Монархия
С формальной точки зрения, главой государства и главой исполнительной власти является монарх, при котором действует Тайный совет, включающий в себя около 300 человек. В его состав входят все члены Кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены Кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот совет выполняет лишь церемониальные задачи, а все решения принимает сам Кабинет министров. Все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство. С 1783 г. не было случая, чтобы монарх сместил премьер-министра.
Королева открывает парламентские сессии, произносит тронную речь. Но она ничего не может изменить в ее содержании. Эта речь - программа работы Кабинета. Она готовится аппаратом премьер-министра - его секретарями, а, начиная с недавнего исторического прошлого, в ее подготовке принимают самое активное участие депутаты парламента.
После Второй мировой войны, когда мощная британская империя сжалась практически до размеров собственно Британских островов, возникло новое понимание роли монарха. Теперь она состоит в том, чтобы олицетворять преемственность, неразрывность поколений, в то время как социальная роль других членов королевской семьи основана на солидарности со всеми слоями общества, включая этнические меньшинства.
Формально монарху в области внутренней и внешней политики принадлежат широкие полномочия. Он назначает премьер-министра, министров, распускает Палату общин, накладывает вето на законопроекты, принятые парламентом, имеет право объявления в стране чрезвычайного положения, назначает высших военных и гражданских должностных лиц. Монарх «озвучивает» внешнюю политику: объявляет войну и заключает мир, заключает и ратифицирует международные договоры, представляет страну во внешних сношениях.
Монарх как глава государства - символ всей нации, ее единства и целостности, при осуществлении своих полномочий обязан действовать от имени всего народа. Это самая сложная задача, от успешного решения которой зависело и зависит само существование монархии как института. Многие из парламентских отношений, определявшие в прошлом статус монархии в структуре высших органов власти, сегодня устарели, представляя собой лишь исторический интерес, но формально не отменены. В настоящее время, как и в далеком прошлом, политические решения по изложенным выше вопросам внешней политики подписываются монархом и от его имени публикуются. Решения такого рода оформляются как «Приказ короля в Совете», но готовятся и принимаются эти решения Кабинетом министров во главе с демократически избранным премьер-министром. Подписывая документ, монарх дает так называемую «королевскую санкцию» на принятие парламентского законопроекта, но не вправе публично высказывать свое мнение о нем.
Существует редкая возможность принятия монархом независимого политического решения. Это может произойти в том случае, если ни одна из основных политических партий не набрала на выборах явного большинства. После обязательной консультации с премьер-министром, находящимся у власти, монарх назначает нового премьер-министра.
Елизавета II имеет и многообразные общественные обязанности. Она лично патронирует более семисот различных организаций и ежегодно встречается с тысячами гостей, включая подданных и гостей из-за рубежа. Как глава государства монарх находится в постоянном контакте с премьер- министрами и членами правительства. Таким образом, монархия представляет собой в наши дни скорее почетный, чем действующий институт в политической системе Великобритании.
Рис. 2.2. Ограничения монархической власти в Великобритании [19,193]
Монарх владеет недвижимостью, приносящей солидный доход, но не имеет права продавать имущество.
Монарх - глава Британского Содружества. В рамках Содружества монарх назначает в одних странах генерал-губернаторов, в других - пролонгирует конституции, в третьих - подтверждает официальную независимость, которую одержали соответствующие страны.
Назад | Содержание | Вперед |