Предисловие

  Актуальность и практическая значимость данного учебного курса определяются необходимостью осмысления тенденций в организации отечественной системы профессионального обучения безработных и незанятого населения, всестороннего изучения занятости с позиций ее социального содержания, дальнейшей разработки соответствующих разделов социологии образования как науки и учебной дисциплины, потребностью нахождения видов, способов обучения, психолого­педагогических технологий, форм адаптации к новым социальным реалиям. В данном учебном пособии показана тесная связь между обучением, переобучением безработных и проблемой обучения взрослой когорты, выявлены факторы готовности к обучению в многопрофильных учебных центрах, осуществлен анализ организации процесса профессионального обучения безработных, использования инновационных технологий. Автором сформулированы практические рекомендации по совершенствованию процесса обучения безработных, повышению их конкурентоспособности, расширению жизненного выбора.
  Но и сам персонал службы занятости учится в процессе тренинга определять статусные особенности контингента профессионального обучения, детерминирующие организацию учебного процесса. Именно поэтому пособие помогает слушателю усвоить научно-методические позиции:
  - методологическое содержание категории занятости в превентивном контексте системы профессионального обучения безработных;
  - тенденции развития системы профессионального обучения и переобучения безработных, ее регулятивных и защитных функций;
  - социально-психологические особенности контингента, конструирование адекватной модели инновационной системы профессионального обучения;
  - внедрение инновационных педагогических технологий в процесс переобучения безработных в системе многопрофильного учебного центра;
  - обеспечение повышения социальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда как цель профессионального обучения.
  Материалы читаемого курса помогут слушателю находить ориентиры в полипарадигмальном поле научных теорий занятости, вести диалог с авторами, опираться на труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социологии труда, социологии образования, на научные публикации по проблемам социальной и профессиональной мобильности. Пособие содержит рекомендации по изучению и использованию государственных документов по вопросам социальной политики в сфере занятости. Автор использует накопленный опыт обучения персонала службы занятости и переобучения безработных, эмпирические материалы по результатам социологических исследований, осуществленных в разные годы в Саратовской области при его непосредственном участии, а также исследований, проводимых Российской государственной академией труда и занятости, методологические разработки Научного парка Поволжского межрегионального учебного центра.
  Состав опрошенных безработных позволяет получить достоверную и разнообразную картину, всесторонне отражающую социокультурные и организационные параметры системы профессионального обучения и переобучения безработных. В дискурсе лекционной проблематики по-новому осуществлена концептуализация понятия занятости, оно выводится за рамки чисто экономического понятия в более широкий социальный контекст развития системы профессионального обучения и переобучения безработных. Материалы учебного пособия расширяют проблемное поле социологии образования, способствуют разработке классифицирующей системы характеристик и особенностей статуса современного безработного, уточнению социальной и функционально-организующей роли многопрофильных учебных центров, призванных не только сформировать конкурентоспособность и творческий потенциал клиента на рынке труда, но и минимизировать негативные социальные, психологические и нравственные последствия пребывания человека в пограничной ситуации безработного.
  По сравнению с другими публикациями и учебными пособиями здесь по-новому раскрыты основные тенденции развития системы профессионального обучения и переобучения безработных. За основу взяты типичные для деятельности учебных центров показатели, определяющие уровень их развития в регионах России, что в перспективе позволяет разработать их оригинальную типологию, а также рекомендации по преодолению дисфункциональных явлений, сдерживающих развитие системы профессионального образования безработных.
  Автор выражает надежду, что настоящее издание может привлечь внимание исследователей, преподавателей, практических работников к актуальным проблемам регулирования отношений занятости населения, его социальной защиты через профессию, организационным культурам и функциональным принципам генезиса и развития системы профессионального обучения безработных.

Назад Содержание Вперед