1.1. Социальное регулирование пространства занятости
Настоящее состояние российского общества характеризуется сложным и противоречивым процессом формирования рыночных отношений, одним из реальных результатов которого стал системный кризис, затронувший практически все сферы производства и услуг. Наиболее существенным моментом формирования рыночных отношений стало повышение динамичности и неопределенности сферы трудовой деятельности на фоне сокращения производства, высвобождения рабочей силы, уменьшения инвестиций в реальный сектор экономики. Если динамичность характеризует изменение пространства профессиональной деятельности по структуре и качеству рабочих мест, форм занятости, соотношения спроса и предложения рабочей силы, то неопределенность характеризует степень устойчивости работника на рынке труда, его профессиональные перспективы. Негарантированная занятость становится ведущим фактором, определяющим особенности поведения человека не только в трудовой сфере, но и в широко понимаемой системе сфер социальной и культурной жизни.
Задача оптимальной интеграции индивида в сферу труда не является новой. Она возникла как ответная реакция на усложнение сферы труда, связанное, с одной стороны, с дифференциацией и специализацией профессиональной деятельности, а с другой стороны, с усложнением содержания труда, технологий и социальных условий. Эти процессы стали формировать определенные требования к работнику как в аспекте его профессиональной подготовленности, так и в смысле требуемого поведения, регламентируемого профессиональными нормами и стандартами.
Видимо, такая задача оптимальной интеграции индивида в сферу профессиональной деятельности может быть представлена несколькими проблемами. Так, социальная проблема связана с ожиданиями общества относительно осуществления той или иной деятельности в соответствии с качественно-количественными требованиями, которые являются первичными по отношению к действующему субъекту и существуют объективно. Другой аспект связан с тем, что индивид не всегда имеет возможность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с имеющимся профессиональным потенциалом или желаниями. Если профессиональные желания ограничены как внешними, так и внутренними условиями, то потенциальная возможность ограничена актуальной потребностью общества в конкретном виде профессиональной деятельности. Личностная проблема интеграции связана с необходимостью согласования многих условий, некоторые из которых имеют характер возможностей, а другие выступают как ограничения различного уровня нормативности. В таком контексте проблема интеграции в сферу труда на личностном уровне разворачивается как проблема выбора не столько профессии, сколько социально- профессиональ-ного пути. Иными словами, процесс профессиональной идентификации оказывается существенно увязанным с общим фоном жизненного пути и освоения жизненного пространства.
Основу адаптации на рынке труда определяет радикальность происходящих реформ и скорость их осуществления, нарушающая процесс социальной эволюции и адаптационные возможности многих категорий населения. С одной стороны, происходит формирование нового общественного строя, основанного на рыночной системе отношений, а с другой - существование кризиса переходного периода, проявляющегося в социально-экономичес-кой нестабильности и неопределенности жизненных перспектив. Для социальной системы актуальность проблемы адаптации населения определяется широким спектром негативных последствий, связанных с состоянием дезадаптации, в том числе, с постадаптационным синдромом, затрагивающим основы функционирования общества как целостной системы. В качестве основных негативных последствий могут быть выделены: расширение аномического поведения, деинституциализация системы правового и морального санкционирования, утрата легитимности нормативной системы, девальвация социального контроля, нарушение механизмов социальной стратификации, затруднения социальной идентификации и усиление маргинализации.
В этих условиях проблема развития человеческих ресурсов становится актуальной, так как именно уровень их развития остается фактором социально-экономического развития общества. В то же время развитие человеческих ресурсов определяется двумя взаимосвязанными процессами. С одной стороны, это формирование качественной рабочей силы через систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а с другой - обеспечение условий эффективного использования трудового потенциала. В Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы выделены ключевые проблемы рынка труда, хотя существуют причины, из-за которых формирование трудового потенциала пока еще не вышло на новый уровень:
- медленно идет формирование системы государственного профессионального образования;
- сохраняется неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки спросу на рабочую силу;
- недостаточна развита система вторичного профессионального обучения (дообучение, переподготовка, повышение квалификации);
- низка заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих, их переподготовке.
