2.2. Античность: возникновение научных знаний
В поэмах Гомера, созданных примерно за тысячу лет до нашей эры, люди, страдающие от безумия, представлены как согрешившие против богов и наказанные за это странностями в поведении. Так, безумный Одиссей вспахивал пустыню вместо пашни, а Аякс убил вместо своих врагов овцу. В гомеровской поэме действуют множество божественных созданий, но Асклепий, который позже стал богом медицины, упоминается как смертный. Гомер знал двух его сыновей, Махаона и Подалирия, которые были хирургами. Вполне вероятно поэтому, что Асклепий, так же как египетский Имхотеп, был человеком, которого обожествили после его смерти.
Культ Асклепия господствовал в греческой медицине столетиями и только в эпоху греческого Просвещения, которое пришлось на VII-VI вв. до н.э., его влияние начало заметно уменьшаться.
Сотни храмов Асклепия были построены в различных частях Древнего мира, большинство из которых находилось на территории Греции, главным образом в Эпидавре. Эти храмы располагались в живописных местах, к ним примыкали бассейны, сады, тенистые рощи на склонах гор. Возможно, страдающий пациент черпал вдохновение и надежду, наслаждаясь красотой и благородством храмов Асклепия. Не все желающие лечиться направлялись в храмы; если болезнь обратившегося за помощью была слишком тяжела, его отправляли обратно, так как культ Асклепия зависел от его репутации и ею не могли рисковать. Специально отобранные и принятые в храм пациенты получали рекомендации по личной гигиене и диете. Самым значительным мероприятием было лечебное пребывание в храме, или «инкубация» — сон. Что касается действий священнослужителей, направленных на то, чтобы вызвать сон у пациентов, а также их манипуляций во время их сна, то на этот счет имеются противоречивые сообщения. По-видимому, во время сна в храме пациент подвергался определенному воздействию, получая своего рода «дозу внушения» от жрецов Асклепия. Через сновидения пациенту передавались сведения о том, что надо делать для того, чтобы выздороветь. Людвиг Эдельстейн, исследователь культа Асклепия, верил в то, что пациенты видели во сне самого Асклепия. Это было возможно потому, что жрецы храма Асклепия глубоко воздействовали на них, внушая, что они должны обязательно видеть такие сны. Эдельстейн также утверждал, что каждый грек знал множество практических методов лечения, а значит, он мог видеть во сне лечебные назначения, предназначенные для него. Другие исследователи считают, что священнослужители храмов Асклепия были шарлатанами, которые давали пациентам опиум или его производные, после чего некто, выступая под именем Асклепия, внушал пациентам определенные предписания. Человек, как известно, наиболее внушаем в стадии между сном и пробуждением (гипногогическая стадия), и это могли брать в расчет жрецы Асклепия.
В культе Асклепия важную роль играли змеи. Даже его имя, возможно, было образовано от греческого слова «змея» (askalados). Греки боготворили змею, веря, что она являлась символом силы преисподней, поэтому они испытывали благоговейный трепет, когда жрецами Асклепия змея использовалась для врачевания их ран. Жезл Асклепия — стержень, вокруг которого обвивается змея, — утвердился как эмблема медицины.
Во времена процветания греческой и римской цивилизаций, приблизительно с 500 г. до нашей эры до 500 г. нашей эры, философы и врачи стали предлагать различные объяснения патологического поведения.
