1.1.6. Методы эмпирических исследований в психологии

  Метод в науке - способ научного познания, изучения. По существу это путь познания. Методы нужны науке для изучения своего предмета исследования. Наука использует научные методы, а это означает, что используемые методы являются объективными (независимыми от воли исследователя, его особенностей и пристрастий), валидными (пригодными для изучения того качества, которое изучается данным методом), надёжными (давать одни и те же результаты при повторении исследования, т. е. давать воспроизводимые результаты) и точными (погрешности измерения результатов должны быть незначительными). Например, требования валидности означает, тесты для изучения способностей должны изучать именно способности, а не уровень развития навыков решения задач или рисования.
  Психику человека изучает не только психология, но и многие другие науки, потому что психика существует не сама по себе - её функционирование обеспечивается работой различных органов, а также на функционирование влияют различные внешние и внутренние факторы.
  Каждая наука изучает психику и механизмы её функционирования своими специфическими методами. Например, работу органов человеческого тела, как известно, изучает физиология, а это медицинская дисциплина, и используются, в основном, методы химического анализа. А как связать воедино физиологию и психологию, как навести между этими двумя науками мосты? Нужна особая наука, и она называется психофизиологией, изучает она нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.
  Методы у неё тоже свои собственные - электрофизиологические - регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи (на этом методе основана работа широко известного детектора лжи или, как его ещё называют, полиграфа), электроэнцефалография (вживляют в мозг электроды и записывают прибором), электроокулография, электромиография, электрокардиография и др. Они надёжны, объективны, точны, потому что физиологическая активность клеток, тканей и органов регистрируется в виде электрических потенциалов (импульсов). Вот только расшифровывать полученные кривые сложно. Психология использует не столь сложные методы, да и интерпретация (истолкование) полученных данных тоже обычно проще (если не считать проективных исследований).
  Методы эмпирических исследований в психологии (или кратко - методы психологии) - способы изучения психики и поведения. Рассмотрим их.
  1. Наблюдение - это внимательное, неотступное отслеживание происходящего с объектом. Наблюдение как научный метод исследования отличается от житейского наблюдения тем, что обязательно имеет, во-первых, чёткий план проведения наблюдения (методику), во-вторых - протоколы, куда заносятся полученные данные, в-третьих - описание и анализ полученных данных, в-четвёртых - научное объяснение. В процессе наблюдения сначала поступки и слова подробно записываются - на бумагу, видео, диктофон, затем заносятся в протокол наблюдений, а потом - описываются и анализируются. В результате наблюдатель-исследователь научно объясняет причины того или иного психологического явления.
  Например, исследуются конфликты в организации. Студенты часто выбирают этот вопрос для курсовых и дипломных проектов. Записывается, кто, что, как, кому, когда сказал, и какие последствия имели эти слова. Или как человек себя вёл невербально: не обращал внимания, т. е. игнорировал, косо посмотрел, скептически хмыкнул или ехидно, со злорадством улыбнулся, скорчил брезгливую мину, посмотрел свысока, не считался с присутствием коллеги - вёл себя шумно, громко разговаривал, в том числе и по телефону, шушукался с другим коллегой, не давал информации - прятал в стол бумаги при приближении, или убирал с экрана компьютера изображение. Тоже всё записывается.
  Классификация видов наблюдения представлена на рисунке 1.3.
  Чаще всего используют внешнее наблюдение - для изучения поведения и всего, что с ним связано. Оно, в свою очередь, может быть сплошным или выборочным, пассивным и активным, открытым и скрытым и т. д.
  Нужно сказать, что наблюдение, как и всякое исследование - дело тонкое, и нужно учитывать психологию людей, и, прежде всего - психологические потребности. Например, одна аспирантка наблюдала за развитием ребёнка соседей. Они согласились помочь науке выявить возрастные особенности и закономерности развития, принимали её благосклонно до того момента, когда однажды у девушки рассыпались её бумаги. Помогая собирать их, мама ребёнка вдруг прочитала, что ведётся наблюдение за ребёнком со средними способностями. Но каждая мама считает, что её ребёнок - выше среднего или даже вундеркинд. Мама обиделась на такую характеристику, и девушке больше не разрешили вести наблюдение.

