2.6. Спектр педагогических специальностей

  Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.
  Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики, географии и т. д.
  Профессиональная группа специальностей - «совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду специально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда» (9, 20).
  Педагогическая специальность - «вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией» (9, 20).
  Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.
  Другим основанием являются возрастные периоды развития личности ребенка и особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами.
  В качестве примера можно привести следующие известные педагогические специальности: воспитатель детского сада, группы продленного дня, школы-интерната, детского дома; учитель начальных классов, учитель-предметник в средних и старших классах, социальный педагог, практический психолог, домашний учитель, гувернер и т. д.
  Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.
  В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
  2. В чем своеобразие педагогической профессии?
  3. Каковы перспективы развития педагогической профессии?
  4. Каковы основные пути овладения педагогической профессией?
  5. Приведите примеры профессий относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими.
  6. Какие противоречия, существующие в профессии учителя, вам удалось выявить?

Тесты для самоконтроля

  1. Какова основная социальная функция педагога:
  1) передача обобщенного опыта старших поколений;
  2) обучающая;
  3) воспитывающая;
  4) развивающая?
  2. Какое нравственное качество является важнейшим для педагога:
  1) любовь к детям;
  2) ответственность;
  3) строгость;
  4) патриотизм?
  3. Что такое профессиональная педагогическая направленность:
  1) комплекс качеств личности;
  2) устойчивый совокупность устойчивых мотивов;
  3) интерес к педагогической профессии;
  4) престижность профессии?
  4. Как можно охарактеризовать педагогическую профессию:
  1) творческая;
  2) необходимая;
  3) деятельная;
  4) общественная?

  Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
  2. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. - Л.,1988.
  3. Гоноболин Ф.И. Книга об учителе. - М., 1965.
  4. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С.Газмана, И. А. Костенчука. - М., 1995.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2000.
  6. Кондратенков А.В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. - М.,1989.
  7. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
  8. Профессия - учитель: беседы с молодыми учителями / Под ред. Онушкина В. Г. и др. - М., 1987.
  9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002.
  10. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986.
  11. Учитель. Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Брудный О. Л. - М.,1991.
  12. Храпов В.Е. Твой лучший учитель, школа. - М.,1987.
  13. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - Ставрополь, 1991.

Назад Содержание Вперед