страны с закрытой экономикой становятся беднее тех, которые участвуют в мирохозяйственных связях, что они изолированы от новых технологий, идей, иностранных инвестиций и т.д. Страны с закрытой экономикой стремятся больше продавать, чем покупать на мировом рынке. К сожалению, сокращение импорта, как правило, приводит к печальным последствиям для экономики, в том числе и для экспорта данной страны. Объясняется это следующим:
• во-первых, предприятия-экспортеры зависят от импортных материалов, которые становятся все более недоступными из-за высоких тарифов или ограничений (квот);
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики 547
• во-вторых, стране, вводящей ограничения на импорт, грозит, что другие государства ответят на это ограничениями на экспорт данной страны. Введенные импортные барьеры погубят стимулы к экспорту продукции;
• в-третьих, из-за импортных ограничений предприятия данной страны вынуждены тратить свои ресурсы на производство импортозамещающей продукции, которая могла бы ввозиться в страну и с меньшими затратами. Отсюда возможности предприятий наращивать производство продукции на экспорт неизбежно сокращаются.
Либерализация внешней торговли объективно необходима в странах с закрытой экономикой, хотя ясно, что их внутренняя промышленность не сможет конкурировать с поступающей по импорту продукцией. Это на определенном этапе может вызвать кризис экономики, высокую безработицу и другие беды, сопровождающие экономический кризис. Такие опасения стояли перед странами Латинской Америки в 80-е годы, перед Восточной Европой в конце 80 - начале 90-х годов, с такими же проблемами столкнулась и Россия на рубеже третьего тысячелетия. И все же присоединение к мировому экономическому сообществу приносит не только негативные (не секрет, что неконкурентоспособное производство не выживет), но и позитивные результаты, поскольку страна вынуждена будет развивать свой экспортный потенциал, что явится фактором внутренней стабилизации.
Рычагами перехода закрытой экономики к открытой, которые частично или полностью ликвидируют различные торговые барьеры, могут быть импортные тарифы, пошлины, налоги на экспорт, импортные квоты, лицензирование импорта и др.; их правильное сочетание означает либерализацию внешней торговли.
В России либерализация внешней торговли начала осуществляться в 1992 г. с принятием ряда правовых актов, фактически отменявших монополию государства на внешнеэкономическую деятельность. Предприятиям и организациям любых форм собственности было предоставлено право осуществлять экспортно-импортные операции, что привело к резкому увеличению числа участников внешнеэкономических связей.
Либерализация внешней торговли дала возможность посредством импорта обеспечить хозяйство в целом и население необходимыми товарами и преодолеть товарный дефицит, доставшийся в наследство от плановой экономики, ограничить произвол монопольных производи-
35*
548 Глава 19. Особенности переходной экономики России
телей и существенно расширить сбыт продукции на внешних рынках для национальных производителей.
Российская экономика, характеризуемая сейчас как переходная экономика, крайне диспропорциональна и нестабильна. Поэтому ей необходимы все возможные средства внешнеторгового регулирования, включая защитные (протекционистские) меры. Но было бы неверным немедленно применять инструменты жесткой протекционистской политики, ибо это чревато ухудшением отношений со странами - потребителями российской экспортной продукции и ее кредиторами, ростом внутренних цен и вполне вероятными бюджетными потерями, да и плохо согласуется с курсом на формирование открытой рыночной экономики и интеграцию России в мировую хозяйственную систему.
В конкретных условиях современной России "открытие" национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на продуманную структурную политику, при разумном сочетании мер либерализации и протекционизма.
Неизбежная в будущем реструктуризация внешнеэкономической деятельности в России затрудняется тем, что необходимо одновременно поддерживать хотя бы на прежнем уровне действующий топлив-но-сырьевой экспортный потенциал (по мере расширения внутреннего спроса значение этих видов экспорта может относительно понизиться) и развивать экспортный потенциал обрабатывающих отраслей. Крупные инвестиции необходимы также для создания современных высокотехнологичных импортозамещающих производств.
