<< Пред.           стр. 8 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми - сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределенность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надежность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обу-
 
 78 Глава 3. Экономические системы. Блага. Потребности и экономический выбор
 
 словленное ростом специализации, мы можем быть уверены в результатах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга наших индивидуальных знаний.
 
 Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но высокие трансакционные издержки также могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Добровольный обмен будет базироваться на большем доверии, если правительство минимизирует трансакционные издержки путем создания и прояснения прав собственности.
 
 Эффективность способов координации необходимо рассматривать не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он помогает понять, почему попытка построить все общественное производство по типу фирмы или "единой фабрики", как писал В.И. Ленин, оказалась несостоятельной. Ибо регулирование из центра (Госплана) сопровождается огромными транс-акционными издержками, обусловленными невозможностью сосредоточить всю рассеянную в обществе информацию о ресурсах, предпочтениях потребителей и т.д. в едином центре.
 
 Выводы
 
 1. Особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг составляет экономическую систему. Одновременно экономическая система представляет собой совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений в хозяйственной деятельности.
 
 2. Важнейшими элементами экономической системы является хозяйственная деятельность, производительные силы, производственные отношения, экономические ресурсы, производственные возможности, результаты и эффективность.
 
 3. В силу ограниченности экономических ресурсов важнейшая проблема экономической системы - это проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. То, от чего мы отказываемся, называется вмененными издержками выраженного результата.
 
 4. Производственные возможности экономической системы, ограниченные редкостью применяемых ресурсов, по мере развития общества не
 
 Термины и понятия 79
 
 только не сохраняются, но могут и возрастать. Производственные возможности экономической системы характеризует кривая производственных возможностей.
 
 5. Экономическая эффективность-это соотношение результатов и затрат в хозяйственной деятельности. Результатом выступает экономический продукт, а затратами - израсходованные экономические ресурсы. Экономическую эффективность характеризует оптимум Парето - это такое состояние, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка.
 
 6. Основные вопросы экономической системы: что! как! для кого! Именно способы решения этих вопросов и определяют различия традиционной, рыночной, командной и смешанной экономик. Для характеристики классификации экономических систем используются также формационный и циви-лизационный критерии.
 
 7. Экономические институты, совокупность которых составляет экономическую систему, есть не что иное как набор правил или формально созданных людьми ограничений, формирующих взаимодействие людей. Концепция трансакционных издержек характеризует связь институтов с эффективностью экономической системы.
 
 Термины и понятия
 
 Экономическая система
 
 Хозяйственная деятельность
 
 Производительные силы
 
 Производственные отношения
 
 Производство, распределение, обмен и потребление | Рабочая сила if Средства и предмет труда >'' Технология и организация производства I Экономические ресурсы
 
 • Абсолютная и относительная ограниченность (редкость) ресурсов ; Проблема выбора
 
 Вмененные (скрытые) издержки
 
 Кривая производственных возможностей
 
 Экономическая эффективность
 
 Рациональное поведение хозяйственных субъектов
 
 Оптимум Парето
 
 Основные вопросы экономики
 
 Традиционная, рыночная, командная и смешанная экономика
 
 Формационный и цивилизационный критерии классификации экономических систем
 
 Экономические институты '
 
 Трансакционные издержки
 
 Институциональная надежность
 
 80 Глава 3. Экономические системы. Блага. Потребности и экономический выбор
 
 Вопросы для самопроверки
 
 1. Что вы понимаете под экономической системой? Основная проблема и основные ее вопросы.
 
 2. Какие экономические системы вы знаете?
 
 3. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность, ее стадии и простые элементы производства.
 
 4. Что такое экономические ресурсы и как они различаются?
 
 5. Что вы можете сказать об эффективности производства, оптимуме Па-рето?
 
 6. Охарактеризуйте проблему выбора, вмененные (скрытые) издержки и кривую производственных возможностей.
 
 7. Что вы понимаете под экономическими институтами и зачем их необходимо изучать?
 
 8. В чем суть концепции трансакционных издержек?
 
 Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА
 
 Содержание раздела II
 
 А. Микроэкономика как часть современной экономической теории
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 1. Понятие рынка и рыночного механизма
 
 2. Спрос: индивидуальный и рыночный. Факторы спроса и закон его изменения. Эластичность спроса
 
 3. Предложение: факторы и закон его изменения. Эластичность предложения
 
 Глава 5. Поведение потребителя в рыночной экономике
 
 1. Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор
 
 2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения
 
 3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
 
 Глава 6. Производство и фирма. Издержки, выручка и прибыль
 
 1. Производство. Эффект масштаба. Закон убывающей предельной производительности.
 
 2. Фирма. Издержки производства и их виды.
 
