11. Взаимодействие следователя с органом дознания при производстве по уголовному делу
Взаимодействие органов следствия и дознания - это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени деятельность следователя и оперативного работника органов дознания, направленная на предотвращение и раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц путем наиболее рационального сочетания процессуальных и оперативно-розыскных средств борьбы с преступностью.
Взаимодействие следователя и органа дознания осуществляется в двух формах:
1) уголовно-процессуальной;
2) организационной.
Уголовно-процессуальное взаимодействие. Ст. 127 УПК предоставляет следователю право по расследуемым им делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания, даваемые в письменном виде, обязательны для органов дознания.
Поручения и указания следователя органам дознания облекаются в форму письменного предписания и направляются следователем руководителю соответствующего правоохранительного органа, который поручает их исполнение подчиненным ему сотрудникам.
В отдельном поручении указывается: наименование органа дознания, которому дается поручение; краткое изложение обстоятельств уголовного дела в объеме, необходимом для качественного исполнения поручения; фактические и правовые основания дачи поручения; содержание задания, даваемого органу дознания; перечень следственных и розыскных действий, которые необходимо произвести органу дознания при исполнении поручения; срок исполнения поручения; наименование органа, которому должны быть направлены материалы исполненного поручения.
Ст. 127 УПК не устанавливает срока, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. На практике по аналогии применяются положения ст. 132, устанавливающей десятисуточный срок исполнения отдельного поручения. Однако следует учитывать, что следователь не связан рамками этого срока и в зависимости от конкретных обстоятельств дела может установить любой срок исполнения отдельного поручения в рамках общего срока расследования.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ «Об оперативнорозыскной деятельности» следователь по уголовным делам, находящимся в его производстве, уполномочен давать письменные поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Давая поручения о производстве оперативно-розыскных действий, следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим ОРД. При этом он не вправе указывать, какие конкретно ОРМ должны быть для этого выполнены.
Организационное взаимодействие. Основной организационной формой взаимодействия согласно Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной Приказом МВД РФ № 334 от 20 июня 1996 года, является следственно - оперативная группа (СОГ).
Следственно-оперативные группы подразделяются на следующие виды:
1. Дежурная (при дежурной части) - обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам» и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Возглавляет СОГ следователь.
2. Целевая (временная) - для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу.
3. Специализированная (постоянно действующая) - для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены.
4. Совместная СОГ (бригада) - для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав данной группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, ФСБ, ФСНП.
Взаимодействия следователя с органом дознания предусматривает согласованное планирование следственных действий и их совместное производство, а также взаимный обмен информацией или сообщений, имеющих значение для дела, совместное обсуждение дальнейшего хода расследования.
При расследовании преступлений, совершенных российскими гражданами, иностранными гражданами либо лицами без гражданства на территории России, но скрывающихся на территории других государств, следователь взаимодействует с правоохранительными органами других стран по уголовным делам.
Правовую основу такого взаимодействия составляют:
- международные конвенции;
- межгосударственные договоры;
- межправительственные соглашения по отдельным вопросам оказания правовой помощи;
- внутригосударственное законодательство.
Так, к числу международных правовых актов, регулирующих вопросы оказания правовой помощи относится Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенная между странами СНГ в Минске в 1993 году. Ее подписали Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан. Россией данная конвенция ратифицирована 4 августа 1994 года.
Двухсторонние договоры о правовой помощи заключены Россией с Кыргызстаном, Молдовой, Азербайджаном, Литвой, Эстонией, Арменией, Украиной. Для России имеют силу двухсторонние договоры о взаимной помощи, заключенные в период с 1957 по 1984 годы, как правоприемника Союза ССР с КНДР, Польшей, Румынией, Албанией, Венгрией, Монголией, Алжиром, Грецией, Южным Йеменом, Кипром.
Межправительственные соглашения по отдельным вопросам оказания правовой помощи заключены с Великобританией, США, Германией, Францией, Италией, Турцией, Канадой, Мексикой, Аргентиной, Испанией например, соглашение между правительством США и правительством РФ о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам, заключенное в Москве 30 июня 1995 года.
Порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с судебно-следственными органами иностранных государств, а равно порядок выполнения поручений последних определяется действующим законодательством и международными договорами, заключенными Россией с соответствующими государствами (ст. 32 УПК).
Назад | Содержание | Вперед |