Гиппократ (460-377 до н.э.), которого часто называют отцом современной медицины, считал, что все болезни имеют естественные причины. По его мнению, болезненная патология поведения вызывается внутренними физическими причинами. В частности, он считал, что виной патологии бывает какая-то форма заболевания мозга, а это заболевание — как, на его взгляд, и любая болезнь — имеет своей причиной дисгармонию четырех животных гуморов (жидкостей), циркулирующих в человеческом теле: желтой желчи, черной желчи, крови и слизи. Например, избыток желтой желчи вызывает безумную радость; избыток черной желчи является источником постоянной печали. Врачи «круга Гиппократа» впервые описали симптомы депрессии, которую они называли меланхолией и причиной которой считали скопление черной желчи. Они также описали характерные признаки родильного умопомешательства, в современной терминологии — послеродовая депрессия; им принадлежит описание фобии, они ввели слово «истерия» для обозначения состояния, которое считали специфически женским. Они думали, что причиной истерии была блуждающая матка, утратившая свои связи в полости таза. Вероятно, они подозревали сексуальную природу истерических симптомов, поскольку рекомендовали замужество и половые сношения как лечение этих состояний. Создатели «Кодекса Гиппократа» предложили первую классификацию душевных заболеваний, причем она оказалась исключительно рациональной. Они сделали первую попытку охарактеризовать личностные особенности в терминах гуморальной теории Гиппократа, и до сегодняшнего дня мы говорим о людях: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Психиатрия и психология в большом долгу у Гиппократа за его вклад в развитие клинической медицины и психологии, эти науки также должны быть благодарны за то, что он первым открыл, что мозг является самым важным органом человека.
Уверенность Гиппократа в том, что патологическое поведение объясняется причинами внутреннего характера, разделяли и великие греческие философы Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), а также другие весьма авторитетные греческие и римские медики.
Размышления Платона о теле и его отношениях с миром разума, желаний и чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных взглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Тело постоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие дыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Жизненным источником тела является душа. Местоположение рассудка — рациональной души — постоянно и расположено Богом в голове, месте, наиболее близком к небу. Иррациональная душа пребывает в теле. Ее верхние составляющие — смелость, честолюбие и энергия — располагаются в сердце; нижние — желания, наклонности и аппетит — находятся под диафрагмой. Все тело в целом управляется рациональной душой. Души внутри тела сообщаются между собой посредством внутренних органов. Основная идея заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию и управление от высших функций разума. Самый значительный вклад Платона в медицину состоит в том, что он рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма, как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизованными нижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума является основой платоновской психологии.
Рационализм Платона дал новое направление в изучении психологических, этических и социальных феноменов — направление столь же революционное, как и тот рациональный метод изучения окружающего мира, который обосновали философы школы элеатов. Эта школа вытеснила мистическое демонологическое объяснение явлений природы, Платон проделал то же самое применительно к психологии. Хотя эти теории и не вошли непосредственно в современные наши знания о мире и о себе, они много сделали для подготовки интеллектуальной почвы для методических последовательных исследований, которые начались через две сотни лет.
Блестящие и едва ли не самые исключительные изыскания Аристотеля привели к значительному продвижению в философии и науке в целом. Его просто удивительная точность наблюдений и безошибочность классификаций повлияли на решение многих вопросов, как научных, так и ненаучных, включая и психологию человека. Он четко описал пять чувств. Осязание, считал он, является основным и наиболее важным чувством; вкус также достаточно важен, но он осуществляется через осязание языком. Оба эти чувства служат для аппетита. Обонятельные, зрительные и слуховые функции осуществляются через пространство. Аристотель определил, что звук передается по воздуху, но его объяснения зрения были весьма путаными. Он считал, что все ощущения, полученные посредством органов чувств, проецируются в центральном органе чувств, которым он считал сердце. Определенным вкладом Аристотеля в психологию можно считать и описание им содержания сознания. Он различал — на основе внутреннего самонаблюдения, конечно — следующие феномены: ощущение, способность к волевому напряжению и чувство. К чувствам он относил желание, гнев, страх, смелость, зависть, радость, ненависть и жалость. Описания этих различных аффективных состояний столь же точны, как современные.
В соответствии с этими взглядами античные врачи лечили психические отклонения, сочетая медицинские и психологические средства. Прежде чем прибегнуть к таким крайним мерам, как пустить больному кровь или ограничить свободу его передвижений, многие греческие врачи вначале прописывали больному теплую и дружественную поддержку, музыку, массаж, физические упражнения и ванны. Римские врачи высказывались даже более определенно, считая, что пациента с психическими нарушениями необходимо всячески успокаивать и морально поддерживать.
В конечном счете вся западная наука, и медицина в том числе, зиждется на рационалистических умозаключениях талантливых философов Древней Греции и Древнего Рима.
Назад | Содержание | Вперед |