§ 5. Следы транспортных средств

  Следы транспортных средств зависят от вида, состояния дорожного полотна, конструкции транспорта и взаимодействия объектов столкновения. Наиболее распространены вдавленные (объемные) и поверхностные следы.
  Объемные следы представляют собой углубления в грунте с мягкой поверхностью: на земле, глине, песке, снегу, размягчившемся в жару асфальте, гудроне, пыли, различных сыпучих веществах, строительных растворах, бетоне и др. Поверхностные следы образуются на твердом покрытии: каменистой, хорошо укатанной проселочной дороге, мостовой, асфальте. Это обычно следы наслоения или отслоения вещества дорожного покрытия или жидких веществ (воды, масла, грязи). Так, если колеса попадают в дорожную лужу, то после лужи остаются следы наслоения. При переезде сыпучих веществ (мел, цемент, мука и пр.) частицами наслоения отображается рисунок протектора шины.
  По механизму образования следы бывают статическими и динамическими. Статические следы образуются при стоянке транспорта. При движении образуются динамические следы, обычно это следы качения (статические) и торможения («юза»), а также следы скольжения при столкновении транспорта с транспортом или преградой (следы удара, отслоения лакокрасочного покрытия, наслоения различных веществ на поверхность деталей транспорта, следы разделения целого предмета на части — стекла, кузова, груза, преграды и пр.).
  Наиболее распространены следы ходовой части транспорта. Это обычно колея, беговая дорожка, след колеса.
  След колеи — это расстояние между средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес, находящихся на одной оси. Беговая дорожка — это оттиск рельефного рисунка шин до боковых стенок. Диаметр колеса определяется по длине его окружности. Для этого по длине следа отыскивается броский признак, например, выщербина или другое повреждение, измеряется расстояние от «признака до признака», а затем определяется диаметр колеса. База автомобиля определяется по расстоянию между передними и задними осями колеса. Для этого в следах должны быть четко зафиксированы границы передних и задних колес. Обычно такие следы остаются, если автомашина разворачивалась с применением заднего хода.
  В следе торможения («юза») первоначально определяют границы и замеряют весь след от его начала — передних колес, затем вычитают из общей длины размер базы машины. Если след замеряют от задних колес, то база автомобиля не вычитается. Если в следе есть чередующиеся участки «юза» и следы качения (след с рисунком протектора), то замеряются все участки. В некоторых случаях требуется раздельно замерять следы правых и левых колес, т. к. их сцепление с дорожным полотном при торможении может быть разным.
  По рисунку протектора шины устанавливаются ее модель и модель транспорта, т. к. определенные шины ставятся на определенные виды транспорта.
  Следы ходовой части тракторов различаются. Если трактор на колесной ходовой части, то, как правило, передние колеса меньше по диаметру и ширине, чем задние, рисунок протектора более крупный — от шин повышенной проходимости. Трактор на гусеничном ходу оставляет специфические следы траков, на выступах которых есть зазубрины, болты, при повороте — следы скольжения траков в виде дуги. Аналогичные следы оставляют вездеходы, снегоходы и другие специальные машины с гусеничным ходом. Ширина отдельных траков измеряется и фиксируется дважды на протяжении длины следа.
  Гужевой транспорт редко встречается теперь в следственной практике, но знание его следов также необходимо, тем более что в последних изданиях справочника следователя каких-либо сведений о них нет. В сельской местности, в экспедициях и на Севере пользуются живой тягой и вьючными животными. Для перевоза груза используют различные повозки, телеги, тарантасы, которые могут быть на колесах и на полозьях (сани, нарты). Следы колес могут быть различными, так как повозка может быть с колесами на шинах и с деревянными на металлических ободах. Полозья саней могут быть деревянными и металлическими. Следы колес исследуются так же, как и следы колес автотранспорта, с той разницей, что если между следами колес есть следы копыт животного, то они исследуются тоже. Следы животных фиксируются так: каждый след отдельной ноги и дорожка хода, т. е. левой и правой передней и левой и правой задней ноги. Все параметры измеряются, фотографируются, делаются схемы и копии. В следах отдельных ног могут быть индивидуальные особенности подков или копыт. Вид животного и его некоторые физические признаки устанавливаются путем фиксирования формы, размера копыт, аномалий в их строении, постановки ног, длины и ширины шага. При осмотре мест происшествия, где есть следы животных, используемых в качестве тягловой силы, следует приглашать специалиста.
  Транспорт на полозьях используется в основном в зимнее время, по снежному покрову. Обычно это следы скольжения, в которых фиксируется ширина следа (полоза) и отдельные признаки в виде борозд. При глубоком снеге могут отображаться следы других частей саней. Следы снегохода — похожи на тракторные (резиновые, гусеничные).
  В снегу, на мягкой почве, а иногда и на других преградах могут оставаться вдавленные следы контакта выступающих частей любого транспорта. Такие следы фотографируются, измеряются, все элементы рисунка схематично зарисовываются, а отдельные части, где видны индивидуальные признаки, копируются. При наездах на преграды на месте остаются осколки стекла фар, подфарников, лобового стекла, отдельные частицы лакокрасочного покрытия кузова машины, лужи и капли смазки, охлаждающей и тормозной жидкости, бензина, выпавших частей груза из кузова. В кузове могут остаться сломанные и упавшие листья, ветки дерева, на которое наехал транспорт. При столкновении транспорта возможен переход частиц, частей кузова (деревянного в виде отщепов), различных деталей с одного транспорта на другой, поэтому следует тщательно осматривать кузов, борта и при нахождении их провести исследование по составлению целого по частям.
  При наездах на человека на выступающих частях транспорта, на поверхности крыла, кабины возможно обнаружение наслоений вещества крови, мозга, волос, отдельных нитей тканей одежды, отображения структуры одежды, сумок и пр. Возможен также отпечаток, например, решетки радиатора или другой части машины на одежде, сумках и др. предметах.
  При столкновении транспорта образуются самые различные следы: вмятины, царапины, разрезы, задиры металла, соскобы, наслоения и отслоения, по которым можно судить о форме детали, образовавшей дефект, силе и направлении удара и, следовательно, направлении движения транспорта. Все эти следы позволяют судить с обязательным учетом рельефа грунта о линии столкновения и взаимном расположении машин в момент удара.
  При транспортном происшествии водитель вместе с транспортом нередко скрывается с места события. В такой ситуации важно установить направление движения скрывшегося транспорта, организовать его поиск и задержание. На месте события остаются следы, с помощью которых можно установить это направление. Известно, что угол прямых деталей рисунка следа протектора, особенно повышенной проходимости, направлен в сторону обратного движения; сломанные ветки, трава при пробуксовке колеса углом направлены в обратную движению колеса сторону; так же направлен сдвиг следа на мягком грунте; капли жидкости острым концом указывают направление движения.

Назад Содержание Вперед