10. Предварительное расследование, его формы и общие условия производства

  Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования
  Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного производства и выражающаяся в деятельности органов дознания, следователя и прокурора по раскрытию преступления, выявления и изобличения лиц, виновных в его совершении, а также отягчающих и смягчающих их ответственность обстоятельств в целях обеспечения правильного применения закона и определения наиболее справедливой меры наказания при условии установления их виновности, осуществляемая в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальном законом.
  Задачами предварительного расследования являются:
  1) быстрое и полное раскрытие преступлений;
  2) изобличение виновных лиц;
  3) обеспечение правильного применения закона с тем, что бы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
  4) воспитание правопослушного поведения человека и гражданина, и всего населения в целом.
  Уголовный процесс способствует укреплению законности и правового порядка в обществе, предупреждению преступлений, соответственно охране прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
  Задачи предварительного расследования определяются задачами всего уголовного процесса, сформулированными в ст. 2 УПК.
  Предварительное расследование направлено на то, чтобы подготовить для суда материал с тем, чтобы судебное следствие и разбирательство были эффективными и справедливыми.
  Значение данной стадии заключается в том, что она является основанием для наступления третьей стадии уголовного процесса - назначения судебного заседания. Без нее и до ее завершения обвинительным заключением невозможно уголовное судопроизводство. Кроме того, на этой стадии наиболее полно устанавливаются все фактические обстоятельства преступления и лицо, виновное в его совершении (обвиняемый).

  Формы предварительного расследования
  В уголовном процессе признаются две формы предварительного расследования:
  1) дознание
  2) предварительное следствие.
  Дознанием называется только уголовно-процессуальная деятельность органов дознания, перечень которых определен законом (ст. 117 УПК). Оперативно-розыскная деятельность органов дознания в это понятие не входит.
  Раскрывая преступление, органы дознания, как правило, осуществляют и тот и другой вид деятельности.
  Предварительное следствие - это деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие. К ним относятся органы следствия, прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции, а также следователи и прокуроры. Сходство состоит в том, что они имеют общие задачи, равное доказательственное значение установленных фактов, и та и другая осуществляются в рамках УПК и т. п.
  Различия, в основном, заключаются в следующем:
  1) они проводятся различными органами и должностными лицами (ст.ст. 117 и 125 УПК);
  2) они имеют различные сроки (ст.ст. 121, 133 УПК);
  3) проводятся по различным категориям преступлений (ст. 126 УПК);
  4) лица, их проводящие, имеют различные процессуальные полномочия (ст. 120 УПК);
  5) дознание имеет несколько упрощенную процедуру (ст. 120 УПК).
  Дознание, в свою очередь, делится на два вида и соответственно соотношение предварительного следствия с дознанием определяется уже в зависимости от его вида. Так дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не является самостоятельной формой расследования и ограничивается сроком и производством неотложных следственных действий. При этом следователь имеет право принять дело к своему производству и приступить к расследованию, не дожидаясь окончания процессуального срока и неотложных следственных действий.
  Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является самостоятельной формой расследования и имеет вышеуказанные отличия от предварительного следствия.
  Еще одна особенность их соотношения состоит в том, что прокурор вправе заменить дознание следствием, но не наоборот.

  Виды дознания и их особенности
  Существует два вида дознания:
  - дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;
  - дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
  Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, проводится в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного производства.
  При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное производство и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления:
  - осмотр,
  - обыск,
  - выемку,
  - освидетельствование,
  - задержание и допрос подозреваемых,
  - допрос потерпевших и свидетелей.
  Перечень указанных действий является исчерпывающим и расширению не подлежит.
  Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
  По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятисуточного срока, обязан передать дело следователю.
  В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
  После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, оперативно-розыскные и розыскные действия только по поручению следователя.
  В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативнорозыскные меры для установления лица, совершившего преступления, уведомляя следователя о результатах.
  По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
  Дознание рассматриваемого вида должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного производства, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о его прекращении или приостановлении. При этом орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК для предварительного следствия, за следующими исключениями:
  1) потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы уголовного производства для ознакомления им не предъявляются;
  2) на органы дознания не распространяются правила, установленные частью второй ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.
  По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для их рассмотрения в суде.