Процессы использования и сохранения существующего потенциала характеризуются преобладанием неэффективной занятости, снижением доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, перетоком в сферу неформальной занятости, не требующей высокой квалификации, ухудшением качества рабочих мест, сокращением спроса на рабочую силу. Для решения задач, связанных с развитием человеческих ресурсов, и их эффективного использования необходимо создание структуры систематической профессиональной подготовки во всех отраслях экономической деятельности, для всех видов работ, всех уровней квалификации и ответственности на основе координации и взаимодействия всех социальных институтов и структур. При реализации программ дополнительного профессионального образования, которые компенсируют существующий дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг и обеспечивают профессиональную адаптивность работника, особое значение имеют обеспечение условий перехода из одного вида профессиональной деятельности в другой как внутри различных профессий и секторов экономики, так и между ними, а также между различными уровнями ответственности; обеспечение условий полной и эффективной занятости.
Стремление понять социальную природу механизма функционирования системы профессионального обучения и переобучения безработных и незанятого населения отвечает внутренним потребностям общества, заинтересованного в разработке целостной концепции возрождения России. Каждое общество характеризуется системой ценностей, признаваемых обществом и реализуемых в его жизнедеятельности. В настоящее время наше общество испытывает серьезную и глубокую трансформацию системы ценностей, в том числе в сфере отношений занятости. Появились новые социальные, нравственные ценности, связанные с утверждением в обществе многообразия форм собственности, права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности, юридическим запрещением принуждения к труду. В этой ситуации ценность занятости в огромном и сложном мире ценностей приобретает особую актуальность. Рассматривая проблемы, связанные с появлением на рынке интенсивного труда массовой безработицы, способ распределения материальных благ, занятость в качестве социальной ценности, мы обращаем внимание на занятость и как на фактор регулирования трудового потенциала на рынке труда. Такой подход важен для ответа на вопрос: сформирован ли в данном обществе механизм социальной регуляции, позволяющий человеку реализовать свои личностные качества в процессе трудовой деятельности.
Исследования показали, что безработица характеризуется драматическим последствием социального, финансового, семейного и даже медицинского характера. К ним относятся алкоголизм, нервные стрессы, сокращение продолжительности жизни, повышение уровня смертности, конфликты в семье, психологические патологии. Установлена непосредственная связь между безработицей и преступностью, убийствами и насилием. Занятость и безработица в системе взаимосвязей личности и общества выступают в качестве оценочных критериев, характеризующих сложившийся в обществе процесс реализации личностных качеств человека, обеспечение его сознательной и активной деятельности. В условиях командно-административной системы государство, с одной стороны, гарантировало возможность приложения трудовых усилий, а с другой - привычно выравнивало всех работающих.
В рыночных условиях быстрый рост высвобождаемой рабочей силы из общественного производства стал фактором напряженности. На этом фоне резко возрастает роль не командных, административных, а социальных регуляторов проблемы занятости. Система этих регуляторов укладывается в традиционную схему социальных отношений между индивидом и обществом в условиях социального контроля. Социальный контроль при этом выступает в качестве саморегуляции социальной системы, которая обеспечивает устойчивое взаимодействие образующих ее элементов посредством нормального (в том числе и правового) регулирования. Социальные нормы выступают в качестве меры поведения индивидуума и меры оценки этого поведения обществом.
Особое значение в этом механизме социальной регуляции принадлежит как законодательным, нормативным актам, так и нормам нравственности. Если исходить из посылки об органическом единстве нравственности общественной и индивидуальной, то общество и индивиды солидарны в признании безработицы как негативного социального явления, а занятости - как позитивного. Однако в недалеком прошлом большинство наших граждан вполне устраивала полная и гарантированная занятость, зафиксированная в сознании не только в качестве нравственной, но и юридической обязанности. Позднее возникла необходимость в том, чтобы найти пути и средства активизации человеческого фактора. Такой путь оказался долгим и напряженным, так как развитие экономики проходило, по сути, в рамках традиционных командно-административных способов обеспечения занятости, в условиях правовых запретов на полное трудовое самоопределение, на свободный поиск источников жизни и доходов. Это же противоречие наблюдается в современном российском обществе, ибо нравственные ценности индивида в условиях проводимых реформ, связанные с государственно-правовым закреплением свободы труда, вошли в противоречие с возможностями общества обеспечить осуществление таких прав.
