§ 3. Становление абсолютной монархии. Правление Петра I

  Принято считать, что абсолютная монархия - это такая форма правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Основанием для такого вывода, конечно же, служит анализ российского самодержавия, которое несколько отличается от европейского абсолютизма. Абсолютизм по- европейски представляет собой форму централизованной политической власти монарха, юридически и фактически признаваемой на всей территории соответствующего государства, причем он не отменяет, а, напротив, приветствует сотрудничество сословно-представительных органов. При абсолютистской форме правления важнейшую роль играет личность монарха.
  Многие ученые традиционно относят возникновение абсолютной монархии в России ко второй половине XVII в., так как с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Ослабла экономическая и политическая роль бояр, снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству. Но все же представители этой традиции справедливо вынуждены признать, что окончательно абсолютизм в России оформился в первой четверти ХУШ в. при Петре I.
  Установлению абсолютной монархии в России способствовала и внешнеполитическая ситуация, связанная с необходимостью борьбы за выход на берега Балтийского моря и вступления в круг развитых европейских держав в качестве равноправного партнера.
  Петр поначалу продолжал ту же политику, что и его предшественники, пытаясь в борьбе с турками овладеть северным побережьем Черного моря. Но после посещения в 1697-1698 годах Голландии и Англии Петр принимает иное решение, признав необходимость возвращения Балтийского побережья, потерянного во время Смуты, вопросом первостепенной важности для России.
  В результате тайно проведенных переговоров осенью 1699 г. в Преображенском Петр обязался вступить в войну, при условии начала военных действий после заключения мира с турками. 18 августа 1700 г. в Москве праздновали подписание этого мира, 19 августа была объявлена война шведам, а 22-го Петр уже выступил с войсками к Нарве. Война была плохо подготовлена, к тому же для ее успешного ведения внутри страны предстояло провести глубокую административную реформу. Однако первые поражения (под Нарвой) быстро сменились победами, славнейшая из которых произошла под Полтавой в 1709 г. Война закончилась в 1721 г. подписанием Ништадского мира между Россией и Швецией, по которому России перешли Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выбогром. Балтийская проблема была решена.
  Военная реформа была одной из первых реформ Петра. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими общими рекрутскими наборами. Первый из них был произведен в 1705 г. Всё податное население должно было поставлять по одному рекруту с определённого количества душ. Был создан флот, осуществлен переход к казенному содержанию вооруженных сил, что сильно подняло стоимость содержания армии и флота. По смете 1725 г. расход на эти нужды составлял 5 млн. тогдашних рублей, примерно 2/3 всех доходов. Фактически при Петре была создана мощная регулярная армия.
  Важное значение в упорядочивании службы всякого рода имела Табель о рангах. По закону от 24 января 1722 г., вся государственная служба делилась на воинскую, статскую и придворную, каждая из которых состояла из 14 рангов. Ранг давал известную привилегию и почет. Все, дослужившиеся в штатской службе до 8-го ранга, получали достоинство потомственного дворянина. В военной службе подобное достоинство давали все офицерские чины. Петр не уничтожал преимуществ по рождению, но выше их ставил достоинство государственной службы. Этот документ буквально распахнул перед людьми недворянского происхождения двери в дворянство. Рядовой не из дворян, дослужившийся до обер-офицерского чина, получал потомственное дворянство. Старая чиновная иерархия бояр, окольничих, стольников, стряпчих, основанная на породе, утратила значение вместе с самой породой, да в Кремле к тому времени не стало ни двора, ни Думы, вместо которой был учрежден Сенат.
  Дворянство при Петре уже было высшим общественным классом, обязанным государству личной, по преимуществу, военной службой, за что и пользовалось правом личного землевладения. Но как военный класс дворянство не удовлетворяло запросам времени, и Петр решил дать лучшую организацию службе дворян. Они должны были служить в армии и флоте бессрочно, пока хватало сил. Дворянин начинал службу солдатом гвардии или даже армии, служил вместе с людьми из низших классов. От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры. Прежние дворянские чины (дворяне московские, городовые, дети боярские) были уничтожены, вместо них сложилась лестница служебных чинов.
