<< Пред.           стр. 9 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу

 Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.
 
 Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
 
 Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно..."1 Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
 
 Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция" и "роль" рынка тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функ-
 
 1 Антология экономической классики. М., 1993. Т. 1. С. 91.
 
 90
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 ция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.
 
 Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
 
 1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить, с помощью "обратных" первичных связей;
 
 2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
 
 3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
 
 4) "санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
 
 Такова сущность рынка. Но проблема рынка гораздо сложнее.
 
 Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие, которое не ограничивается только экономической сферой, а включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов.
 
 Исторические условия возникновения рынка
 
 В экономической литературе выделяют четыре важнейших исторических условия возникновения рынка.
 
 Первое условие - общественное разделение труда и специализация.
 
 Общественное разделение труда - это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
 
 В основе экономического развития лежит естественное разделение труда - разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей. Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре общественных разделения труда: отделение земледелия от скотоводства; отделение ремесла от сельского хозяйства; выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала; выделение НИОКР (научно-исследовательских,
 
 1. Понятие рынка и рыночного механизма
 
 91
 
 опытно-конструкторских работ). Помимо такого деления разделения труда различают также профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Различают также разделение труда подетальное и по-узловое, т.е. изготовление не готового до конца продукта, а его элементов.
 
 В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов.
 
 Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.
 
 Специализация дает производителю немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества, т.е. производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей. Так, два производителя могут произвести обувь и одежду. Первый за неделю производит две пары обуви и четыре блузки. Второй - три пары обуви и девять блузок. Альтернативная стоимость пары обуви у первого производителя равна двум блузкам, а у второго - трем блузкам. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви-у первого производителя. Следовательно, ему нужно специализироваться на производстве обуви, а второму - на производстве блузок.
 
 Второе условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правом собственности, то рынок существовать не может. Д. Хайман писал, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться1.
 
 С. 9.
 
 Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Т. 1.
 
 92
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой - всеобщем обособлении (отграничении) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.
 
 Третье условие - разрешение проблемы трансакционных издержек - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
 
 Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятель-
 
 ности.
 
 Рыночный механизм и его элементы
 
 Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
 
 Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.
 
 Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.
 
 На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления - спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зави-
 
 1. Понятие рынка и рыночного механизма 93
 
 симости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.
 
 Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.
 
 Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.
 
 На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
 
 Конъюнктура рынка - это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
 
 Прежде чем перейти к подробному рассмотрению элементов и законов рыночного механизма, отметим, что сам рыночный механизм содержит в себе элементы: 1) саморазвития и 2) государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.
 
 94 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рассмотрим подробнее эту зависимость.
 
 2. Спрос: индивидуальный и рыночный. Факторы спроса и закон его изменения. Эластичность спроса
 
 Спросом в западной экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.
 
 Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах. Но не всякая потребность, а лишь подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т.е. платежеспособная, потребность.
 
 Потребность одного человека, обеспеченная деньгами и обязательно "вынесенная на рынок" и ориентированная всегда на покупку определенного товара или услуги, характеризует индивидуальный спрос, или спрос на микроуровне.
 
 Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих важных условиях:
 
 а) большинство товаров и услуг не бесплатны;
 
 б) у любого товара есть заменители (субституты);
 
 в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.
 
 От индивидуального спроса следует отличать совокупный рыночный спрос. Последний представляет собой сумму индивидуальных спросов на рынке для каждой цены товара.
 
 Различают платежеспособный спрос на факторы производства (спрос производства) и на предметы потребления (потребительский спрос). Последний во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках у населения, в банках, различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.
 
 Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамик\ влияют многочисленные факторы как экономического, так и социального, а также технологического характера. Спрос на товар, например может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений
 
 WF'
 
 2. Спрос. Факторы и закон изменения спроса. Эластичность спроса
 
 95
 
 моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены на взаимозаменяемые товары, количества населения.
 
 В связи с этим различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный - это такой спрос, изменение которого вызывается вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный или внутренний спрос образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе.
 
 Кривая спроса и закон падающего спроса
 
 Количество вещей, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике.
 
 Предположим, что при цене 5 долл. за единицу товара всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 долл. за единицу товара - 11 единиц товара, при цене 3 долл. соответственно 12 единиц, при 2 долл. - 15 единиц и при цене 1 долл. за единицу товара будет куплено 20 единиц.
 
 Если цены Рза единицу товара отложим по оси ординат, а количество товара Q, на которое предъявляется спрос, по оси абсцисс, то мы получим следующий график (рис. 4.3).
 
 Р, долл.
 
 10 15 20 о,ед.
 
 Рис. 4.3. Кривая спроса
 
 96
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 Такое соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса или кривой спроса D (demand).
 
 Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
 
 На графике кривая DD опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.
 
 Закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при неизменности других условий рынка), то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.
 