Рисунок 1.3 - Виды наблюдения

  Второй пример. Допустим, студент во время практики на заводе исследует методом наблюдения стиль руководства начальников разного уровня: директора (высший уровень), начальника цеха (средний уровень), и мастера (низший уровень). Если студент скажет мастеру, что его интересует стиль руководителя низшего уровня, то это, конечно, будет правда, но эта правда будет неприятна мастеру, и он будет относиться к студенту не так, как ему бы хотелось. Ведь каждый хочет казаться значительной, важной фигурой, от которой многое зависит, которая на многое влияет и имеет высокий статус. Поэтому так и нужно сказать, - что вас интересует стиль руководства человека, который является важнейшей фигурой на производстве, и от которого зависит качество, производительность, выполнение плана по производству; стараниями и умением которого обеспечивается выполнение этого плана. И это тоже будет правда. Но отношение к студенту будет совсем иное. Сейчас руководителей низшего уровня называют линейными руководителями.
  2. Эксперимент - это научно поставленный опыт с человеком, с людьми, животными. Исследователь создаёт специальные условия, в которых проявляется исследуемое поведение или психическая особенность, т. е. сам вызывает исследуемое явление.
  Виды эксперимента:
  - естественный (в реальных условиях) и лабораторный (в лабораторных условиях);
  - констатирующий (фиксирует наличие или уровень развития исследуемого качества или поведения) и формирующий (формирует нужный тип поведения или нужное качество, используется для обучения и воспитания).
  Пример естественного эксперимента: решив проверить опытным путём память ребёнка, ему говорят: пойди в магазин и купи: молоко, рис, сметану, сахар, булку, чипсы, кириешки, мороженое. Что он запомнит и сколько? Запишут. Потом в магазин канцтоваров пошлют. Потом всё опишут, проанализируют, например: из всех продуктов он запомнил и купил правильно только мороженое и чипсы. Всё остальное, что он купил, ему не заказывали. Сделают вывод, что в данном возрасте ребёнок способен запомнить только две единицы информации, и только эмоционально значимой (волнующей его).
  Пример лабораторного эксперимента.
  Германо-американский психолог Курт Левин исследовал роль и значение руководителя в группе. Объектом изучения К. Левина были группы детей- подростков (мальчиков 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше (смесь из картона, гипса, клея, крахмала). Подростки были разделены на три группы. Во главе каждой группы стоял взрослый, демонстрировавший разные стили руководства, для простоты названные «авторитарным», «демократическим» и «попустительским.
  1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления.
  2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу.
  3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер.
  К каким же выводам пришел К. Левин на основе своих экспериментов? Он и его сотрудники установили, что для той конкретной ситуации наиболее целесообразным стилем руководства является демократический.
  Во-первых, этот стиль создает более благоприятную атмосферу и способствует более активному включению членов группы в совместную деятельность. Во-вторых, при этом стиле руководства группа отличается наивысшей удовлетворенностью, стремлением к творчеству. Наконец, в-третьих, этот стиль обеспечивает установление наиболее благоприятных взаимоотношений между руководителем и группой.
  При авторитарном стиле руководства группа выполняла больший объем работы, чем при демократическом стиле, но имела более низкую мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. В таких группах отсутствовало групповое мышление, проявлялось больше агрессивности. Она демонстрировалась как по отношению к руководителю, так и по отношению к другим участникам группы. Наблюдались признаки большей подавленности и тревоги, зависимого и покорного поведения.
  В сравнении с демократическим стилем руководства, при либеральном стиле объем работы уменьшался, её качество снижалось, проявлялось больше игры, и в опросах фиксировалось предпочтение демократического лидера.
  На основании исследования К. Левин дал примерную характеристику каждого стиля и целесообразности его использования.
  Впоследствии было предпринято много попыток дать психологическую характеристику трёх стилей управления. Главным результатом их являлось уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержания решений, предлагаемых лидером группе, и техник (приёмов, способов) осуществления этих решений. В самом общем виде психологический рисунок обозначенных трех стилей представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 тАУ Сравнительная характеристика трёх стилей управления