  При Петре закон уже не делает различия между поместным и вотчинным владением. Петр смотрел на них как на поместья, существующие в интересах государства, и для пользы последнего не дозволялось их дробить при передаче в потомство. что было закреплено указом о единонаследии, позволявшим передавать землю только одному из наследников, не деля её на части.
  Представители старинных дворянских родов, доказавшие, что их род пользовался дворянством не менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольд-майстер должен был вести списки дворян по именам и чинам и вносить в эти списки их детей, что дало начало родословным книгам о геральдике. Однако, царь оставлял за собой право как жаловать не дворян за службу дворянством, так и лишать дворян этого звания за преступление.
  Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. При этом дворянин обязан был дать сыновьям образование. За необучение детей на родителей налагались штрафы. К примеру, без изучения начал геометрии дворянину запрещалось вступать в брак.
  Служба для дворян при Петре I была обязательной и пожизненной.
  Помимо расширения землевладельческих прав дворянство при Петре получило больше прав в отношении крестьянства. Крестьяне и холопы были сведены в один податный и зависимый от землевладельцев класс. Это смешение произошло не на основании закона, а как следствие податной реформы: до Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной или подворной подати ввел подушную, а всякая «ревизская душа» облагалась одинаковой податью и ответственность в ее исправном поступлении возлагалась на землевладельца.
  «Высшее» городское сословие («посадские люди», «торговые люди») до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, «рассыпанную храмину» и имели одно лишь военно-административное значение. Лишь в 1649 году закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие. Между тем Петр за границей видел богатые и оживленные города; наблюдал веселую и культурную жизнь городского торговопромышленного люда; знал, что городской торг и промысел считался на всем Западе главным источником народного богатства (эпоха Петра Великого была временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе.). Сравнивая европейский город с русским, Петр поражался их противоположностью и всеми мерами хотел собрать «рассыпанную храмину» и создать на Руси городской экономически сильный и деятельный класс. С этой целью он освобождал горожан от так называемых «верных» (присяжных) служб у казенных товарных складов и торгово-промышленных операций и расширил городское самоуправление. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве и дал «регламент» (наказ), определивший общий порядок городского устройства и управления.
  «Низшему» же городскому сословию (регулярные и нерегулярные граждане) Петр оставил не только все старые льготы, но дал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но освобождались от обязанности рекрутской повинности и наконец получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами и заводчиками.
  Таковы были сословные реформы. Внешне формы общественных отношений изменились, но общественный строй остался прежним. То же характеризует и административные реформы.
  В сфере управления государством Петр изменил устойчивую традицию централизации, поскольку становилось все более очевидным, что местные финансы вместо окружного пути через московские приказы, где они сильно таяли, выгоднее направлять в областную администрацию с надлежащим расширением компетенции местных правителей, принимавших титул губернаторов, хотя округа их еще не назывались губерниями. Губернская реформа началась в 1708 г. по указу Петра от 18 декабря 1707 г. Было созданы 9 губерний. Оставалось лишь разложить по ним содержание военных сил, высчитать сумму военного расхода и рассчитать, какую долю его может принять на себя каждая губерния: это было основной целью реформы. Губернские учреждения создавались для выжимания налогов из плательщиков; меньше всего они думали о благосостоянии населения. Нужды казны росли, и губернаторы не поспевали за ними.
  С губернской реформой связано становление с 1711 г. Сената, сначала как временной комиссии, а затем как нового ведомства. Исчезновение центрального правительства рождало необходимость высшего правительственного учреждения с постоянным составом. Важнейшей задачей Сената являлись высшее распоряжение и надзор за всем управлением, выбор обер- фискала и создание фискальной системы (каждый город имел одного или двух сыщиков). Впоследствии эта сеть стала сложнее. Донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших; надзирать за исполнением законов, преследовать взяточничество и казнокрадство. Во главе фискалов стоял генерал-фискал, назначавшийся царем. Особое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником обер-прокурором. Эта должность была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся, как говорил Петр, «оком государства» и «заботником» о делах государственных, возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, докладывались в Сенате именно им. Он же созывал заседания Сената и председательствовал на них, обладал законодательной инициативой.
