§ 2. Московское государство в XVII веке
Царствование Ивана IV разорило страну и ввергло ее в состояние острейшего политического, социально-экономического и духовного кризиса - Смуты. В настоящее время большинство историков выделяют следующие причины этого явления:
Политические: династический кризис, связанный с прекращением династии Рюриковичей и недостаточным авторитетном новой династии Годуновых; борьба за власть в элите московского общества, зависть, ненависть и постоянные интриги против Годунова со стороны старых боярских родов, в том числе, использование против него «дела царевича Дмитрия»;
Экономические: тяжелейший экономический кризис, связанный с опустошением страны во времена опричнины и Ливонской войны; неурожаи и голод 1601 - 1603 гг.; безрезультатные попытки власти справиться с голодом и бегством крестьян;
Социальные: антикрепостнические настроения среди крестьян, их стремление вернуть старые порядки, существовавшие до закрепоститель- ных указов 80 - 90-х гг. XVI века; восстание холопов 1603 г.; кризис внутри феодального сословия (численность служилых людей росла, а фонд поместных земель по причине «великого разорения» 70 - 80-х гг. XVI в сокращался, крестьяне из-за неурожаев и голода бежали из поместий, что разоряло мелких феодалов), недовольство властью (после избрания Бориса Годунова) и недоверие к ней со стороны всех социальных слоев.
В развитии Смуты можно выделить несколько этапов:
Первый - 1598 - 1605 гг. - династический и политический кризисы: пресечение династии Рюриковичей, избрание Бориса Годунова, борьба за власть среди элиты, появление в Польше Лжедмитрия I; экономический кризис: голод и бегство крестьян;
Второй - 1605 - 1610 гг. - социальный кризис: правление самозванца Лжедмитрия I, правление и свержение Шуйского, крестьянская война под предводительством И. Болотникова, утрата Москвой значения политического центра и появление «воровских столиц», предательство боярства, активное вмешательство поляков во внутримосковские дела;
Третий - 1610 - 1613 гг. - национальный кризис: фактический распад государства, открытая польско-шведская интервенция и явная угроза потери независимости, претензии Сигизмунда III на московский престол.
Первый этап. Разрешить династический кризис попытались беспрецедентным за всю предыдущую российскую историю способом - избрать царя на Земском Соборе. В 1598 г. на Земском Соборе при большой поддержке служилого дворянства был избран царем Борис Годунов (1598 - 1605), который фактически уже правил страной при Федоре Иоанновиче (Годунов был женат на сестре царя Ирине). Он отказался от политики террора и стремился к консолидации всего класса землевладельцев. Годунов поддерживал посадское население, облегчая положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Широко шло строительство городов в Поволжье. В 1598 г. было утверждено патриаршество - крупнейшее событие, укрепившее престиж и духовную независимость России. Успешной была и внешнеполитическая деятельность Годунова. Годунов привлекал на службу иностранных западных специалистов. Впервые на учебу за границу была отправлена группа дворянских детей. В планах было утверждение школ и университета по европейским образцам.
Благие начинания царя перечеркнул голод, продолжавшийся почти 4 года (1601 - 1605 гг.). Все мероприятия власти (раздача хлеба, денег нуждающимся, организация общественных работ, восстановление права крестьянского перехода) успеха не принесли. Ежедневно только в Москве собирали сотни трупов и свозили за город, где хоронили в общих ямах. Ситуацию усугубила начавшаяся эпидемия холеры. Голод привел к падению авторитета Годунова. Не только экономическая, но и его социальная политика в целом оказалась недальновидной: стремясь найти опору в мелких помещиках, из которых в то время состояли основные силы русской армии, он запретил крестьянам, жившим на их землях, покидать поместья. Крестьяне в итоге из свободных людей стали крепостными. Фактически при Годунове установилось крепостное право.
На фоне всех этих событий в 1601 г. в Польше объявился самозванец - Лжедмитрий, выдававший себя за чудом выжившего сына Ивана Грозного. В 1604 г. при поддержке польско-литовских отрядов он перешел русскую границу. Его поддерживали казаки, крестьяне, оппозиционное боярство, служилый люд и частично духовенство. В 1605 г. Годунов внезапно умирает и самозванец вступает в Москву.