  Пример формирующего эксперимента. В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно улучшить процессы ощущений и восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Некоторым детям было трудно различать звуки по высоте. Для развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь- папа», издававший низкие звуки, «медведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки. Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже младшие дети (2-4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не связаны с какими-либо известными им предметами.
  3. Опрос - метод сбора первичной информации, предусматривающий, во- первых, устное или письменное обращение исследователя к человеку или совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их интерпретацию.
  Понятие опроса употребляется для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником которой является человек. Варианты опроса:
  - устный - применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы;
  - письменный - применяется, когда достаточно формальных ответов, без наблюдения за реакциями отвечающего. Этот вид опроса позволяет охватить большее количество людей.
  Опрос может быть свободным или стандартизированным. При свободном опросе перечень задаваемых вопросов не ограничен определёнными рамками, а при стандартизированном - ограничен.
  Выделяют различные виды вопросов.
  Закрытые вопросы, предполагающие стандартизированный ответ, выбираемый из предложенных. Примеры подобных ответов: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать», «иногда», «как правило», «обычно», «всегда».
  Открытые вопросы, предполагающие нестандартизированный, свободный ответ. Ответы на открытые вопросы, в отличие от закрытых, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.
  Прямые и косвенные вопросы обычно используются при психодиагностике - выявлении у опрашиваемого того или иного качества или состояния. Прямые вопросы предполагают прямую, самостоятельную оценку опрашиваемым того или иного качества или состояния, а косвенные - не предполагают.
  Примеры различных типов вопросов.
  Закрытый вопрос: «Вас устраивает расписание занятий?»
  Открытый вопрос: «Ваше мнение о расписании занятий?»
  Прямой вопрос о таком качестве, как конфликтность: «Вы конфликтный человек?»
  Косвенный вопрос о таком качестве как конфликтность: «Часто ли Вы бываете участником конфликта?»
  По функции вопросы могут быть основными или наводящими; контрольными или уточняющими.
  Что касается формулировки вопросов, то вопросы должны быть максимально краткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными.
  Самые типичные ошибки при составлении вопросников: 1) скрытая за- данность ответа; 2) сверхдетализированность; 3) двусмысленность; 4) недостаточная различительная сила вопросов. Хорошие вопросники должны удовлетворять критериям надёжности и валидности (определения этих понятий даны выше).
  Устный опрос может проводиться в форме простого опроса - в режиме «вопрос-ответ» или в форме интервью (форма опроса называется интервьюированием).
  Традиционно считается, что интервью - предназначенная для печати (радио, телевидения) беседа с каким-либо лицом (обычно высокопоставленным). Сейчас этот метод используют и для сбора научной информации.
  Интервьюирование - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. В отличие от анкетирования интервьюирование осуществляется при помощи специально подготовленного для этого лица - интервьюера.
  В основе интервью лежит беседа. Однако это не простая беседа - здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели её заданы «извне» программой и задачами исследования. Таким образом, интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение». От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации.
  Специфика интервью - получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток.
  Основные сферы применения интервью - изучение общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные беседы при анкетных исследованиях.
  Анкетирование (письменный опрос) - разновидность метода опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой. По сравнению с интервью анкетирование имеет некоторые особенности: в интервью - это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, а в анкетировании - это восприятие письменного текста. Другая особенность анкетирования - повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты.
  Этими особенностями обуславливается возможное снижение качества информации: возрастание числа неискренних и формальных ответов, снижение числа возврата анкет и т. д.
  Анкета - разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе. Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определённым правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетёром (очное, групповое или индивидуальное анкетирование). Особое место в психологических исследованиях занимает тестирование.
  4. Тестирование психологическое - один из наиболее распространенных и практически эффективных методов психологической диагностики личностных особенностей и отношений, использующий стандартизированные вопросы, задания и процедуры обработки результатов.
  Тест предполагает чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также их стандартизированную интерпретацию. В этом - отличие тестов от анкет, вопросников и т. д.
  Варианты теста:
  1. Тест-опросник. Он содержит заранее продуманные, тщательно отобранные и проверенные с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
  2. Тест-задание предполагает оценку особенностей психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества;
  3. Проективный тест. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения негативных психологических и поведенческих особенностей. Применяя тесты подобного рода, об особенностях психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации и поведение других людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
  Примеры проективных тестов:
  Рисунок «Человек под дождем».
  Метод «Незаконченные предложения».
  Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука.
  Методика «Рисунок семьи».
  Тест «Несуществующее животное».
  Тест Роршаха (тест «чернильных пятен»).
  Например, в тесте Роршаха стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных картинок (таблиц) с черно-белыми и цветными симметричными слабоструктурированными изображениями («пятна» Роршаха) - см. рисунок
  1.4. Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ответы формализуются с помощью специально разработанной системы символов и затем делаются выводы об эмоциональном состоянии испытуемого, особенностях мышления, познавательных процессов, интеллекта и характера, о существующих проблемах, в том числе и психического здоровья.
  Тестов, «свободных от культуры», а значит, одинаково понятных по материалу индивидам из разных социальных общностей, создать нельзя. Это неустранимый недостаток тестов, и он особенно резко обнаруживается при тестировании индивидов, принадлежащих не к той социальной общности, на которую ориентированы тесты.
  Тесты могут составляться только специалистами. Набор заданий может быть назван тестом лишь после того, как он пройдет стандартизацию, и будут получены приемлемые коэффициенты его надежности и валидности.
  Информация, полученная при тестировании, имеет свой «срок жизни», и данные тестирования при изменении условий жизнедеятельности могут измениться в ту или другую сторону.