  Сенат сыграл большую роль, его компетенции были весьма обширны. Он держал в своих руках управление центральными и местными учреждениями, решая вопросы текущей внутренней и внешней политики. В отсутствие царя Сенат издавал указы общегосударственного значения от своего имени, был высшей судебно-апелляционной инстанцией. Его решения не подлежали обжалованию. С 1711 г. Сенат получил право ежегодно посылать в губернии и провинции с ревизией одного из сенаторов.
  Реформа органов центрального управления привела к упрощению государственного аппарата. Вместо большого числа приказов было создано несколько коллегий, их компетенция простиралась на всю территорию государства.
  Познакомившись со шведскими коллегиями, которые тогда считались образцовыми в Европе, Петр в 1715г. решил взять их за образец при устройстве своих центральных учреждений. Но и на этот раз быстрое решение сопровождалось медленным исполнением.
  К 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вицепрезидентов. Было установлено 12 коллегий. Коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел; 2) пространством действия учреждений; 3) порядком ведения дел. Впервые появились государственные органы, занимавшиеся развитием промышленности и торговли, что способствовало экономическому прогрессу страны.
  Окончательно была подчинена государству и церковь: после смерти очередного патриарха Пётр не назначает нового, а упраздняет патриаршество, создав для управления церковью специальную коллегию - Синод.
  Но в 70-80 гг. XVIII в. большинство коллегий было упразднено, продолжили свою работу лишь четыре: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская. В 1796 г. коллегии вновь были восстановлены с введением в них единоначалия.
  Консолидация дворянства в единое сословие, укрепление бюрократичного государственного аппарата, создание регулярной армии привели к укреплению абсолютной монархии в России, которая получила свое законодательное закрепление в толковании к артикулу 20 Воинского устава от 1716 г., где говорится: «... его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и бла- гомнению управлять».
  Для быстро растущей промышленности, регулярной армии и флота, реорганизации государственного управления требовалось большое количество специалистов различного профиля. Их подготовку должна была решать целая система профессиональных школ, созданная в самом начале XVIII в., в которых учащимся давали как общую грамоту, так и различную профессиональную подготовку. Были также организованы и общеобразовательные школы начального типа. Для детей дворян, чиновников и купечества создавались цифирные школы, кроме них - гарнизонные школы, в которых обучались солдатские дети, и епархиальные школы для обучения детей духовенства.
  Для способных дворянских детей создавались заведения среднего и высшего образования. С этой целью при Академии наук, основанной в 1724 г., создавались гимназии. При Петре создаются высшие учебные заведения по специальным профессиям: Морская академия, Инженерные роты, университет при Академии наук. Всего в первой четверти XVIII в. в России было создано более 150 школ различного типа, тем самым были заложены основы государственной системы светского образования, широко практиковалась также посылка для учебы за границу.
  Пётр Первый был совершенно новым лицом на российском престоле, с совершенно новым взглядом на свою царскую власть, доселе невиданным, ставившим во главу угла благо отечества. Внутренний порядок и внешняя безопасность государства - вот первостепенный долг и обязанность царя, который Петр первым из царей глубоко усвоил и которым руководствовался в своей деятельности. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и жизни самой для общего блага не было понятно русскому человеку того времени. Служение государству и обществу человек воспринимал как повинность или средство для обустройства личного и семейного благополучия. Он понимал общее благо как нечто не совпадающее с его частным интересом. А Петр не понимал именно частного интереса, не совпадающего с общим.
  С таким представлением о призвании и назначении власти Петр I осуществлял реформирование внутренней жизни страны.

Назад Содержание Вперед