Начало правление самозванца - начало второго этапа Смуты. Правление Лжедмитрия I оказалось коротким и неудачным. Он оказался недальновидным политиком, не сумев за одиннадцать месяцев своего правления заручиться поддержкой ни одной из социально-политических сил. Не выполнил он и обещаний, данных полякам. Более того, приняв в Польше католичество, запретил строить католические храмы в России. Православная церковь также отказала царю-католику в поддержке. 17 мая 1606 г., когда в Москве готовилась свадьба молодого царя с Мариной Мнишек, внезапно вспыхнуло восстание. Лжедмитрий I и многие из его приближенных были убиты, а Марина Мнишек арестована и выслана в Польшу. Новым царем был провозглашен князь Василий Иванович Шуйский.
При воцарении Шуйский сделал так называемую крестоцеловальную запись, обязуясь не судить своих подданных без участия Боярской Думы, не подвергать гонениям невинную родню опального и, наконец, тщательно проверять все доносы. Эта запись имела в своей основе не столько политическую волю к ограничению самодержавия, сколько стремление верхов русского общества вернуться к нарушенной опричной традицией совета царя с Боярской Думой.
Правление Шуйского сопровождалось новыми потрясениями. В Польше появился самозванец Лжедмитрий II, сумевший дойти почти до Москвы и осесть в местечке Тушино в июне 1608 г. (за что и получил прозвище «тушинский вор»). Фактически сложилось два альтернативных центра власти: один в Москве во главе с В. Шуйским, другой - в Тушино во главе с Лжедмитрием II, у которого была своя Боярская Дума и даже патриарх. Фатальной ошибкой Шуйского стало заключение договора со Швецией для совместной борьбы с Лжедмитрием II. Польский король Си- гизмунд III объявил России войну и осадил Смоленск. Самозванец полякам был больше не нужен, бежал в Калугу и вскоре был убит. Шуйского свергли и насильно постригли в монахи. Польские войска заняли западные земли, дошли до Москвы и захватили Кремль.
В 1606 - 1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством И. Болотникова. Движение было поддержано антиправительственными выступлениями дворянских отрядов и захватило огромные территории - Юго- Запад, Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Все силы В. Шуйский бросил на подавление восстания, к осени 1607 г. повстанцы были разгромлены, а сам Болотников казнен.
Правящая группировка московских бояр — Семибоярщина — решила использовать ситуацию и опереться на польского короля, с которым был заключен договор о призвании его сына Владислава на русский престол. При этом был выдвинут ряд условий: переход Владислава в православие и женитьба на православной невесте, запрет на распространение католичества в русских землях, уход польских войск с территории Московского государства, освобождение русских пленных, гарантии независимости страны. Особо оговаривался вопрос о политическом устройстве государства. Предполагалось, что это будет ограниченная монархия (законодательная власть принадлежит Земскому Собору, исполнительная и судебная - правительству, царь - глава государства). Однако Сигизмунд III запретил своему сыну менять веру, а призвание на престол царя католика означало предательство национальных интересов России. Категорически против Владислава выступила православная церковь во главе с патриархом Гермогеном, поддержанная дворянством, посадскими людьми, крестьянством.
О призвании на престол Владислава, вернее о последствиях такого шага историки высказывают разные мнения. Так, В.О. Ключевский полагал, что воцарение принявшего православие Владислава не остановило бы Смуту. А вот ряд современных исследователей считают, что приход Владислава направил бы Россию по западному пути (при поддержке Польши).
Начинается третий, национально-освободительный, этап смутного времени (1610 - 1613 гг.). Дважды собиралось народное ополчение. Первое - в 1611 г. в Рязани под руководством воеводы П. Ляпунова. Ополченцы дошли до Москвы и взяли Белый город, но освободить столицу не смогли. Летом того же года ополчение распалось из-за внутренних разногласий между дворянами и казаками. Создание второго ополчения происходило летом 1612 г. в Нижнем Новгороде под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В августе 1612 г. ополченцы подошли к Москве, а в октябре 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал. Москва была спасена.
