Введение

  Повышение роли права, закона в жизни современного российского общества вызвало интерес к юриспруденции у значительного числа молодых людей, выразившийся, в том числе, и в стремлении получить высшее юридическое образование. Юридические факультеты и институты оказались перед проблемой более тщательного отбора претендентов, желающих стать их студентами. Сейчас абитуриент юридического вуза должен не просто заявить о своем желании учиться, но и подтвердить объективно устойчивость своего интереса к юриспруденции, к будущей юридической профессии, продемонстрировать осмысленность своего выбора. Подтвердить это нужно, в первую очередь, знаниями о предмете своего интереса и убеждением в высокой значимости государственно-правовых явлений в жизни общества. Выпускники средних учебных заведений могли почерпнуть соответствующие знания и сформировать свои убеждения о роли государства и права либо самостоятельно, либо изучая соответствующие предметы в школе, гимназии и т.п. Учитывая, однако, что преподавание основ государства и права, а часто и обществознания (в соответствующем ракурсе) не всегда удовлетворяет требованиям, вузы издают для поступающих специальные учебные пособия, которые могут помочь абитуриентам пополнить и систематизировать имеющиеся знания из области юриспруденции, а также помочь убедиться в правильности избранного пути.
  Такую задачу ставит перед собой и наше учебное пособие, второе исправленное и дополненное издание которого предоставляется вашему вниманию.
  Кроме того, данное учебное пособие может быть использовано на подготовительных курсах для поступающих на юридический факультет, а также студентами при изучении основ государства и права на неюридических факультетах.
  В своем учебном пособии мы не будем рассматривать, по крайней мере подробно, уже известные вам из общего курса обществознания черты, свойства, признаки таких социальных явлений, как человек, личность, общество, власть, политика, экономика, культура, религия, мораль и т.д., но лишь акцентируем внимание на их связи и взаимодействии с государством и правом и иными государственно-правовыми институтами.
  В соответствии с Программой для поступающих в СамГУ, учебное пособие по государственно-правовой части обществознания для абитуриен- тов-юристов состоит из четырех разделов. Раздел I «Государственная власть, государство и право» дает представление о природе, причинах, путях и основных теориях происхождения государственной власти, государства и права как неизбежном результате поступательного развития человечества, совместной жизни людей. В учебном пособии поддерживается идея о том, что саморазвитие общества привело к появлению в различных частях Земли различных типов, форм, видов государства и права, имеющих тем не менее общую сущность, сходное целевое предназначение, а именно: государство и право явились на свет как средства, объективно необходимые для упорядочения все усложняющихся общественных отношений.
  Государство и право, естественно, не остаются неизменными. Их развитие происходит под влиянием множества объективных (природных) и субъективных (т.е. зависящих от воли людей) факторов, причин и условий. Столкновение объективных факторов, субъективных интересов и т.д. приводит к тому, что развитие государства и права не всегда прогрессивнопоступательное и прямое. Но тем не менее общий вывод о роли государства и права должен быть однозначным - они являются объективно необходимыми орудиями, механизмами самоорганизации общества и средствами управления его делами, более или менее обособившимися от самого общества. Последнее дает основание для исследования взаимоотношений гражданского общества и государства и порождает необходимость для гражданского общества выработки способов влияния гражданского общества на государство, стремящееся встать над обществом, а также способов цивилизованного (не слишком жесткого и обременительного, но эффективного с точки зрения разрешения коллизий и удовлетворения растущих потребностей людей) воздействия государства на общественные отношения. Право в этом процессе играет (должно играть) главенствующую роль.
  Раздел II учебного пособия называется «Современное Российское государство и общество по Конституции РФ».
  Развитие государства и права в нашей стране к настоящему времени прошло сложный путь поступательного и попятного движения, застоя и шатаний. Итог этого развития (в какой-то мере) и его перспектива отражены в Конституции РФ 1993 года.
  Впервые в истории нашей государственности Конституция РФ - Основной закон государства - была принята с участием народа России (может быть, и формальным в какой-то степени, но все же (!) сам факт о многом говорит). И если бы не политическая пассивность, инертность, патерналистская настроенность основной массы населения - народа России, состояние государства и права в РФ могло бы быть куда более отвечающим интересам людей.
  Учитывая, что именно Конституция РФ определяет основы конституционного строя России, основы правового положения личности, закрепляет основы организации государственной и муниципальной власти в РФ, абитуриенту крайне необходимо тщательно, глубоко и серьезно изучить структуру и содержание этого важнейшего государственно-политического документа с тем, чтобы знать, каким должно быть устройство нашего государства и всей правовой системы, которая Конституцией обусловлена и предопределена. Конституцию РФ каждый абитуриент должен приобрести и знать ее содержание не понаслышке. Учитывая, что РФ - федеративное государство и каждый субъект РФ имеет свое законодательство, весьма желательно тем, кто поступает в СамГУ, ознакомиться и с содержанием Основного закона нашей области - с Уставом Самарской области (выдержки из этого закона мы публикуем в Приложении к учебному пособию).
  Раздел III учебного пособия «Право современной России и его реализация» - это раздел, посвященный общему понятию права РФ, исследованию его структуры, системы, источникам (формам) права и способам его реализации (претворения в жизнь). Изучая данный раздел, абитуриенту весьма важно увидеть разницу и в то же время связь между правом (как правилами жизни, создаваемыми государством для регулирования общественных отношений) и законодательством, нормативными актами (как формой жизни права, выражения его во вне, источниками, из которых мы все узнаем о праве, о своих правах и обязанностях). В философии подобная связь выражается категорией двуединства формы и содержания.
  Фиксация общеобязательных для всех в государстве правил поведения в законодательстве (нормативно-правовых актах) и доведение их до всеобщего сведения (опубликование) является непременным условием реализации (осуществления) права.
  Реализация права (тех правил, норм, которые создаются государством в лице его компетентных органов для регулирования общественных отношений) возможна как в правовых отношениях, так и вне их (например, в форме соблюдения норм, запрещающих совершение правонарушений). Без надлежащей реализации (осуществления, претворения их в жизни общества) право теряет всякий смысл. Среди форм реализации права особое внимание уделяется такой форме, как применение права компетентными органами (судом, органами исполнительной власти и др.). Применение права осуществляется этими органами путем издания индивидуальных правовых актов - актов применения права к конкретным лицам, случаям, организациям и т. п.
  Наличие в государстве изданных им официально правовых норм - общеобязательных для всех правил поведения (составляющих в своей совокупности право данного государства - национальное право) делает нас всех субъектами права - носителями прав и обязанностей, а также ответственности за их нарушение, неисполнение (т.е. за правонарушения).
  В данном разделе учебного пособия говорится также и об общем понятии правонарушения, о видах правонарушений в зависимости от вида нарушенных правовых норм, а также о понятии юридической ответственности, ее общих принципах и правилах.
  IV раздел учебного пособия «Право и общество» посвящен особенностям воздействия различных отраслей права на общественные отношения. Разумеется, речь идет лишь об основных отраслях российского права - гражданском и семейном, уголовном и административном, трудовом и экологическом. В виду особой актуальности в это издание учебного пособия включены некоторые вопросы налогового права. Фактически не затрагиваются отрасли процессуального права.
  Изучая данный раздел, читателям рекомендуется обратить внимание на особенности правового регулирования статуса несовершеннолетних, особенности привлечения их к юридической ответственности.
  Облегчает процесс запоминания и усвоения материала его схематическое изображение. В учебном пособии вы найдете некоторые схемы (например, система и структура права, система государственных органов в РФ). Другие схемы можно попытаться сделать самостоятельно.
  И, наконец, в конце учебного пособия Вы найдете небольшой словарик, где дано объяснение наиболее сложных юридических терминов, понятий, определения которых отсутствуют в тексте, но могут вызвать затруднения в толковании и применении.

С пожеланиями успехов,
авторы

Назад Содержание Вперед