Рисунок 1.4 - Примеры чернильных пятен Г. Роршаха

  Требования, предъявляемые к тестам:
  - валидность (от англ.valid - действительный, пригодный, действенный)
  - соответствие и пригодность теста для оценивания или выявления именно того психологического качества, для оценивания или выявления которого он предназначен (выбран, создан);
  - объективность - непредвзятость, беспристрастность, что можно толковать как независимость от личностных и ситуативных факторов - симпатий и антипатий исследователя, его вкусов и предпочтений, теоретических установок, а также от условий, в которых проводится тестирование; от отклонений в настроении и состоянии испытуемого;
  - достоверность - соответствие истине, правильность, несомненность;
  - надёжность - возможность получения с помощью теста устойчивых показателей (имеющих минимальные погрешности и воспроизводимых при повторном тестировании);
  - точность - степень соответствия оценённого или выявленного показателя действительно существующему.
  Критерии оценки тестовых результатов включают ещё репрезентативность и эффективность. Репрезентативность означает представительность выборки испытуемых (представительность - это достаточно большая представленность исследуемых групп - молодёжи, детей, студентов и т. п. для того, чтобы можно было сделать выводы обо всей группе, а не только об испытуемых). Эффективность означает действенность.
  Полный список критериев оценки тестовых результатов: надёжность, репрезентативность, объективность, достоверность и эффективность.
  5. Моделирование - исследование на моделях (предметное, знаковое, математическое, мысленное, компьютерное). Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, эксперимента или теста затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
  Модели могут быть техническими, математическими, логическими, кибернетическими. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
  Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить её.
  Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих её процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
  Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
  Праксиметрический метод - психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Метод известен также как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).
  Биографический метод - метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
  Контент-анализ (content analysis) представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках.
  Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:
  1. Слово (термин, символ).
  2. Суждение или законченная мысль.
  3. Тема.
  4. Персонаж.
  5. Автор.
  6. Целостное сообщение.
  Самый простой способ обработки данных контент-анализа - регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.
  Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербального, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).

Контрольные вопросы, задания и тесты

  В чем отличие донаучного психологического знания от научного?
  Перечислите этапы развития представлений о предмете психологии как науки.
  Назовите объект, предмет, задачи психологии.
  Каковы законы, принципы, эффекты и феномены в психологии?
  Какое место занимает психология в системе наук?
  Назовите методы исследований в психологии.
  Особенности методов исследований в психологии.

Назад Содержание Вперед