ВВЕДЕНИЕ

  Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XX начала XXI веков гораздо в большей степени заинтересованы в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, вырабатывать, принимать и реализовывать гибкие управленческие решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
  Решение этих задач требует комплексных усилий не только образовательных учреждений, но и всего общества. Нужна новая парадигма образования. На наш взгляд, она может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Современная модель парадигмы образования

  Образование - процесс овладения обучающимися системой научных знаний умений и навыков в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом.
  Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно­исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек.
  Обучение - целенаправленное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающихся, основанное на совместной деятельности по достижению государственных целей образования.
  Развитие - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
  В новой парадигме образования: обучающийся - предметно­информационная среда (в том числе современные средства информатизации образования) - педагог, присущая всем видам образования, всем образовательным системам (рис.2).

Рис. 2. Структурные компоненты новой парадигмы образования

  В настоящее время в стране реализуются следующие виды и уровни образования (рис. 3).

Рис. 3. Виды и уровни образования

  Современное развитие общества требует, чтобы решение этих задач осуществлялось с целесообразным учетом характера системообразующих связей между компонентами инновационной образовательной системы. Найти звено, за которое можно вытащить всю цепь, т.е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать интегрированные технологии, построенные на современной базе информационных и коммуникационных средств. Реализация таких технологий в процессе обучения позволит сформировать способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру обучающихся в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.
  Использование этих технологий требует от педагога высокой компетентности, т.е. владения современными методиками координации (согласование, приведение в соответствие чего-либо; установить целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями, явлениями) процесса обучения различным областям знаний.
  Педагоги несут ответственность за обучающихся, поэтому они должны контролировать: предмет изучения, стиль общения с обучающимися, образовательную среду (обстановка в группе), педагогическую технологию, самих себя. Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами обучающихся.
  В настоящее время возрастающий поток информации во всех областях человеческой деятельности требует постоянного расширения, обновления знаний и перехода к иному чем раньше принципу обучения: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», т.е. непрерывному обучению (Г.В. Дорофеев).
  К системе образования предъявлены новые требования, которые бы обеспечивали подготовку выпускников к работе в новых резко изменяющих социально-экономических условиях, конкретизирующихся открытием новых границ, информатизацией образования, использованием высокотехнологичных технологий.
  Все это требует пересмотра используемых методик в подготовке специалистов. Следовательно, на первый план выходит задача принципиально нового проектирования модели методик обучения, конструирования содержания и организации содержательной учебной информации, педагогической деятельности обучающего и учебной работы обучающегося в образовательном пространстве.
  При изучении данной учебной дисциплины студенты получают знания теоретических и методических основ, необходимых для активной профессиональной деятельности специалиста, ознакомятся основами методики профессионального обучения. Кроме того, у них будут сформированы элементы педагогической компетентности в области управления процессом обучения.
  Материал учебного пособия разбит на разделы.
  При подготовке учебного пособия авторы ссылались на работы следующих ученых В.В. Краевского, Н.М. Скаткина, О.В. Хроменко, Н.Е. Эргановой, В.А. Скакуна, В.С. Кукушкина, В.И. Орлова, И.З. Гликмана, И.Н. Гулидовой, М. В. Кларина, А. Гина и др.
  Пособие состоит из введения, девяти глав, заключения, глоссария.

Назад Содержание Вперед