2. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы
В Российской Федерации за последние годы сложилась критическая социально-демографическая обстановка. В стране насчитывается свыше 6 миллионов инвалидов, 453:6 тысяч — детей-инвалидов, число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону, разводов на каждую тысячу приходится около 70 %.
Учитывая критическую ситуацию в стране, правительство России одним из главных направлений социальной политики определило совершенствование законодательства о правах инвалидов. И это не случайно, потому что в этой области социальной работы наблюдался серьезный застой. Социальная работа с инвалидами в основном исчерпывалась назначением и выплатой пенсий и отдельных категорий пособий.
Экономическое развитие с января 1992 года свело на нет те возможности, которые открывал ранее Закон СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов». Этот закон очень четко определил обязанности государства, вытекающие из ратификации в СССР (1998 г.) Конституции МОТ № 59 «О профессиональной реабилитации инвалидов». Так, предусматривались серьезные налоговые льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Если 30 % работников составляли трудоспособные инвалиды, то налог сокращался на 50 % и предприятие полностью освобождалось от налогов. Этот закон, по мнению экспертов, реализовался на практике.
Тем не менее долгое время не удавалось создать систему, подобную названному закону. Однако появился Указ Президента Российской Федерации «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 года. В этом законодательном документе давались указания министерствам труда и социальной защиты в трехмесячный срок разработать конкретные рекомендации о том, как осуществлять профессиональную реабилитацию и каким путем обеспечить занятость инвалидов.
Это указание было выполнено только в мае 1995 года, т. е. через два года (Президент требовал через три месяца). Министерство труда приняло постановление, утверждающее квотирование мест на предприятии, в учреждении для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Однако надежного правового механизма по-прежнему выработано не было.
Налоговое законодательство и рыночные отношения сводили на нет действия подобных нормативных актов.
Появление Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», подписанного Президентом в 1995 году обозначило качественный сдвиг в этом вопросе. Анализ показывает, что этот прорыв не был освобожден от предвыборной конъюнктуры, но в любом случае важно, что он наметился. Закон стал социально-правовой основой для развертывания комплексной социальной работы с инвалидами. В законе определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (статья 1), «социальная защита инвалидов» (статья 2), «медико-социальная экспертиза» (статья 7-8), «реабилитация инвалидов» (статья 9, 12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидов» (статья 13-32).
Правительством Российской Федерации, государственными органами субъектов Федерации начата работа по нормативному и организационному обеспечению норм закона. Например, Распоряжение Правительства РФ от 19 января 1996 года № 210-Р «О координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов» призвано создать организационный механизм действия важнейших норм закона.
Постановлением правительства г. Москвы внесены изменения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. Пункт 16 Положения теперь выглядит так: «От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование с 01.02.96 года освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, предприятий, объединений, учреждений, созданных для осуществления их уставных целей».
Парламентариями и субъектами Федерации с правом делегированного законодательства (правительством, администрациями субъектов Федерации) проведена законотворческая работа, поддерживающая социальную работу с детьми и семьей. Рыночные отношения сломали прежнюю систему помощи семье. Потребовались серьезные социально-правовые компенсационные механизмы. Была принята Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации.
Важным явилось Постановление о контроле органов образования над приватизацией и обменом жилья семьями, имеющими несовершеннолетних детей. С 1992 года после начала приватизации жилья стали поступать сигналы, что в результате приватизации немало детей оказалось бездомными.
Меры, предусмотренные рядом нормативных актов, не компенсировали рост цен, положение большинства семей резко ухудшилось. 4 апреля 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», где подтвердились и расширились права беременных женщин и маленьких детей: продолжительность отпуска по беременности и родам определялась в 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. В случае осложненных родов отпуск увеличивается до 86 календарных дней, при рождении 2-х детей или более — до 110 календарных дней.
Затем был принят Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 143 «О мерах по социальной защите многодетных семей». Он предусматривает для таких семей скидки не ниже 30 % установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией или от стоимости топлива; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецепту врачей для детей до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отношений; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе, один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
Указ предусматривает также льготы при выделении садово-огородных участков не менее 0,15 га на семью, содействие в получении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья и еще некоторые социальные права.
10 декабря 1993 года принят Указ Президента Российской Федерации № 2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышение их размеров.
Все эти меры не решали задачи компенсации в связи с удорожанием товаров и услуг детского и общего ассортимента и символическим размером. К тому же далеко не во всех субъектах Федерации этот указ выполнялся.
В Указе Правительству Российской Федерации поручалось до 1 июля 1994 года разработать проект законодательного акта, определяющего систему государственных пособий семьям, имеющим детей, устанавливающий единую систему пособий для материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Были несколько увеличены (примерно на 10 %) размеры выплат по ряду пособий. Депутаты Госдумы добились увеличения единовременного пособия при рождении ребенка в 2 раза (с пятикратного, как было в законопроекте, до десятикратного). Но в целом размеры пособий не достигали размеры пособий, установленных ранее Постановлением Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи».
В дальнейшем законодатели и Правительство Российской Федерации не раз будут возвращаться к данному вопросу. 4 сентября 1995 года Правительство России утвердило Положение № 883 «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». Госдума приняла Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. 27 января 1996 года Правительство России утвердило изменения и дополнения в своем сентябрьском Положении. Всвязи с трудным положением детей и семьи повышен размер единовременного пособия при рождении ребенка с 10-кратной минимальной заработной платы до 15-кратной, также в два раза повышены некоторые пособия.
В отношении детства, материнства, отцовства, семьи начинают складываться законодательные и организационные механизмы реализации социальных прав. Немалое значение будут иметь Национальный план действий в интересах детей и Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года, вводимые указом президента. В данном плане предусмотрены следующие направления:
- укрепление правовой защиты детства;
- поддержание семьи как единственной среды жизнеобеспечения детей;
- улучшение питания детей;
- обеспечение воспитания, образования и развития детей;
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
В этом указе дан реалистический анализ демографической, социально-экономической, криминогенной ситуации, сделан вывод о необходимости принятия экстренных мер, в том числе: создание ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних; обеспечение правовых гарантий несовершеннолетних в условиях вынужденной миграции; образование системы социального обслуживания семьи и детей; квотирование рабочих мест для несовершеннолетних с представлением налоговых льгот и компенсационных выплат; более строгий контроль за выполнением трудового законодательства и ответственность за детский травматизм; создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; установление повышенной уголовной ответственности за привлечение несовершеннолетних к изготовлению, торговле или рекламации продукции порнографического содержания, к занятиям проституцией; употребление наркотиков, алкоголя; защита прав детей при разводах и др.
Правительство Российской Федерации в целях координации действий различных субъектов приняло Постановление от 13 января 1996 года № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1996—1997 гг.»
Государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение к социальному правовому государству. Последнее утверждение справедливо и по отношению к правовой базе социальной работы с мигрантами, вынужденными переселенцами, с безработными. В этих целях необходимо усилить социальные аспекты трудовых отношений, социальную поддержку молодежи и студентов, систему образования и здравоохранения. На трудном пути к правовому социальному государству необходимо принять еще немало правовых нормативных актов, организационных и финансовых мер. Создается правовое поле для развития, реализации и претворения в жизнь усилий по социальной защите населения.
Назад | Содержание | Вперед |