Перед страной встал сложный вопрос избрания нового монарха, чью кандидатуру поддержали бы основные политические силы и все население страны. Для этого в январе 1613 г. в Москве собрался на редкость многолюдный (около 700 человек) Земский Собор, в котором принимали участие выборные от бояр, дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и, видимо, черносошных крестьян. Постановив не выбирать царя из иностранцев, после бурных споров Земский Собор решил остановиться на кандидатуре Михаила Федоровича Романова (1613 - 1645), сына митрополита Филарета.
Последствия Смутного времени оказались очень тяжелыми. Это были потеря выхода к Балтийскому морю; утрата Смоленских и Северских земель; тяжёлый экономический кризис; падение престижа власти, разрушение государственных институтов и старых общественных устоев (сильнейшее иностранное влияние испытали вопросы веры и обряда, житейские обычаи).
Вступая на престол в феврале 1613 г., Михаил Федорович обязался не принимать решений без совета с Боярской Думой и Земским Собором. Однако все последующее развитие страны в XVII в. характеризовалось постепенным усилением централизации и самодержавия.
Выход из экономического кризиса растянулся до середины XVII в.
В катастрофичном положении оказалась русская деревня. Низкое плодородие нечерноземных земель, нерентабельность крестьянского хозяйства (ввиду примитивности технической базы и усиления крепостничества), запустение центральных уездов и отток населения на окраины (один из факторов установления крепостного права) явились причинами крайне низкой (почти в 2 - 3 раза ниже, чем в Западной Европе) урожайности зерновых. Основным источником развития сельскохозяйственного производства оставалось освоение новых территорий, пригодных для земледелия и выращивания технических культур (лен, конопля) на юге России, в Поволжье и Сибири. Возвращение крестьян в родные места позволило ввести в севооборот старопахотные земли. К середине XVII столетия урожайность по сравнению с XVI в. возрастет, но разрыв с Западной Европой увеличится (там интенсивное развитие аграрного сектора явится важнейшим фактором промышленной революции).
В XVII в. стала явно проявляться товарная специализация отдельных районов, наметившаяся еще в XV - XVI вв. и обусловленная главным образом природно-географическими условиями. Центрами металлообработки были Москва, Серпухов, Устюжна, Галич, Тула, Верхнетурье, Томск, Иркутск, солеварения - Новгород, Солекамск, Тотьма, производства полотна и холста - Псковский, Тверской, Новгородский, Олонецекий, Ярославский, Суздальский, Вологодский и Вяземский уезды.
Рост товарного производства в XVII в. привел к резкому росту городов. В европейской части России к 50-м гг. XVII в. их насчитывалось 226. Правда, примерно каждый четвертый-пятый город не имел посада (а следовательно, торгового и ремесленного населения) и являлся крепостью.
Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Первые мануфактуры появились в 1632 г.: по жалованной грамоте Михаила Федоровича голландец А.Д. Виниус основал железоделательный завод. Вскоре рядом возникли и другие такие же заводы. На них использовался крепостной труд (но были и наемные рабочие). К заводам приписывались черносошные крестьяне или покупались крестьяне для обеспечения деятельности мануфактур. Русская мануфактура, основанная на крепостном труде, развивалась медленнее западноевропейской (труд крепостных был малоэффективным, но дешевым, поэтому владельцы не спешили совершенствовать производство). В XVII в. мануфактур было немного (к концу века их число достигло 30) и основной отраслью, где они действовали, была металлургия.
В XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Идет складывание всероссийского рынка. Появились областные торговые центры. Оптовая и межрайонная торговля была сосредоточена на крупнейших российских ярмарках. Внешняя торговля осуществлялась в основном через Архангельск, а также через Астрахань, Новгород, Псков, Смоленск. Россия торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей, Персией, Бухарой и Китаем. Из страны вывозились меха, лес, смола, деготь, лен, пенька, кожа, поташ, холст, щетина, сало, мясо, икра. Хлеба вывозилось мало, на его экспорт требовалось разрешение казны. Ввозились вина, пряности, тонкие сукна, металлические изделия, фарфор, бумага, изделия из золота и серебра, аптекарские товары. Внешняя торговля находилась в руках государства и иностранных купцов, которые имели свои дворы в большинстве крупных городов России (в Москве - Немецкая слобода).
