3.2. Категории одаренности

  В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Все они не точны с точки зрения современной психологии [4].
  Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории:
  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
  • дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми.
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность) [4].
  Юркевич В. С. определяет академическую одаренность как умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела [5].
  Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования [5].
  Академический вид одаренности имеет свои подвиды:
  • учащиеся с широкой способностью к обучению - они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках,
  • учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (к точным или, например, гуманитарным наукам) [5].
  По мнению В. С. Юркевича, для академической одаренности значимы следующие слагаемые:
  - интеллектуальные способности (средний уровень и превышающие средний уровень),
  - мотивация,
  - креативность [5].
  Некоторые исследователи отождествляют понятия интеллектуальной и академической одаренности, а другие видят кардинальную разницу. Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы обязательно самостоятельны в мышлении - критичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира, способностью самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения. Академическая одаренность более адаптивна, их интеллект служит им для приспособления и соответствия требованиям среды [4, 5].

Назад Содержание Вперед