Этими факторами и объясняются современные противоречия между индивидуальной и общественной сторонами нравственности, связанные с утверждением свободы труда, с одной стороны, и отсутствием государственных гарантий ее реализации - с другой. Разрешению этих противоречий будет способствовать стабилизация общественных процессов, утверждение принципов социальной справедливости в сфере занятости. Для этого необходимо сформировать ценностно-нормативный механизм социальной реализации отношений занятости, который бы наиболее полно соответствовал изменившимся экономическим, политическим и социальным условиям жизни российского общества. В условиях рыночной экономики, когда появилась явная и скрытая безработица, необходим иной подход, поскольку в этих условиях занятость перестает быть чисто экономической категорией, обретая явно выраженный более широкий социальный аспект.
Подобное уточнение приобретает существенное значение в интерпретации занятости как высшей общечеловеческой ценности, посредством ее реализуется право на труд, который является условием материального и духовного развития личности, сохранения ее физического, психического и гражданского здоровья, средством реализации физических и интеллектуальных способностей человека, обеспечения социального мира, существования здорового общества без лишних людей, тяготеющих к антиобщественному поведению . Определение занятости через категорию деятельности имеет смысл специфической человеческой формы активного отношения к окружающему миру, его целесообразного изменения и преобразования. Сегодня, например, невозможно представить некоторые виды занятости в общественном производстве без создания определенного интеллектуального потенциала в системе образования. Занятость зависит от состояния общественной системы образования, от системы здравоохранения, от уровня развития науки и, в конечном счете, от нормального функционирования всех социальных институтов и социальных структур. Таким образом, занятость становится своеобразным показателем состояния жизнеспособности социального организма в целом, предусматривая включенность в категорию занятости аспектов личной свободы и прав человека и делая ее важнейшим социокультурным показателем общества. А чисто экономический подход исключает некоторые социальные, гуманистические и нравственные аспекты ситуации, оставляя в стороне вопросы развития личности, жизненного выбора, социокультурной мобильности. Раскрытие сущности этой категории позволяет наметить пути регулирования занятости с учетом потребностей личности и общественных отношений.
Ход преобразований в нашей стране, процесс становления рыночных отношений делают необходимым решение вопроса о регулировании процесса занятости, выработке способов управления им. Когда речь идет об управлении, то имеется в виду достаточно жестко детерминированное действие субъекта управления по отношению к объекту управления, что может быть зафиксировано в определенных директивных указаниях. Регулирование же предполагает более мягкое, рекомендательное воздействие на регулируемый процесс. Субъектом управления или регулирования является государство с его законами, финансами, системой стимулов. Объектом регулирования становится занятость, виды и формы которой формируются в зависимости от целей управления, выдвигаемых ходом общественного развития, и специфики самой занятости как социального явления. В этом смысле методологическое значение понятия занятости проявляется не только в том, что оно показывает соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, но и раскрывает поведение на этом рынке, выявляя внутренние причины этого поведения. Состояние полной и эффективной занятости - это идеал, к которому стремится любое общество. С другой стороны, невозможно также и иное крайнее состояние - неполная, неэффективная и нерациональная занятость. При такой занятости наступает стагнация общественного развития.
Таким образом, категория занятости приобретает сегодня широкое социальное звучание, поскольку именно она детерминирует качество жизни человека. Определяя занятость как социологическую категорию, мы исходим из комплексного, интегративного характера общественной жизни, затрагивающей как экономические, так и другие стороны жизнедеятельности человека: образование, культуру, психологию. Занятость поэтому - своеобразный социокультурный показатель состояния жизнедеятельности общественного организма, параметр профессиональной и социальной идентичности социального субъекта.