С учетом конкретного состояния экономики России и ее теперешнего места в системе мировых хозяйственных связей наибольший эффект для ее развития может дать комбинированная модель, непротиворечиво сочетающая применение инструментов проэкспортной и импортозамещающей стратегии. Причем развитие импортозамещающих производств в этом случае не означает возврата к автаркии и обособлению от внешнего мира.
Выводы
1. Теория переходной экономики сложилась в последней четверти XX в., хотя ранее отдельные экономические школы выделяли эпохи переходного хозяйства (историческая школа), наибольшее развитие получила марксистская концепция переходного периода, основанная на формационном подходе. На рубеже третьего тысячелетия появилось множество новых концепций содержания переходной экономики.
Выводы 549
2. Переходная экономика - это экономика, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а "отмирание" старых и становление новых связей и элементов. Различают локальную и глобальную, естественно-эволюционную и реформаторско-эво-люиионную переходные экономики и два пути (варианта) перехода от централизованной (плановой, командной) экономики к рыночной - эволюционный (постепенного создания новых экономических институтов) и шоковая терапия.
3. Основные черты переходной экономики: изменчивость, нестабильность; смешанность старого и нового; альтернативный характер развития переходной экономики; особенность противоречий, историчность. Важнейшие специфические закономерности переходной экономики - инерционность воспроизводственного процесса и интенсивное развитие новых форм, элементов, институтов.
4. Главные задачи переходной экономики России - либерализация экономики, демонополизация и создание конкурентной среды, структурные преобразования, макроэкономические преобразования, формирование сильной системы социальной защиты населения, институциональные преобразования, среди которых важнейшее место занимает институт собственности.
5. Различные экономические школы по-разному определяют собственность: 1) собственность - это кража (П.-Ж. Прудон); 2) - это отношения между людьми присвоения (отчуждения) средств производства и созданных с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления (марксизм); 3) пучок или доля прав по использованию ресурса (Р. Коуз, Д. Норт и др.). Различают собственность как экономическую и юридическую категории.
6. Формы собственности многообразны, их классификация строится на основе различных критериев (по формам присвоения, права собственности, субъектам и объектам). Особенно выделяется частная (индивидуальная, трудовая и нетрудовая), коллективная (групповая, акционерная, кооперативная, собственность общественных организаций), государственная (общегосударственная, муниципальная, отдельных образований).
7. Методы перехода к многообразию форм собственности - разгосударствление (совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике) и приватизация (передача государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц).
8. Предпринимательство - это хозяйственная деятельность с использованием риска, изобретательности, новаторства. Предпринимательство нуждается в четкой правовой системе.
9. Теневая экономика - это неформальная экономика, функционирующая вне правового поля (нелегальный и криминальный рынки). Масштабы теневой экономики в мире огромны, в России имеют свои особенности.
550 Глава 19. Особенности переходной экономики России
10. Распределение в переходной экономике включает два механизма (распределение по труду и рыночный механизм), призвано обеспечить стимулы к предпринимательской деятельности, к труду и социальную защиту.
11. Две модели источникадоходов: 1) каждый фактор производства приносит доход (труд - заработную плату, земля - ренту, капитал - процент, предпринимательские способности- прибыль); 2) собственник средств производства получает прибыль, которая по существу является превращенной формой прибавочной стоимости (стоимости, созданной рабочим и безвозмездно присвоенной капиталистом), а рабочий получает заработную плату.
12. Рынок устанавливает экономическую справедливость (каждый получает по заслугам), но такая справедливость не обеспечивает социальной справедливости, так как с развитием рынка связана постоянная дифференциация доходов, имущественное расслоение. Отсюда необходимо государственное регулирование доходов населения (заработной платы, налогообложения, индексации доходов, трансфертных платежей, социальной защиты).
13. Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике является структурная перестройка (создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных производственных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции переходной экономики в мировое хозяйство) и формирование открытой экономики, опирающейся на либерализацию внешней торговли, отмену монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, ликвидацию различных торговых барьеров и т.д.
Термины и понятия
Переходная экономика (локальная и глобальная) Концепция "естественного порядка"
Типы переходной экономики (естественно-эволюционный и реформа-торско-эволюционный)
Либерализация экономики
Собственность