Новым в развитии рыночных отношений было появление торгового капитала и развитие купечества. Однако серьезным препятствием на пути его развития были государственная монополия на торговлю многими товарами и на их экспорт, отсутствие выхода к морям, а также засилье в стране иностранного капитала (английского, французского и голландского), стремившегося захватить внутренние рынки России. Чтобы оградить русское купечество от иностранной конкуренции, в 1667 г. был принят новоторговый устав, по которому иностранным купцам запрещалось торговать в розницу, а заграничные товары облагались большими таможенными сборами. Однако принципиально ситуация не изменилась. Одним из факторов, сдерживающих развитие торговли, была также монополизация внутренних и внешних рынков купеческой элитой.
Важные изменения в XVII в. произошли и в социальной структуре российского общества. Политика Алексея Михайловича была направлена на регламентацию и унификацию сословий. На протяжении XVII в. произошло резкое ухудшение положения частновладельческих крестьян, постепенно приближающее их к состоянию холопов. Все чаще землевладельцы стали вносить в свои договоры с крестьянами условие, по которому последние обязывались жить безвыходно на их землях, то есть отдавались им в вечную крепостную зависимость. Усиление крепостнической политики было связано с тем, что численность служилого «класса» росла опережающими темпами, а это приводило к увеличению повинностей крестьян и попаданию их в личную зависимость.
Принятие в 1649 г. Соборного Уложения юридически завершило процесс оформления в России крепостного права. Этим же документом были ликвидированы белые слободы в городах (городские районы, принадлежащие боярам и монастырям, жители которых не несли посадских повинностей). Увеличившееся посадское население было прикреплено к соответствующим общинам, им было запрещено покидать города. Таким образом, произошло обособление городского населения от сельского, но, в то же время сблизился их правовой статус как двух тягловых сословий.
Господствующее положение в обществе занимали феодалы- землевладельцы. Феодальное землевладение существовало в двух формах: вотчина (царская, боярская, церковная) и поместье (дворянское). В XVII в. наметились тенденции сближения поместья и вотчины, статуса бояр и дворян. Дворянство получило права на свои земли. Поместье можно было наследовать, менять, продавать. Таким образом, утрачивался условный характер поместного землевладения, и оно вплотную приблизилось к родовой вотчине. Отмена в 1682 г. местничества явилась решающим шагом на пути к окончательной консолидации правящего сословия .
Уложением была закреплена победа самодержавия над церковью, претендовавшей на самостоятельную политическую роль. Церкви запрещалось приобретать новые вотчины, управление делами церкви перешло в руки светского органа монастырского приказа.
В XVII в. в России начался процесс формирования абсолютизма. В отличие от Западной Европы, этот процесс шёл на базе господства феодально-крепостнической системы. Укрепление самодержавия проявлялось в самых разных сферах: в изменении царского титула; в отмирании Земских соборов (атрибута сословно-представительной монархии); в развитии приказной системы; в падении значения Боярской Думы; в бюрократизации государственного аппарата; в победе светской власти над церковной.
Наиболее ярким свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских Соборов. В первое десятилетие после вступления на престол Михаила Федоровича Земские соборы заседали почти непрерывно, однако уже при Алексее Михайловиче они стали собираться всё реже и нерегулярнее. Земский Собор 1653 г., принявший решение о вхождении Украины в состав России, стал последним Собором полного состава. В 80-е гг. XVII в. остатки Земских Соборов (в виде разного рода совещаний) окончательно исчезли. Постепенно стала терять свое влияние и Боярская Дума. Из-за резкого роста её численности при Алексее Михайловиче (до 94 человек), в том числе за счет лиц незнатного происхождения (неродовитых думных дворян и думных дьяков), из неё начинают выделяться более узкие и работоспособные органы, куда входили доверенные лица царя. К концу XVII в. Боярская Дума перестала отвечать потребностям управления государством (превратившись в крайне консервативный и враждебный преобразованиям орган) и была отменена.
Крепнущее самодержавное государство опиралось на развитый аппарат управления, важнейшим звеном которого были приказы. Вместе с тем, приказная система складывалась стихийно, и поэтому была несколько хаотичной. Всего на протяжении XVII в. действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались. Упорядочить эту громоздкую систему было сложно. Этому препятствовали: нехватка средств, рост территории государства (требовавший создания новых приказов) и различия в правовом статусе сословий (что во многом определяло функции приказов).
