1. Предмет и метод правового регулирования социальной работы, его конституционные основы
В основе любого вида социальной деятельности лежат характерные для нее критерии, которые базируются на конституционных основах и являются социальным «упорядочиванием» нормативной регуляции. Такими критериями являются: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
Предмет и метод правового регулирования социальной работы выступает в социальной действительности как системообразующий фактор.
Что же такое предмет правового регулирования социальной работы?
Под предметом правового регулирования понимается то, что именно регулирует право. Здесь имеется в виду регулирование определенными видами общественных отношений. Общественные же отношения представляют сложную, многоаспектную социальную категорию.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- субъективно-индивидуальные и коллективные отношения;
- поведение, поступки и действия людей;
- объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
- социальные факты, события, обстоятельства, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет правового регулирования в социальной работе — это все то, что попадает под действие правовых норм.
Под предметом социального воздействия понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и регулируют различным способом. От содержания и характера методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом социальных целей.
Предмет правового регулирования социальной работы является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям. Это происходит потому, что предмет имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Однако метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как он произведен от предмета и поэтому самостоятельного значения не имеет.
Но в сочетании с предметом метод способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отрасли.
Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения и соответствующего метода социального регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Законодатель, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может выбирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом, собственно, и заключается субъективность метода, отличающего его от предмета. Тем не менее и предмет, и метод играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.
Следует отметить, что метод как определенный прием, способ, средство воздействия права на общественные отношения регулируется Основным Законом Российской Федерации — Конституцией РФ.
В главе 2 Конституции РФ закреплены: право на труд, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы, на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальное обеспечение, государственную защиту семьи.
Конституционное закрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы.
Важно отметить, что право регулирует отношения, лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства. Это те отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальной регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами — моралью, обычаями, традициями и т. д.
К тому же не всякие отношения право способно регулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения же, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.
Нормы права группируются по отраслям и социальным институтам. Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда и везде по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.
Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод социального регулирования, потому что каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъекта.
Как видим, в правовом регулировании, одного материального ориентира недостаточно. Если руководствоваться материальным ориентиром, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более, что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они являются частью единой системы.
В общее понятие метода правового регулирования как собирательной категории входят следующие компоненты. Эти компоненты дают представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:
- установление границ объективных и субъективных факторов, особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.;
- издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписание о должностном и возможном их проведении;
- наделение участников общественных отношений, граждан и юридических лиц правоспособностью и дееспособностью, позволяющим им вступить в разнообразные правоотношения;
- определение мер ответственности (принуждение) на случай нарушения этих установлений.
Правовой метод регулирования представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.
Указанная специфика правового метода регулирования отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права в социальной сфере.
Однако надо согласиться, что с общим методом существуют конкретные методы правового регулирования. Эти методы характерны для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся: императивный и диспозитивный методы. Эти методы используются главным образом в уголовном и гражданском праве соответственно для этих наук. В разной степени эти методы присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма — это властное предписание, веление государства. В то же время веление государства дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.
Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязыва- ния и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, приписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право, тем самым, придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.
Например, в административном праве действует метод субординации и властного приказа, который позволяет эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязанность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих —характерные черты указанного метода.
Поощрение как метод, свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышение работниками своей квалификации, приобретение новых профессий и т. д.
Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоение почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.
В качестве методов правового регулирования используются убеждения и принуждения, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
Государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах президента, постановлениях, распоряжениях правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей.
В этом направлении сделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.
Упоминаемые выше статьи Конституции РФ содержат основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социалистическое законодательство. Кроме основополагающих, есть также правовые нормативные акты, имеющие программный характер, к которым можно отнести, например, Указ Президента Российской Федерации «О национальном плане действий в интересах детей» и соответствующий документ «Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года». Последний документ имеет «рамочный» характер и предусматривает разработку и принятие ряда новых актов для правового и политического обеспечения реализации этой программы.
Следует выделить также финансово-экономические нормативные правовые акты. Например, Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 1998 год», где определена база социальной работы. Кроме того, есть также акты директивнораспорядительного характера: указы президента, постановления и распоряжения правительства по конкретным социальным вопросам, требующие срочного выполнения.
Есть также общесоциальные правовые нормативные акты, относящиеся ко всему населению, и «адресные», направленные на конкретные «слабые» слои. К первым правовым нормативным актам можно отнести Федеральный закон от 21 июля 1995 г. «О рациональной безопасности населения». Ко вторым относятся, например, Федеральный закон «О социальном обслуживании пожилых граждан пожилого возраста и инвалидов»; законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»; федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Адресные правовые нормы наиболее конкретны и обозначают систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.
На современном этапе развития российского общества формируется система социального права, социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности, в частности индивидуальная свобода (экономическая, политическая и др.) дополняются социальными ценностями, такими, как равенство, являющееся основой социальной справедливости. Такое сочетание способствует формированию социальноправовой солидарности.
Таким образом, данный период общественного формирования характеризуется тем, что Конституционные основы регулируют социальную работу и социальное право каждого россиянина защищается государством.
Назад | Содержание | Вперед |