 3. Выручка и прибыль фирмы. Принцип максимизации прибыли
 
 Глава 7. Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование
 
 1. Конкуренция: понятие и виды. Эффективность конкурентных рынков
 
 2. Монополия и олигополия. Рыночная власть
 
 3. Антимонопольное регулирование
 
 Б. Функционирование важнейших рынков факторов производства. Государство в рыночной экономике
 
 Глава 8. Рынок труда. Заработная плата. Проблема занятости
 
 1. Общая характеристика рынка труда и его механизма. Равновесие рынка труда
 
 2. Заработная плата в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
 
 3. Концепции занятости населения
 
 4. Состояние рынка труда и занятости в России
 
 Глава 9. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции
 
 1. Капитал: сущность и формы. Кругооборот и оборот капитала
 
 2. Рынок капиталов. Процентная ставка
 
 3. Инвестиции. Внутренние и внешние источники инвестиционных ресурсов. Дисконтированная стоимость
 
 Глава 10. Рынок земли. Рента
 
 1. Земля как специфический хозяйственный ресурс. Особенности предложения земли
 
 2. Сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю
 
 3. Экономическая рента на землю: абсолютная (чистая экономическая) и дифференциальная
 
 4. Цена земли и арендная плата
 
 Глава 11. Роль государства в рыночной экономике
 
 1. Необходимость государственного вмешательства в экономику
 
 2. Основные функции современного государства
 
 3. Общее равновесие и благосостояние
 
 4. Распределение доходов. Неравенство
 
 Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА
 
 А. Микроэкономика как часть современной экономической теории
 
 Микроэкономика является одной из важнейших составных частей современной экономической теории. Предмет ее исследования - хозяйственная деятельность различных экономических субъектов (их поведение в экономике) и механизм согласования их целей. К экономическим субъектам относятся потребители и производители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы и т.д., т.е. фактически любые индивидуумы, которые играют значимую роль в функционировании экономики. Государство также можно отнести к микроэкономике, но только в той части его деятельности, в которой оно выступает как производитель и потребитель материальных благ.
 
 По видам целей и средствам их достижения экономические субъекты в микроэкономике делятся на потребителей (домашние хозяйства) и производителей (фирмы). Цель потребителя - максимально возможное удовлетворение своих потребностей; цель производителя - максимизация прибыли или другого показателя его деятельности.
 
 Исторические корни микроэкономики уходят в труды экономической классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Милль и др.), хотя появление микроэкономики следует связывать с неоклассикой (трудами Г. Госсена, К. Менгера, А. Маршалла, Л. Вальраса, В. Парето).
 
 Согласование хозяйственных целей экономических субъектов происходит посредством формирования системы равновесных цен. Отсюда логика изложения микроэкономики отражает логику рыночного ценообразования, а поэтому предметом микроэкономики отдельные экономисты объявляют механизм рыночного ценообразования (рыночный механизм).
 
 В преподавании микроэкономики наряду с вербальным (устным, словесным) изложением предмета широко используются математические методы анализа и графическое представление экономических яв-
 
 84
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 лений, что позволяет плодотворно сочетать глубину и доступность изложения изучаемого материала. Кроме этого здесь также используются научная абстракция, логический, исторический, экономико-статистический и другие методы экономической теории.
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка и рыночного механизма, их сущности, изменялся и сам рынок, его механизм, вырастала их роль в экономике. Изучению этих вопросов посвящена данная глава учебника.
 
 А. Маршалл отмечал необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены. Для этого нам нужно проследить, как изменялось представление о том или другом понятии в процессе исторического развития, и определить, что же мы сегодня подразумеваем под ними. Важно и другое (по словам А. Маршалла) - употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не впасть в бессмысленный спор или - что еще хуже - допустить ошибку.
 
 1. Понятие рынка и рыночного механизма
 
 Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.
 
 Эволюция взглядов на рынок
 
 Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
 
 1. Понятие рынка и рыночного механизма 85
 
 По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие "рынок" приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считал, что под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей.
 
 С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства - сфера обращения. В результате появляется новое толкование рынка как обмена, организованного по законам товарного производства и денежного обращения, как формы товарно-денежного обмена.
 
 Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер в кн. "Основы маркетинга") или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (Джевонс А. Маршалл в кн. "Принципы экономической теории").
 
 Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
 
 Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
 
 1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
 
 2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.
 
 Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмезд-ность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование
 
 86
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей.
 
 Отсюда можно дать следующее определение рынка.
 
 Рынок - это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами.
 
 Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.
 
 С таким определением рынка тесно связано еще одно его понимание: рынок - это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
 
 В экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные хозяйственные подсистемы: государство, натуральное хозяйство (когда вся произведенная продукция потребляется внутри хозяйства, например личное подсобное хозяйство) и рынок (рис. 4.1).
 
 В зависимости от тога, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобла-
 
 Рынок как самостоятельная
 
 подсистема хозяйствования
 
 Государство как подсистема хозяйствования
 
 Натуральное
 
 хозяйство как подсистема
 
 Рис 4.1. Структура экономической системы смешанной экономики
 
 1. Понятие рынка и рыночного механизма
 
 87
 
 дает рынок, то и система - рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система - адмнистратив-но-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.
 
 Сущность и функции рынка
 
 Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальная основа рыночных отношений - движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и в своем развитии превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.
 
 Сущность рынка - в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность (рис. 4.2).
 
 Регулирующая
 
 Стимулирующая
 
 Ценообразующая (эквивалентная)
 
 Контролирующая
 
 Интегрирующая
 
 Функции рынка
 
 Посредническая
 
 Информационная
 
 Экономичности
 
 Реализации интересов рыночных субъектов
 
 Рис. 4.2. Важнейшие функции рынка
 
 88
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 Интегрирующая функция - состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого российского рынка.
 
 Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить?, для кого производить?, как производить? На рынке действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал А. Смит, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им". Современный рынок регулируется не только "невидимой рукой", но и государством.
 
 Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О. Шик), а в результате - падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
 
 Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок со-
 
 1. Понятие рынка и рыночного механизма
 
 поставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой.
 
 Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
 
 Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.
 

<< Пред.           стр. 8 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу