Тема 1. Понятие государственной власти, государства и права и их взаимосвязи
Государство и право являются способами самоорганизации человеческого общества. Поэтому исследование причин и путей возникновения и развития государства и права необходимо начать с изучения эволюции человека и становления человеческого общества. Человек - сложное, многогранное и необычайно интересное существо. Интересен человек и для юриспруденции: мотивы поведения в правовых ситуациях; отклоняющееся (противоправное) или, напротив, законопослушное поведение; реакции на правовое воздействие и т.п. - все это важно знать и для надлежащего правотворчества, и для эффективного правоприменения, и для целенаправленного государственного управления поведением людей.
Являясь относительно обособленной ветвью развития живых существ на земле, человек отличается (помимо прочих признаков) от других приобретенной (предположительно в процессе длительного исторического развития) осознанной потребностью и способностью к совместному труду, к совместному проживанию с себе подобными с целью удовлетворения и своих индивидуальных, и общих потребностей и интересов, к разумному согласованию своих действий (поведения) с другими людьми. Именно эти свойства человека позволяют объяснить причины появления общества, государства и права.
В то же время нельзя не отметить, что социальность человека (его стремление и умение осмысленно строить свои отношения с себе подобными и с природой) не находится в отрыве от его биологических, физиологических, энергетических, духовных и иных свойств. Все они так или иначе влияют на поведение человека, на его взаимодействие с другими людьми, а также с такими социальными явлениями, как государство и право.
Для юриспруденции помимо того важно иметь в виду, что каждый человек и на генетическом уровне, и в процессе воспитания и обучения, и в силу своего конкретного появления на свет в той или иной среде становится обладателем черт и свойств как общечеловеческого (присущего всем людям) плана, так и особенных черт и свойств, характерных для тех или иных конкретных социально-территориальных образований - общностей, а также и своих индивидуальных, неповторимых черт. Все эти черты и свойства влияют на поведение человека в государственно-правовых ситуациях. В этом поведении можно обнаружить и общее, свойственное всем людям, и особенное, обусловленное принадлежностью к той или иной социальной группе, и единичное, присущее только этому человеку. Эти особенности человека должны быть учтены и законодателем, и правоприменителем, и государственно-правовыми науками. И, наконец, еще один момент, характеризующий человека и весьма важный при анализе его поведения в государственно-правовых ситуациях, - это индивидуальный возраст человеческого личностного взросления. Этот возраст, с которым связывается осознание человеком своей ответственности за все происходящее на свете, наступает у человека далеко не одновременно со всеми одногодками даже в одинаковых социальных условиях существования. В этом одна из причин споров, конфликтов, социальных (в том числе и правовых) нарушений и проблем взаимодействия человека и общества, человека и государства, человека и права.
Оценивая с точки зрения современных научных достижений государство и право как социальные явления, объективно возникшие в ходе саморазвития человечества на Земле, мы неизбежно задумываемся над тем, какие же процессы, происходившие в жизни человечества, привели к зарождению государства и права, что способствовало их становлению и совершенствованию и позволило им стать тем, чем они стали, то есть каковы причины, условия и предпосылки их появления и развития.
Думается, что важнейшее значение в ходе саморазвития человечества имела его социализация, то есть процессы объединения человеческих индивидов, приведшие к образованию на отдельных частях земного шара относительно устойчивых целостных человеческих общностей (обществ), пронизанных и скрепленных становящимися все более многообразными и сложными повторяющимися связями (отношениями), нормами и правилами общежития, позволяющими сообществу (общности людей, обществу) при их ненарушении, соблюдении более успешно, чем индивидам поодиночке, добиваться удовлетворения своих совпадающих нужд и потребностей, становящихся в силу этого совпадения общими.
Эти геосоциальные (то есть образованные людьми на определенной территории Земли) общности (общества) постепенно приобрели столь сложную структуру и характер, что с неизбежностью породили особый аппарат для управления делами сообщества - государственный аппарат (государство) и связанное с ним право.
Но что же заставило человеческих индивидов (первобытных людей) объединяться?
Очевидно, это была осложнившаяся (в силу ухудшения природноклиматических условий Земли) необходимость удовлетворять свои насущные, первичные, базисные физиологические потребности. К ним относятся потребность в пище, тепле (одежде), безопасности (жилище) и т.п. Объединяясь, первобытные люди могли успешнее охотиться, добывать больше растительных и иных продуктов питания, эффективнее охранять их, защищаться от разного рода опасностей, решать другие жизненно важные задачи (говоря современным языком, экономические и военные). В результате этого появились более благоприятные условия для совершенствования орудий охоты и труда, передачи и накопления опыта деятельности, а впоследствии и для разделения и специализации труда в зависимости от способностей и склонностей людей.
Результаты совместной жизнедеятельности людей свидетельствовали о ее превосходстве над индивидуальной, не только в количественном, но и в качественном отношении. Совместный труд, компактное совместное проживание на определенной территории порождало все новые виды связей - общественных отношений - между людьми (то есть не только экономических и военных, но и организационных, лингвистических, этических, моральных и т.д.). Все это, естественно, обогащало и самого человека, рождая и чувство удовлетворения от общения с себе подобными. В конечном счете человек стал тем, чем он стал, именно под влиянием других людей, человеческого общества.
Итак, связи внутри сообщества со временем становились все сложнее, разнообразнее, некоторые из них стали устойчивыми, повторяющимися, прочными и постоянными, образовав базис человеческого общества в современном его понимании.
Однако термином “общество” в современном, например, русском языке обозначаются совершенно различные явления: общество потребителей, общество рыболовов и охотников, общество инвалидов, российское общество и др. Разумеется, в нашем исследовании мы имеем в виду иное общество - объединение людей более высокого порядка, взятое вообще, абстрактно. Любое общество такого рода, независимо от того, в какой части земного шара оно существует, на каком языке общаются между собой его члены, какой расы люди составляют это общество и т.п., то есть общество, рассматриваемое абстрактно, имеет следующие черты (признаки):
• это исторически сложившееся объединение людей, проживающих совместно на определенной территории Земли, признаваемой этими людьми своей и охраняемой ими;
• это не простое количественное объединение людей - это объединение на основе устойчивых повторяющихся разнообразных связей - общественных отношений: экономических (производственных и финансовых), организационных, военных, политических, идеологических, нравственноэтических, моральных, лингвистических и т.д., типичных и свойственных в первую очередь именно этому объединению людей (они ему внутренне присущи, им созданы и поддерживаемы);
• это объединение, позволяющее удовлетворять благодаря ему как индивидуальные, так и общие потребности и интересы;
• в этом объединении (обществе) в зависимости от степени его зрелости существуют свои формы интеграции (объединения) и разделения совместного труда (включая и труд по управлению делами общества).
Итак, исследование истории развития человечества на Земле дает основание полагать, что общество явилось способом и результатом самоорганизации совместной жизни людей на той или иной части территории земного шара, позволившим человеческим индивидам добиваться больших успехов по всем направлениям их жизнедеятельности: в экономическом, социальном, военном, культурном, психическом и т.д. отношении.
В целом человеческое общество развивается поступательно - прогрессивно (с точки зрения производства материальных и иных благ, согласно общепринятым критериям уровня жизни). Однако это развитие происходит неравномерно как в разных частях Земли, так и в исторической ретроспективе отдельных конкретных обществ (то есть прогресс сменяется застоем или даже попятным движением - регрессом).
Примеры неравномерного развития человеческих обществ мы можем обнаружить даже в наши дни. Так, на земном шаре обнаружены люди, находящиеся на первобытнообщинной ступени (например, в долине реки Амазонки в Бразилии). В то же время в других частях Земли отмечается более высокий уровень развития человеческого общества (например, страны третьего мира), а также есть страны, которые мы называем высокоразвитыми (по материальным и идеологическим критериям жизни), цивилизованными (по характеру и развитости общественных отношений), уровень благосостояния которых является для многих других идеалом, образцом, к которому следует стремиться.
Разумеется, что общества, складывавшиеся в разных частях земного шара, взаимодействовали друг с другом. Эти взаимосвязи становились все более интенсивными и разнообразными, хотя первоначально они могли сводиться лишь к охране своего ареала обитания, к захвату чужих территорий и т.п.
Люди, проживающие на всем земном шаре, образуют глобальное человеческое общество (человечество).
Общество в совокупности со всеми материальными и прочими условиями его жизни на определенной части территории Земли вместе с этой территорией образуют страну. Страну, в которой сложился государственный способ организации общественной жизни, называют чаще всего государством. Государство как страна характеризуется рядом признаков и главное - особой территорией в пределах государственной границы.
В большинстве современных стран Земли существует та или иная форма государственной организации общественной жизни (форма государства - о ней мы будем говорить позже).
Однако государственная организация общественной жизни возникла не сразу с формированием человеческих обществ. Человеческое общество прошло в своем развитии ряд догосударственных стадий, ступеней, форм. Это, конечно, не означает, что любое конкретное общество последовательно проходило все эти стадии. В силу великого многообразия условий жизни на Земле существует довольно большое разнообразие в становлении общественной жизни людей в разных частях земного шара. В то же время можно выявить и общие, типичные пути и признаки, позволяющие выделить группы обществ, близких между собой по некоторым основным признакам.
Из курса истории вы знаете, что догосударственными способами организации совместной (общественной) жизни людей были семья, род, племя, общества с зачатками государственности. Среди государственноорганизованных обществ выделяют такие типы, как рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический (и соответствующие типы государств).
Не рассматривая подробно догосударственный период развития общества, попытаемся лишь осмыслить, почему в нем возникла необходимость государственной формы организации. Почему последняя оказалась лучше первобытнообщинной настолько, что, видоизменяясь, сохраняется и по сей день и еще не исчерпала своих возможностей (в подавляющем большинстве стран).
Любая форма общения или совместной жизни людей невозможна без появления особого вида отношений между ними - властеотношений. Даже в неформальных отношениях, основанных на добровольности, один из субъектов взаимодействия руководит, лидирует, подчиняет себе другого в той или иной форме и степени. Субъекты таких отношений могут меняться местами, но может случиться и так, что один из них так и останется лидером, ведущим, руководителем, то есть властвующим, диктующим свою волю и добивающимся подчинения ей, а другой - ведомым, подвластным, подчиняющимся чужой воле.
Это зависит как от личных качеств каждого из субъектов - участников этих отношений, этого объединения (неформального или официального, временного или постоянного), так и от содержания взаимодействия, а также от других субъективных и объективных факторов.
Властеотношение - это отношение руководства-подчинения. Оно может быть построено на использовании грубой физической силы, экономического, финансового или военного превосходства лидера, на его авторитете, большем опыте, более глубоком знании вопроса и способов его разрешения, на договоре и т.д.
В зависимости от этой силы, обеспечивающей подчинение лидеру (руководителю, управляющему), меняется характер властеотношения. Если управляемый, руководимый, подчиненный поступает по воле лидера осознанно, по внутреннему убеждению в его правоте, властеотношение имеет вполне цивилизованный характер. Если же управляемый, ведомый субъект вынужден подчиняться грубой силе, уступая ей вопреки своему желанию, убеждению, то налицо принудительное властеотношение.
Власть дает возможность субъекту, ею обладающему, подчинять других своим целям, своей воле. К сожалению, эти цели далеко не всегда бывают благородными. Порой люди стремятся к власти ради нее самой, т.к. обладание властью позволяет добиваться для себя за счет других часто незаслуженных благ. Однако власть может испортить и человека, добившегося ее с благими, гуманными намерениями. Механизмы этих трансформаций изучаются не юриспруденцией, а другими науками (социологией, психологией, политологией и др.). Для юриспруденции же важно учитывать результаты этих научных исследований при создании законопроектов и рекомендаций по правоприменению.
Так, очевидно, избирателям следует рекомендовать быть более осмотрительными при голосовании за тех или иных кандидатов в депутаты, претендентов на руководящие должности и других лиц, стремящихся “во власть” (даже и общественную). Опыт показывает, что самый громогласный, все критикующий или красивее всех говорящий человек далеко не всегда действительно озабочен общественным благом. Вполне возможно, что самый желчный, язвительный, все яростно критикующий и незвергающий устои субъект может оказаться просто больным (страдает заболеванием печени).
Дать краткое однозначное определение власти невозможно. В самом широком смысле этого слова власть - это обеспеченная субъективными (личностными) и объективными факторами возможность одного из субъектов взаимоотношения повелевать, руководить поведением другого субъекта. Иногда власть основана на вере в божественность (данность Богом) ее происхождения, а следовательно, невозможность изменения существующего порядка вещей самими людьми (например, власть отца, власть государства, монарха в древних и средневековых цивилизациях. В наши дни этого придерживается теологическая теория происхождения государства).
В обществе существует много разных видов власти (экономическая, духовная, политическая и др.) и властеотношений. Наибольший интерес для нас представляет государственная власть, которая является разновидностью политической власти.
В юриспруденции изучается государственная власть как особый вид социальной власти, которая реализуется в деятельности государства в процессе функционирования государственного аппарата, его должностных лиц, во взаимоотношениях их с обществом. Государственная власть изучается нами также как сила, порождающая право, обеспечивающая его исполнение, в том числе принудительное.
Помимо юриспруденции государственная власть исследуется особенно пристально политологией. В самом упрощенном виде политология - это учение, наука о политике. А что такое политика? В обыденной жизни часто говорят о самых разных явлениях экономической, социальной, духовной жизни, называя их политикой. Например, валютная политика, политика воспитания в семье и прочее. Платон называл политикой искусство управления людьми.
Одним из наиболее распространенных толкований политики является определение ее как деятельности по руководству и управлению общественными делами с использованием механизмов власти, в первую очередь государственной власти.
По мнению известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти как внутри страны (государства) между отдельными группами людей, так и между государствами (вне данной страны).
Из сказанного видно, что политика - это специфический вид социальной деятельности. Она связана с согласованием интересов людей по поводу и в связи с осуществлением государственной власти как внутри страны, так и вне ее (во взаимодействии с другими государствами), с выработкой и формулированием идей, теорий (идеологии) развития тех или иных видов общественных отношений, социальных явлений (в том числе государства и права) и выражением требований к государственной власти (государственному аппарату) как средству реализации этих требований.
Политика как особый вид социальной (общественной) деятельности людей возникла в довольно высоко развитом обществе. В примитивных человеческих сообществах ее не было, т.к. там согласование интересов членов сообщества было естественным, да и индивидуальные интересы не были столь многообразными, как в более позднем обществе. В большинстве случаев интересы совпадали у всех членов сообщества и сводились фактически к обеспечению физического выживания людей. Согласие членов первобытного общества достигалось кровнородственными связями, авторитетом вождей, нормами обычаев, традиций, морали и религии на основе добровольного выполнения членами сообщества этих норм и решений, принятых общими собраниями или наиболее авторитетными членами сообщества.
По мере развития производительных сил, совершенствования экономических отношений развивались и человеческие потребности. Ведущую роль в этом процессе следует отдать имущественному фактору. Именно возможность обладать и распоряжаться большим имуществом (материальными благами) у одних или ее отсутствие у других людей расколола общество на достаточно непримиримые первоначально группы людей (классы). Возможность относительно обеспеченного существования без затрат всех сил и времени на добывание средств для этого позволила представителям имущих классов заниматься политикой, уделять больше внимания другим, не чисто материальным сторонам жизни: созданию науки, культуры, идеологии, т.е. возникли и стали удовлетворяться потребности второго порядка, вторичные.
Результатом политической деятельности стало государство как орудие, средство закрепления противоположных, в т.ч. классовых интересов господствующих в обществе сил, фиксирования достигнутого баланса. Возникли партии и иные общественные организации, выделились элиты и лидеры, добивающиеся удовлетворения своих личных или групповых интересов и целей через государственные институты (прежде всего) и непосредственно через влияние на массы, на общественное мнение.
В развитых общественных системах государство стало в конце концов такой политической организацией общественной жизни, которая получила возможность возводить согласованную в общих чертах политиками волю в закон, т.е. делать ее общеобязательной для всех в обществе.
В отличие от других политических организаций общества государство является всеохватывающей (охватывает все общество), универсальной (все стороны его жизни), единственно возможной в конкретных условиях для данного общества организацией.
В зависимости от того, кто получал (или захватывал) государственную власть, государство обретало те или иные формы, специфические черты и свойства (монархия или республика, феодальное или рабовладельческое, социалистическое или капиталистическое и т.п.) и накладывало свой отпечаток на все общество.
Политика, возникнув первоначально как деятельность по согласованию разнообразных общественных интересов, классовых и иных противоречий посредством государства, со временем расширила свои границы за счет включения в нее деятельности политических партий, общественных объединений, средств массовой информации, групп давления (лобби), отдельных личностей, пытающихся влиять на процессы выработки и принятия государственно-политических решений, а также на выработку стратегий развития общества в целом, на формирование идеологии, общих целей и интересов. Вместе с государством все эти субъекты политической деятельности составляют политическую организацию (систему) общества.
Суть политической деятельности видится тем, кто ею занимается, неоднозначно. Одни из них полагают, что политика должна согласовывать интересы, урегулировать и сглаживать конфликты и противоречия. Другие, напротив, считают, что суть политики заключается в обострении социальных противоречий, в разжигании борьбы классов и социальных групп, в обеспечении господства одних классов над другими.
Разумеется, все общество и всегда не может быть поглощено политикой. Сферой реализации неполитических, а это большинство повседневных интересов людей (духовных, творческих, научных, экономических и т.п.), является гражданское общество, позволяющее людям развиваться всесторонне и свободно.
Политика - сложное по своей внутренней структуре социальное явление. Помимо уже отмеченных (политическая организация, субъекты политики, политические отношения) в структуре политики выделяются также такие элементы, как политическая власть, политическая культура, политическое сознание и др.
В частности, политическая власть - это разновидность социальной власти, один из ее видов. Политическая власть - это возможность для субъектов политики проводить свою волю (волю класса, социального слоя, большинства народа, лидера и др.) вопреки возможному сопротивлению с использованием любых допустимых самими же этими субъектами средств.
Политическая власть фактически во вне выражается в виде совокупности волевых общественных отношений, складывающихся между государством, партиями, общественными организациями, группами, лидерами, а также их отношений с массами и отдельными людьми по поводу управления делами общества, направлений его движения и стратегических целей развития.
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.
Государственная власть как разновидность социальной политической власти отличается рядом специфических признаков:
• она распространяется на всё общество (всеохватывающий характер), практически на все сферы его жизни: социально-культурную, экономическую, административно-политическую (универсальный характер);
• она суверенна (независима) от других видов власти, кроме власти самого общества (в демократическом государстве);
• ее реализует особый субъект - государственный аппарат, его органы и должностные лица (государство в узком смысле);
• государственная власть в демократическом обществе осуществляется на основе и во исполнение права (правовых норм), в демократическом правовом государстве государственная власть не выходит за рамки права и направлена на исполнение требований правовых норм, реализуется в установленном законом процессуальном порядке в интересах всего общества;
• традиционно государственная власть обеспечивается угрозой применения принуждения, юридической ответственности в отношении тех, кто добровольно не исполняет ее требований, предписаний, выраженных в праве;
• государственная власть обеспечивается разветвленной системой правовых, организационных, материальных и финансовых средств и ресурсов (законодательство, армия, милиция, полиция, тюрьмы, налоги, государственное имущество и т.п.);
• государственная власть имеет внешние атрибуты своей независимости и обособленности - герб, флаг, гимн государства;
• государственная власть осуществляется на неприкосновенной в пределах государственной границы целостной территории, охраняемой государством; население, проживающее на этой территории, принадлежит государству как его подданные, граждане;
• государственная власть легитимна. Это значит, что использование ею силы для решения вопросов управления делами общества узаконено, что принимаемые ею решения общеобязательны для всех на территории страны, имеют верховенство над решениями других политических властей.
Легитимность можно понимать и несколько шире. Легитимность государственной власти некоторые ученые рассматривают как признание ее населением, что означает признание за государством права управлять делами общества и согласие людей подчиняться решениям этой власти. Таким образом, легитимность власти как бы встроена в культуру общества. Одним из аспектов легитимности является ее легальность, то есть урегулированность правом и действие государства в рамках законов и посредством законов (права). Это создает условия для безопасности законопослушных граждан и справедливого возмездия для нарушителей закона.
Из сказанного видно, что государственная власть в отличие от других видов социальной власти обладает такими специфическими средствами подчинения всех воле государства, как право, правовое принуждение и юридическая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение велений этой власти. Государство создает законы, в которых формулирует нормы поведения - право.
Право в данном случае мы рассматриваем как совокупность обязательных для всех велений, правил, норм поведения и деятельности, установленных государством в интересах той или иной группы (класса) людей или всего общества в целом, выраженных во вне в виде писаных законов и в иных формах (первоначально, например, в виде информации, распространяемой глашатаями, высеченной на каменных столбах и других материальных носителях).
Общеобязательность исполнения этих велений обеспечивалась (да и по сей день это так) принудительной силой государства с использованием армии, милиции, полиции, суда, тюрем и др., путем установления и применения разнообразных мер материального воздействия, ограничения возможностей (вплоть до лишения свободы и даже жизни) для тех, кто не повинуется этим государственным велениям добровольно.
Государство и само должно действовать в рамках права, если оно считает себя демократическим и цивилизованным.
В процессе своего возникновения и исторического развития государство и право неразрывно связаны. Возникнув, они не оставались неизменными, как и всякое социальное явление.
Государство появилось как способ самоорганизации общественной жизни, особая форма ее организации, более прогрессивная по сравнению с до- государственными формами. Право было создано государством (в отличие от естественного права человека, присущего ему независимо от государства, например, права на жизнь) как средство влияния на поведение людей и их объединений (организаций) в нужном ему (государству) направлении. Посредством права государству удается более цивилизованно и упорядоченно воздействовать на общественные отношения, то есть регулировать эти отношения в соответствии с интересами и потребностями тех или иных политических сил, обладающих государственной властью.
Итак, юриспруденция, как мы уже отмечали, рассматривает государство в трех основных аспектах - как страну, как особую политическую форму организации общественной жизни и как специальный аппарат для управления делами общества. Наиболее пристально правовыми науками изучается последний аспект - государство как государственный аппарат, т.е. система органов, призванных различными способами осуществлять функции государства как особой формы организации общественной жизни. Для решения стоящих перед ними задач государственные органы наделяются властными полномочиями.
Государственный аппарат может быть более или менее сложным в государствах с разной формой правления. Например, вся полнота власти может находиться в руках одного человека - монарха, который и является главным государственным органом, решающим окончательно все государственные вопросы (издает законы, осуществляет правосудие, создает другие государственные органы, не имеющие большой власти и подчиненные монарху).