 Этот закон впервые сформулировал французский математик Анту-ан Огюстен Курно в работе "Исследование математических принципов теории богатства". В соответствии с его формулировкой закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обоснованно и не противоречит рынку. Закон падающего спроса А. Курно формулируется:
 
 где /(Т) > 0; D - спрос;/- функция; Р - цена.
 
 Данный закон выражает следующую зависимость:
 
 • цены имеют тенденцию к снижению;
 
 • при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;
 
 • но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены.
 
 Отсюда кривая спроса - убывающая.
 
 Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует как тенденция.
 
 Желание покупателя приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, в какой степени ему нужен этот товар, т.е. от полезности этого товара.
 
 Спрос является функцией всех факторов.
 
 D = F(P,1,Z, W, Psub, Pcom, N, В),
 
 где / - доход; Z- вкусы; (^(waitings) - ожидания; Р5иЬ - цена на товары-субституты (заменители); Рсот - цена на комплементарные (дополняющие) товары; N - количество покупателей, В - прочие факторы.
 
 2. Спрос. Факторы и закон изменения спроса. Эластичность спроса
 
 97
 
 Функция спроса - это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
 
 Величина и характер изменения спроса
 
 Итак, спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменение объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх. Изменение же характера спроса выражается в "движении" кривой спроса, ее смещении вправо или влево (рис. 4.4).
 
 
 Такая ситуация возможна, например, если доход населения изменился. Если он увеличился, то каждой цене товара будет соответствовать больший объем спроса, произойдет сдвиг прямой вправо из положения D в положение D2. Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево в положение Dv Сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене Р, и одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены спроса (Р\, Р2, Р3)-
 
 Изменение вкусов и предпочтений также оказывает влияние на положение кривой спроса. Если тяга к курению у населения возрастает, то линия спроса на сигареты сдвигается вправо. Если увеличивается число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется влево.
 
 На положение кривой спроса оказывает влияние и изменение цены на взаимосвязанные товары.
 
 р,
 
 Q,
 
 Рис. 4.4. Кривые изменения характера спроса
 
 7 - 3558
 
 98
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 Существуют два типа взаимосвязанных товаров: товары-заменители и дополняющие товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара "смещает" спрос на взаимосвязанный товар.
 
 Рассмотрим два товара: X и Y. Если X и ^являются товарами-заменителями, то при возрастании цены товара Ги неизменной цене товара X потребители будут склонны к увеличению спроса на товар X. В этом случае линия спроса для товара ЛГсдвинется вправо. Если же цена товара ^снизится, линия спроса товара J сдвинется влево, указывая на уменьшение спроса на X. Примером товаров-заменителей могут служить масло и маргарин.
 
 Для дополняющих товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Гведет к увеличению спроса на товар X. "Классическим" примером дополняющих товаров являются автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.
 
 Изменения в ожиданиях будущих цен играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цен на соль, то можно полагать, при прочих равных условиях, что линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево.
 
 Увеличение населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвинет кривую спроса вправо для всех товаров, поскольку ведет к увеличению количества покупателей на рынке. Наоборот, уменьшение населения будет сдвигать линию спроса влево в связи с сокращением числа покупателей на рынке.
 
 Эластичность спроса
 
 Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цене данного товара, цене других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.
 
 Рассмотрим сначала коэффициент эластичности спроса по цене - показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.
 
 2. Спрос. Факторы и закон изменения спрдса. Эластичность спроса
 
 99
 
 FD _ Процент изменения Q Процент изменения Р '
 
 где Ер - коэффициент эластичности по цене; Q - количество товара, на которое предъявлен спрос; Р - рыночная цена товара.
 
 Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.
 
 Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
 
 • неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 % на каждый 1 % снижения его цены - означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса;
 
 • увеличение приобретаемого товара больше чем 1% на каждый 1 % снижения его цены - означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса',
 
 • приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза - означает единичную эластичность спроса.
 
 Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от эластичности спроса (рис. 4.5).
 
 Р '
 
 р
 
 Полностью эластичный спрос
 
 Эластичный спрос Р t
 
 Q
 
 Спрос с единичной эластичностью
 
 D'
 
 Q Q
 
 Жесткий спрос Неэластичный спрос
 
 Рис. 4.5. Графики эластичности спроса
 
 100
 
 Глава 4. Рынок. Спрос и предложение
 
 Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу.
 
 D
 
 Процентное изменение объема спроса (Q)
 
 ,
 
 Процентное изменение дохода (R)
 
 где Е% - коэффициент эластичности спроса по доходу; R - доход. Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.
 
 3. Предложение: факторы и закон его изменения. Эластичность предложения
 
 Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар.
 
 Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы продать покупателю по данной цене в конкретном месте и в конкретное время.
 
 Предложение - это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.
 
 Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.
 
 К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема и структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.
 
 Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители
 
 3. Предложение: факторы и закон его изменения. Эластичность предложения 101
 
 постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.
 
 Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства - производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.

<< Пред.           стр. 9 (из 52)           След. >>

Список литературы по разделу