ВВЕДЕНИЕ

  «Конфликтология» является одной из важных дисциплин в системе теоретической подготовки менеджеров. В процессе изучения данной дисциплины ключевыми вопросами являются: понятие конфликта и предметная область конфликтологии, генезис представлений о конфликте, представление о конфликте как явлении социальной жизни, методы конфликтологии, динамика различных видов конфликтов, теоретические направления исследования и практическая деятельность по урегулированию конфликтов, переговоры как средство урегулирования конфликтов, социально-психологические технологии разрешения конфликтов. Учебная дисциплина «Конфликтология» предусмотрена учебным планом для студентов очной формы обучения по специальности 08050765 «Менеджмент организации», ее рабочая программа составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста, изложенных в государственном образовательном стандарте высшего образования. Программа дисциплины рассчитана на студентов, профессиональная деятельность которых будет связана с решением проблем эффективного функционирования организации, в том числе за счет грамотного подбора персонала и управления трудовым коллективом, что повышает конкурентоспособность организации.
  Программа предусматривает проведение лекций, семинарский занятий, самостоятельную работу студентов, включая работу с конспектом лекций, рекомендованной литературой, периодическими изданиями, а также с интернет-ресурсами и другими самостоятельно подобранными источниками.
  Структура данного пособия соответствует структуре Учебнометодического комплекса (УМК) по дисциплине «Конфликтология», разработанного на кафедре «Общенаучные дисциплины» ИАТУ УлГТУ.
  Дисциплина относится к региональному компоненту учебного плана ГСЭ. Р.02.Государственный стандарт по дисциплине не предусмотрен.
  1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
  Цель:
  Изучение дисциплины «Конфликтология» имеет целью дать студентам основы теоретических и методологических знаний и навыков в сфере общенаучных основ конфликтологии.
  Задачи:
  • сформировать базовые компетенции по управлению конфликтами в трудовом коллективе,
  • сформировать знания основ по управлению конфликтами:
  - узнать основные этапы развития конфликтов,
  - овладеть важнейшими понятиями и терминами конфликтологии,
  - изучить специфику возникновения и развития конфликтов,
  - ознакомить с возможностями применения на практике теоретических знаний по урегулированию конфликтов.
  Приобретенные студентами знания и практические навыки должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком научном уровне организовать и совершенствовать систему управления трудовым коллективом.
  Межпредметная связь.
  Изучение дисциплины «Конфликтология» базируется на таких курсах, как «Основы менеджмента» (Принципы, методы и функции менеджмента. Организационные структуры предприятия. Мотивация деятельности в менеджменте, стили руководства), «Психология и педагогика» (Психология личности. Межличностные отношения), «Культурология» (Культура и общество. Культура и личность), «Социология и политология» (Социальные группы и общество. Личность как социальный тип, гражданское общество).
  Представление об управлении конфликтами в организации получает развитие в предметах «Стратегический менеджмент» (Базовые и альтернативные стратегии. Процесс разработки стратегии организации.
  Конкурентоспособность организации и способы ее повышения), «Экономика и социология труда» (Рациональная организация труда. Мотивация и стимулирование труда. Структура трудового коллектива).
  2. Требования к уровню освоения дисциплины
  Приобретенные студентами знания и практические навыки должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком уровне сформировать и совершенствовать систему управления конфликтами в организации.
  В результате изучения курса студент должен:
  • знать:
  - принципы, методы и функции конфликтологии,
  - стратегии управления конфликтами,
  - стили руководства трудовым коллективом,
  - методы оценки социально-психологического климата коллектива,
  - нормативную базу урегулирования конфликтных ситуаций и конфликтов и т. д.;
  • уметь:
  - выбрать адекватную стратегию управления конфликтом,
  - разработать модель бесконфликтного управления организацией,
  - выбрать методы стимулирования труда,
  - выбрать адекватный стиль руководства трудовым коллективом,
  - оценить конфликтный потенциал работника,
  - определить причины возникновения конфликтов;
  • приобрести навыки:
  - бесконфликтного взаимодействия с работниками в организации,
  - самостоятельно оценивать конфликтный потенциал работника,
  - совершенствования социально-психологического климата коллектива,
  - регулирования конфликтами,
  - измерения социально-психологического климата коллектива.
  3. Содержание теоретического курса дисциплины «Конфликтология» излагается в четырнадцати тематических разделах данного учебного пособия:
  1. Введение в конфликтологию
  2. Социология и философия конфликта
  3. Задачи конфликтологии, основные цели
  4. Психологические трудности общения
  5. Типология конфликтов
  6. Причины возникновения конфликтов
  7. Структура конфликта
  8. Динамика конфликтов
  9. Внутриличностный конфликт
  10. Причины конфликтов в организации
  11. Межгрупповые конфликты
  12. Прогнозирование конфликтов
  13. Технология предупреждения конфликтов
  14. Стратегия и способы разрешения конфликтов.
  Каждый раздел состоит из краткого теоретического содержания материала, контрольных вопросов по данному разделу, вариантов тестовых заданий. Основные используемые понятия содержатся в глоссарии.
  4. Методические рекомендации студентам
  Успешное усвоение курса предполагает активное творческое участие студента на всех этапах его усвоения путем планомерной, повседневной работы.
  Общие рекомендации.
  Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, методических указаний и разработок, указанных в программе. Особое внимание уделяется целям, задачам, структуре и содержанию курса.
  Данное пособие максимально адаптировано к материалам УМК по дисциплине «Конфликтология», содержит всю необходимую информацию по методическому обеспечению учебного процесса, включая методические рекомендации к изучаемым теоретическим разделам, контрольные вопросы по всему курсу, основную и вспомогательную учебную литературу.
  Работа с конспектом лекций.
  Просмотрите конспект сразу после занятий. Пометьте материал конспекта лекции, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.
  Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

Назад Содержание Вперед