Современные демократические республики имеют достаточно разветвленный государственный аппарат, построенный на принципе разделения властей (власть делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви). Соответственно здесь образуются законодательные, исполнительные и судебные государственные органы.
Законодательные органы осуществляют правотворческую работу. Их основная задача - создание правовой базы жизни общества. Для этого они издают нормативно-правовые акты в форме законов и контролируют их исполнение. В законах регламентируется не только порядок функционирования общества, но и порядок деятельности самих государственных органов, включая и законодательные.
Исполнительные органы государства осуществляют деятельность по организации исполнения законов, принятых законодательной властью в лице ее компетентных государственных органов.
Суды осуществляют правосудие, разрешают правовые споры, применяют нормы законов об ответственности к тем, кто нарушает требования правовых норм, осуществляют судебный надзор и контроль.
Таким образом, государственный аппарат представляет собой стройную систему государственных органов различных видов, призванных в своей совокупности осуществлять функции и задачи государства. Помимо государственных органов есть еще и государственные учреждения (армия, тюрьма, полиция), которые некоторыми авторами включаются в структуру государственного аппарата. Однако государственные органы - это все же наиболее важная первичная составная часть государственного аппарата.
Орган государства - это звено государственного аппарата, наделенное властными полномочиями по осуществлению функций государства теми или иными способами (путем принятия законов, организации их исполнения, осуществления правосудия, надзора, контроля за исполнением законов).
Каждый государственный орган является самостоятельным элементом в системе органов государства, обязанным творчески и активно, не дожидаясь указаний сверху, реализовать свою компетенцию. Компетенция государственного органа - это закрепленная за ним законодательством область деятельности и комплекс прав и обязанностей, объем которых он не может превышать или умалять по своему усмотрению.
Государственный орган - это одно лицо (президент, глава администрации) или группа лиц (правительство, дума), являющихся гражданами данного государства. Государственный орган имеет свою внутреннюю структуру (строение), например, Федеральное собрание Российской Федерации состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы; Администрация области включает в себя главу Администрации и такие подразделения, как управления, отделы, департаменты, комитеты и т.д.
Теория разделения властей получила первоначально наиболее полное обоснование в трудах Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Государственные органы образуются, действуют и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке и формах. Вспомните, например, что Государственная Дума РФ, президенты и главы администраций избираются гражданами сроком на четыре года; Совет Федерации РФ и Правительство РФ образуются иначе (см. ст. 95 и 111-112 Конституции РФ). Президент РФ и Глава Администрации действуют единоначально, а Государственная Дума РФ и Правительство РФ - коллегиально. Президент издает свои правовые акты в форме указов и распоряжений, Глава Администрации области - в форме постановлений и распоряжений.
Государственные органы различаются между собой также по характеру и объему компетенции, по территории и сферам деятельности, по срокам и формам работы, по способам и порядку реализации компетенции.
При первом знакомстве с системой государственных органов РФ наиболее заметно деление их на виды в зависимости от принадлежности к той или иной ветви государственной власти (законодательной, исполнительной или судебной - согласно принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции РФ). Это органы законодательные, исполнительные, судебные и прокуратура.
Второй фактор, существенно влияющий на систему государственных органов РФ, - это федеративное устройство нашего государства. Государственная власть в РФ, согласно Конституции РФ, осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Так, федеральными органами государственной власти в РФ являются:
• Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти;
• Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - Парламент РФ - представительный и законодательный орган РФ;
• Правительство РФ - высший орган исполнительной власти общей компетенции. К органам федеральной исполнительной власти относятся также прямо не предусмотренные в Конституции РФ органы специальной компетенции: министерства, государственные комитеты, службы, агентства, надзоры, комиссии;
• суды РФ - органы, осуществляющие правосудие и судебный надзор: Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии актов и действий государственных органов Конституции РФ; Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров;
• Прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ - органы, осуществляющие надзор за законностью.
В субъектах РФ также имеются соответствующие системы государственных органов.
Назад | Содержание | Вперед |