Введение
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская федерация (РФ). В его состав первоначально входило 89 субъектов Федерации. Предстояло продолжить курс «нового мышления» и передела послевоенного экономического пространства под руководством США. В числе первоочередных задач было принятие мер по изменению политической и экономической системы России. Надлежало создать новые органы управления обществом и диверсифицировать экономику, - распылять, по-другому.
В стране возник гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имелся почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализм. Завязалась идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере возник гибрид советской и президентской форм правления, - государство без управления и экономики. Для обмана слуха его назвали «независимой Россией» и перед ней поставили очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого внедрялся единственный путь - переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников, напрочь отбрасывая в сторону теорию управляемой экономики. При этом постулировали, что рыночная экономика - это и есть одна единственная и только единственная панацея от всех российских бед и болячек.
Россия стала переживать сложнейший этап своего развития. Как теперь общепризнано, при проведении экономических реформ имела место недооценка роли социальной компоненты в реформаторской деятельности. Это сыграло дестабилизирующую роль, усилило общий кризис общества. Социальная цена экономических преобразований оказалась чрезвычайно высокой: быстрая социальная дифференциация и расслоение людей, стремительное обнищание народа и т.д. Между тем, можно считать аксиомой, что проведение реформ в первую очередь должно было способствовать существенным преобразованиям национальной экономики или ее составных частей с целью улучшения качества жизни людей. Из этого следует, что, во- первых, проведение экономических реформ должно было быть не самоцелью, а средством решения многообразных социальных задач, включая экологические. Поэтому экономические реформы, в конечном счете, должны были обязательно быть социально-ориентированными. Во-вторых, под реформами нужно понимать не всякие изменения, а только коренные преобразования, обеспечивающие эффективность национальной экономики или ее составных частей. В-третьих, проведение реформ предполагает, прежде всего, четкое определение системы целей и нахождение рациональных способов их достижения.
В условиях перехода от плановой к так называемой «рыночной» экономике неизмеримо возрос интерес к изучению теоретических и практических аспектов анализа эффективности функционирования различных моделей экономического развития. Какая из моделей наилучшим образом подходит для российской действительности, или для России не подходит ни один из известных вариантов эволюции и здесь необходим поиск какого-то особого пути, - вот основной вопрос развития социальной и экономической жизни современной России.
Таким образом, изучение теоретических проблем функционирования рыночной экономики имеет не только академический интерес, но и практическое значение, ибо от результатов их решения зависит выбор оптимального пути построения развитой экономики в России.
За годы перестроек и реформ произошло немало негативного, и, отчасти, позитивного. Поэтому, эти обстоятельства понуждают к более глубокому и разностороннему рассмотрению означенных вопросов. В связи с этим, в предлагаемом учебном пособии рассматриваются понятие и сущность социально-экономических процессов современной России, их цели, задачи, принципы и функции, а также и особенности проведения реформ. Не оставляются в стороне и итоги приватизации, и институциональных трансформаций в России. Рассматриваются уровень жизни населения и социальная политика государства, а также проблемы стимулирования и стагнации экономики России.
Немалое место занимает изучение мировых экономических учений и их воплощение в социально-экономические модели реформ в России.
Значение исследования социально-экономических процессов современной России в процессе формирования фундаментальных и прикладных знаний специалиста данного профиля весьма велико, поскольку он даёт понимание не только основ менеджмента, но и условий и методов его успешного функционирования. Для получения соответствующих знаний, умений и навыков студенты должны изучить и усвоить комплекс социальноэкономических процессов современной России, все элементы комплекса менеджмента. Важно также понимание значения проводимых реформ, специфики приватизации деятельности российских предприятий, ее влияния на внутреннюю и внешнюю политику страны.
Все эти знания помогут руководителям предприятий и организаций принимать правильные решения по расстановке приоритетов при организации социально-экономической деятельности предприятия, в управлении персоналом.
Предметом исследования являются отношения, свойственные социальноэкономическим процессам в современной России.
Объектом исследования выступает отечественный опыт проведения экономических реформ, а также те теоретические концепции, которые отражают данный процесс.
Исходя из теоретических источников этой организационной концепции, дана характеристика существующих экономических систем, освещены истоки возникновения концепции социальной рыночной экономики: представлены ее важнейшие системные элементы, обозначены условия и возможности ее осуществления в специфических условиях российской экономики.
Целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов комплекса знаний, умений и практических навыков в области менеджмента и политической экономии как научная концепция понимания социально-экономической составляющей части общественного состояния. Он призван содействовать вырабатыванию у студентов гражданской позиции и укреплению первичных знаний, получаемых в процессе учебы.
Задачи изучения дисциплины:
- получение студентами знаний об особенностях социальноэкономического менеджмента и формирование умений и навыков их использования в профессиональной деятельности;
- развитие социально ориентированного экономического мышления, умений и навыков менеджмента;
- формирование основных знаний, умений и навыков комплекса вопросов сегментирования, позиционирования социального в экономике, самостоятельного исследования основных социально-экономических процессов в стране.
Изучение основных тенденций приватизации и направлений реформ, государственная ориентация мышления в значительной степени служит целям формирования профессиональных компетенций и является необходимым условием для успешной работы специалиста в современных изменчивых условиях.
Ключ к реформам лежит в сфере новейшего социально-экономического знания и анализа. Концепция национальной политики, которая нужна сегодня России, может сформироваться лишь на базе современных представлений о социальной ориентированности экономики.
В связи с этим, будущее развитие экономики России должно рассматриваться как социально-экономическое развитие, в котором в равной мере признаются и экономические и социальные параметры, в котором экономическое качество развития (эффективность, доходность) будет сочетаться с социальным качеством (высокий уровень и продолжительность жизни, образованность и т.д.).
Необходимость перехода к рынку у нас сейчас уже остро оспаривается, либо принимается при условии обеспечения социальной ориентации экономики. И это условие вполне обоснованно: ныне рыночная экономика в развитых странах характеризуется ярко выраженной социальной ориентацией. Иными словами, экономическое развитие должно регулироваться государством, корпорациями, фирмами в интересах не только поддержания возможно большей устойчивости экономического роста и ускорения производства ТИП, а так же совершенствования структурных пропорций, повышения эффективности и прибыльности, но и сохранения социальной стабильности в обществе, для чего требуется выделять значительные ресурсы на оказание помощи нуждающимся слоям населения. Необходимо смягчать негативное и усиливать позитивное влияние разнообразных сдвигов в производстве на материальное положение всех слоев населения.
В 50-70-х годах многие критиковали концепцию осуществлявшейся в ФРГ экономической системы. Однако успешный социально-экономический баланс 80-х годов существенно способствовал тому, что не только во внутренних дискуссиях, но и особенно в реформируемых странах Азии и Латинской
Америки все чаще стал обсуждаться опыт реформ экономической системы в ФРГ. При этом особый интерес вызывал вопрос применения организационной концепции в других национальных экономиках. В настоящее время данный вопрос актуален и применительно к России.
Назад | Содержание | Вперед |