ВВЕДЕНИЕ
Когда общество находится в нестабильном состоянии, но обладает мощным интеллектуальным и экономическим потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Всякий раз, когда завершается очередной этап такой аналитической работы, мы спрашиваем себя: почему России не везет, почему она никак не выйдет на уровень развитых мировых держав? И это несмотря на высочайший уровень ее культуры и духовного богатства, среди всех великих держав, какой она сама и другие страны считают Россию.
Ответить на подобные вопросы можно только, опираясь на комплексный подход изучения социума. Этот подход разработан социологической наукой, сумевшей преодолеть узкий, фрагментарный взгляд на состояние и изменение социальных процессов. Только социология берет на себя смелость показать общемировые универсалии и доказать, вооружившись эмпирическими фактами и теоретическими законами, что Россия - не исключение из общего ряда, а один из компонентов мировой системы, со своим социальным устройством. Разные страны в свое время и в определенной форме переживали острые процессы, похожие на те, которые сегодня преодолевает Россия.
Психологи способны раскрыть внутренний мир людей, экономисты - дать рекомендации по оздоровлению производства, политологи - описать процессы взаимодействия органов власти и населения. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества, когда хотим укрепить стабильность социального развития, мы должны обратиться к категориям социологической науки: социальная структура, социальные институты, изменение классовой системы, характер социального неравенства и условия социальной мобильности. Именно социология может решать все вопросы в комплексе и нарисовать общую картину ситуации в конкретном обществе.
Задача нашего учебного пособия - дать общие представления о развитии социума, описать тенденции изменения общества в его ведущих сферах, показать ключевые социологические понятия, увязать их в единую систему. Только таким образом студент способен избавиться от хаоса точек зрения и многообразия эмпирических фактов. Берем на себя смелость утверждать, что все социальные теории необходимы для решения одной-единственной задачи - научить молодежь, как жить в меняющемся обществе, разбираться в тенденциях обновления социальной реальности.
Много таких законов, которые и сейчас, и сто лет назад управляли обществом. Их предстоит постичь, чтобы вооружиться ими. Вооружиться не для того, чтобы снова и снова экспериментировать над страной, пытаясь нащупать какие-то особые, свойственные только России характеристики; а применять универсальные закономерности мирового устройства для решения проблем в российской действительности. Уникальность нашего учебного пособия состоит в том, что параллельно теоретическому материалу дается обширный практический. В него вошли результаты современных социологических исследований и обобщений.
Современная социология отражает механизмы организации людей в социуме и разнообразие форм социальных взаимодействий; она представляет собой комплекс теорий, позволяющих объяснять и прогнозировать социальную жизнь. Предлагаемое учебное пособие опирается на лучший опыт преподавания социологии в нашей стране и в то же время стремится избежать ошибок, упущений предыдущего этапа. Надеемся, что нам удалось соединить доступность изложения с научной глубиной, теоретической основательностью и содержательностью современного социологического знания.
Предлагаемое учебное пособие - результат коллективных усилий. Авторский коллектив стремился к достижению единства общенаучных и методических подходов. Вместе с тем это единство не исключает определенного различия в подготовке конкретных тем - стиля, авторских акцентов, идей. Мы стремились сохранить в учебном пособии присущую социологии эмпирическую операциональность и фактуальность. Там, где это необходимо, общие теории подкрепляются данными конкретно-социологических исследований, историческими фактами. Надеемся, что это не только углубит понимание соответствующих проблем, но и позволит лучше ощутить своеобразие социологии как науки, тяготеющей к конкретному анализу социальных явлений.
Акцент на описание основных тем социологии привел к тому, что вне нашего внимания, к сожалению, осталось немало увлекательных вопросов, а многих мы лишь коснулись, не подвергая специальному анализу. Думается, предложенный курс социологической науки в реальной практике преподавания может и должен быть расширен на семинарских занятиях в зависимости от профиля подготовки студентов, их познавательных интересов, интерактивного общения с преподавателем.
Научный аппарат учебного пособия, ориентированный, прежде всего на студентов, преследует преимущественно учебные цели. В конце книги дан список литературы, которую мы рекомендуем студентам для подготовки к занятиям по этому курсу. В него вошли работы ведущих представителей мировой и отечественной социологической мысли, опубликованные в нашей стране и поэтому доступные для читателя.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом:
доктор социологических наук Шиняева О. В. (введение, темы 1, 2, 5);
канд. философских наук доцент Гоношилина И. Г. (темы 6, 9);
кандидат исторических наук, доцент Зосименко И. А. (темы 8, 10, 11);
Клюева Т. В. (темы 14, 16);
канд. философских наук, доцент Сафонов В. Н. (темы 7, 15);
канд. исторических наук, доцент Чернов В. А. (темы 3, 12, 13);
канд. педагогических наук Шигабетдинова Г. М. (тема 4).
Шиняева О. В.,
доктор социологических наук, профессор.
Назад | Содержание | Вперед |