Рост централизации и усложнение функций управления способствовали формированию нового для России слоя населения - бюрократии. С 1640 по 1690 гг. число приказных людей возросло почти в 30 раз. Усиление бюрократического элемента в структуре государственного управления было связано с отсутствием в российском обществе правовых традиций, четкого правового статуса сословий, гарантировавшего защищенность от произвола властей и сопровождалось постепенной ликвидацией (так до конца и не сформировавшихся) сословно-представительных институтов.
Окончательно укрепление самодержавия в Московском государстве произошло в правление Алексея Михайловича Романова (1645 - 1676 гг.), получившего в истории прозвание «Тишайший». В 1654 г. он принял титул самодержца. За страной окончательно закрепилось название Россия.
Российский XVII век был назван современниками «бунташным». Бесконечные бунты потрясали Россию: восстание в Москве 1648 г. (город на некоторое время оказался в руках восставших), охватившее летом-осенью того же года ещё 10 городов; Медный бунт 1662 г.; крестьянская война 1671 - 1672 гг. под руководством С. Разина и т.д. Однако, народные восстания XVII в. по своему характеру не были направлены против существующей власти - их целью было ограничение эксплуатации и злоупотребления властей по отношению к податному сословию.
«Бунташность» XVII века выразилась и в идеологическом кризисе, связанным с церковной реформой, замысел которой состоял в устранении различий в богослужебной практике между Русской церковью и остальными православными церквами и введении единообразия церковной службы по всей России. Возглавил реформу патриарх Никон, который подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской. Став соправителем царя, он нередко оттеснял на задний план Боярскую Думу, а, порой, и самого Алексея Михайловича. Он мечтал превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр, равный Царьграду. Осуществляя реформу, Никон хотел создать сильную церковную власть, независимую от светской. Он стал энергично вмешиваться в дела государственного управления. Но теократизм Никона противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь, после чего главным защитником церковной реформы стал сам царь.
Тот же церковный собор 1666 - 1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни феномен старообрядчества. Сторонники «старой веры» отстаивали идею самобытности Русского православия и связанных с ним церковных форм и обрядов, его превосходства над другими православными церквами, в том числе и над своей прародительницей - Константинопольской, которая, по их мнению, заключив Флорентийскую унию с Римской католической церковью, впала в ересь. Вмешательство же светской власти в церковные дела расценивалось старообрядцами как покушение на саму веру. Сторонники «старой веры» (куда вошли представители всех сословий российского общества) подвергались жестоким репрессиям. Спасаясь от преследователей, они бежали в глухие места Севера, Поволжья, Сибири, на юг России, а при приближении солдат нередко прибегали к коллективному самосожжению. Широту этому движению придавал и социальный аспект, лежащий в основе - возвращение к старине, протест против крепостничества, усиления эксплуатации, связанных с централизацией государства.
Укрепление самодержавия в XVII в. способствует и внешняя политика России. Смоленск, потерянный во время Смуты, был возвращён после войны с Речью Посполитой 1654 - 1667 гг., однако земли же, отошедшие к Швеции, в XVII в. отвоевать так и не удалось. Продолжалось и было практически закончено освоение Сибири
Важнейшей внешнеполитической акцией России в XVII в. явилась борьба за объединение с Украиной. Богдан Хмельницкий, возглавивший в 1648 г. национально-освободительное движение украинцев против панской Польши, неоднократно обращался к правительству Алексея Михайловича с просьбой принять Украину в состав России. Русское правительство, занятое внутренними проблемами, медлило с ответом, помогало восставшим оружием и продовольствием. 1 октября 1653 г. Земский Собор принял решение о воссоединении с Украиной и объявлении войны Польше.
Расцвет органов сословного представительства, выбор царя на Земских Соборах, ограничение власти государя над подданными договором, появление мануфактур, расширение связей с Западом, попытки ликвидировать техническую и культурную отсталость России - все это могло бы сделать XVII век - «новым периодом русской истории». Но в стране стал активно развиваться феодализм с гипертрофированной ролью государства, самодержавием и крепостничеством. Культура, быт, жизненный уклад по- прежнему оставались традиционно-патриархальными, религия владела умами, разрыв с Западом увеличивался.
Назад | Содержание | Вперед |