  Понятие подследственности и ее виды
  Подследственность понимается как совокупность признаков уголовного производства, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа расследования.
  Известны следующие признаки подследственности:
  1. Территориальный.
  2. Смешанный или альтернативный.
  3. Предметный или родовой.
  4. Субъектный или персональный.
  5. Универсальный.
  Подследственность конкретного уголовного дела определяется всегда сочетанием двух признаков, одним из которых обязательно является территориальный, а вторым - либо субъектный, альтернативный, предметный или универсальный. Более значимым из них является субъектный. Это выражается в том, что если он есть, то подследственность определяется по нему.
  Субъектный или персональный признак (ст. 126 ч.ч. 2 и 3 УПК). Субъектный или персональный признак подследственности определяется субъектом преступления.
  Смешанный или альтернативный признак (ст. 126 ч.ч. 6 и 7 УПК). В соответствии с этим признаком орган предварительного расследования определяется самим ходом ранее начатого расследования. Так, например, по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 150, 285, 286, 306, 307, 309, 311 ч.ч. 2, 316, 320 и 327 УК РФ, предварительное следствие производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное уголовное дело.
  По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 171 ч. 2, ст.ст. 172-174, 176, 185, 193, 201, 202, 204, 210, 222 ч.ч. 2 и 3, ст.ст. 272-274, 290-293 и 304 УК РФ, предварительное следствие может производится также следователями органов налоговой полиции, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
  По делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 285, 286 и 290-293 УК РФ, предварительное следствие также производится следователями органов ФСБ, если это связано с расследованием уголовных дел о преступлениях, отнесенных к их подследственности.
  Предметный или родовой признак (ст. 126 ч.ч. 1, 3, 4 УПК). Этот признак определяется характером преступления, т. е. уголовно-правовой квалификацией совершенного преступления.
  Территориальный признак. Территориальный признак подследственности определяется местом совершения преступления, либо обнаружения преступления, а также местом нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей (ст. 132 УПК).
  Универсальный признак. Универсальный признак состоит в том, что, осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции, участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому уголовному делу (п. 5 ст. 211 УПК).
  В случае, когда лицо, производящее дознание или следователь установит, что данное дело находится вне его компетенции, произведя все возможные неотложные следственные действия, выносит мотивированное постановление о передаче его по подследственности и направляет его вместе с делом надзирающему прокурору. Прокурор разрешает данный вопрос по месту, где начато предварительное расследование. Все споры о подследственности разрешаются прокурором.

  Начало, место и сроки предварительного следствия
  Предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного производства.
  Следователь обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному им или переданному ему делу.
  Если уголовное дело возбуждено следователем и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором, следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копии этих постановлений следователь не позднее двадцати четырех часов направляет прокурору.
  Предварительное следствие производится:
  1) в том районе, где совершено преступление;
  2) по месту обнаружения преступления;
  3) по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.
  В последних двух случаях оно может проводится в указанных местах только в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования.
  В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить их производство соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
  Общий срок предварительного следствия - 2 месяца, дознания (как самостоятельной формы расследования) - 1 месяц.
  В этот срок включается время с момента возбуждения дела и до его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления уголовного производства.
  Срок предварительного следствия и дознания, может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами до трех месяцев. Причем применительно к дознанию вышеуказанный прокурор может продлевать этот срок дважды - по одному месяцу (т. е. до трех месяцев).
  По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия и дознания до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Г енеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
  При возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.
  В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.
  Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

  Соединение и выделение материалов уголовного производства
  В одном производстве могут быть соединены материалы уголовного дела:
  - по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений,
  - или же материалы по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений, а равно в заранее не обещанном укрывательстве этих же преступлений.
  Не могут быть соединены в одно производство несколько самостоятельных уголовных дел, по которым действия обвиняемых ничем не связаны. Наличие по таким делам одних и тех же свидетелей или потерпевших не имеет при этом процессуального значения.
  Выделение дел допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения дела.
  С соблюдением этих условий по указанию прокурора из уголовного дела по обвинению лица или лиц в совершении нескольких преступлений в отдельное производство для завершения расследования может быть выделено дело в отношении указанных лица или лиц о преступлении или преступлениях при установлении по ним всех обстоятельств, подлежащих доказыванию.
  В ст. 195 УПК говорится о возможности выделения и приостановления дела в случаях, если обвиняемый скрылся от следствия или суда либо заболел психическим или иным тяжким заболеванием, а также если не установлено лицо, совершившее преступление.
  Ст. 396 УПК гласит: «Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе с взрослыми, дело о нем по возможности должно быть выделено в отдельное производство в стадии предварительного следствия».
  Соединение и выделение дел производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо по определению или постановлению суда.
  Не допускается выделение в отдельное производство дела в отношении одного из причастных к преступлению лиц, деяние которого тесно связанно с действиями другого лица, если имеется возможность расследовать и рассмотреть эти дела вместе.
  При соединении нескольких дел в одно производство срок по ним исчисляется по тому делу, которое возбуждено раньше все остальных. Так например, если соединены три дела возбужденные 22 мая , 10 июня и 7 июля 2000 года, то срок образовавшегося единого дела будет исчисляться с 22 мая 2000 года.
  Срок предварительного расследования по выделенному уголовному делу исчисляется со дня вынесения постановления о выделении уголовного дела в отдельное производство.

Назад Содержание Вперед