Зная состояние общественного производства, тенденции его развития и отношения субъектов на рынке труда, занятость можно прогнозировать, регулировать как при помощи рыночных механизмов, так и на уровне государственного регулирования посредством принятия соответствующих превентивных мер. Одним из средств регулирования является включение безработного в систему обучения и переобучения, что способствует возвращению статуса занятого, повышению конкурентоспособности, расширению жизненных смыслов, что имеет не только позитивное социальное, но и экзистенциальное значение. Включенность безработного в систему профессионального обучения может быть обеспечена путем создания на федеральном и муниципальном уровнях адекватной системы профессионального обучения и переобучения безработных, основанной на учете специфики процесса профессионального обучения, особенностей контингента безработных и тенденций на рынке труда.
Особый научный и практический интерес представляют вопросы, позволяющие глубоко и эффективно, без идеологической предвзятости осмыслить занятость населения как социальное явление и объект сознательного, всестороннего ее обоснования, что позволит использовать полученные знания для государственно-правового воздействия не только на отношения в сфере занятости. Переход России к рыночной экономике является мощным стимулом актуализации проблем профессионального обучения и переобучения, обострения потребности в профессиональных и базовых знаниях. Предприятия в условиях рынка предъявляют все более жесткие требования к качеству подготовки специалистов, их быстрой профессиональной переориентации. В этих условиях актуализируются проблемы образования как социального процесса, в том числе, его особой отрасли - образования взрослых из числа незанятого населения.
Если в других странах уже существовал положительный опыт организации профессионального образования как наиболее эффективного на пути экономического возрождения, то в России подобный опыт еще не сложился. Нет пока и понимания профессионального образования как превентивного, профилактического средства смягчения социальных последствий безработицы, защиты национального рынка и фактора социальной стабилизации. Не осознается в полной мере и то, что перестройка профессионального обучения и переобучения безработных и незанятого населения в России рождает специфические социальные проблемы, связанные, например, с тем, что безработица затронула лиц, имеющих среднее специальное и высшее образование.
В современной учебной литературе исследования социальных аспектов развития системы образования, особенно профессионального обучения и переобучения безработных и незанятого населения, еще не стали адекватными объему самой рассматриваемой проблемы, хотя есть работы, где авторы рассматривают социальные аспекты профессиональной идентификации, обучения и переобучения: А.Г.Асмолов, В.Гимпельсон, Е.Р.Смирнова, Ф.Р.Филиппов. Социально-психологические проблемы образования взрослых, в том числе безработных, обсуждаются в работах Т.И.Гусевой, Ю.Н.Кулют-кина, Н.Н. Федотовой, В.Л.Чепляева, В.Д.Шадрикова, В.Н.Ярской. Но несмотря на большое количество публикаций, посвященных организации профессионального обучения и переобучения взрослых, функционально-организационные и социальные аспекты формирования самой системы остаются недостаточно отрефлексированными в процессах профессионального обучения безработных и повышения квалификации персонала. Этим обусловлена необходимость новой расстановки акцентов социальной политики российского государства. В настоящее время ощущается дефицит учебнометодических разработок, рассматривающих проблемы профессионального образования взрослых, в том числе безработных, прогнозирования системы профессионального образования безработных и незанятого населения в современной России.
В связи с отсутствием серьезной методологической базы профессионального образования государственные структуры, призванные разрабатывать и реализовывать активную и гибкую политику занятости, нередко принимают решения без учета проблем, возникающих в ходе становления и развития образовательных структур. К ним, в частности, относятся учебные центры служб и департаментов занятости, имеющие значение в деле осуществления политики занятости. Одним из эффективных путей реализации этой политики как раз и выступает создание системы профессионального обучения и переобучения безработных и незанятого населения России. Процессы становления и развития этой системы, динамика социальных изменений позволяют представить эту проблему, с одной стороны, как противоречие между потребностью общества во всестороннем развитии системы профессионального обучения и переобучения безработных и, с другой стороны, ее современным реальным состоянием.
Назад | Содержание | Вперед |