3.1. Информация - ресурс науки и образования
Информация (лат. information разъяснение, изложение, осведомленность, просвещение) - обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом [3]; содержание сообщения, сигнала памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти [5]; сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования и помогающие решить поставленную задачу [6] и др. Мы будем здесь придерживаться определения «информация», приведенного в работе [6]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантику этого понятия.
В рамках науки информация является первичным и неопределенным понятием. Оно предполагает наличие материального носителя, источника и передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Информация служит определяющим фактором развития экономической, технической и научных сфер человеческой деятельности. В современном сложном и многоликом мире ни одну крупную проблему сейчас нельзя решить без переработки значительных объемов информации и налаженных коммуникационных процессов. Кроме того, информация позволяет человеку ориентироваться в окружающей обстановке, стимулирует его деятельность, определяет его поведение в конкурентной борьбе, обеспечивает его жизнедеятельность.
В профессиональной деятельности человек использует следующие виды информации: визуальную, директивную, документальную, изобразительную, интеллектуальную, коммерческую, научную, нерелевантную, оперативную, семантическую, релевантную, реферативную и др. Информация может храниться в числовом (числа); текстовом (буквы, слова, предложения, тексты и др.); графическом (рисунки, схемы, диаграммы, графики и др.); звуковом (музыка, речь, звуки и др.); видеоинформации (видеофильмы, кинофильмы и др.) видах. Для хранения информации применяются различные носители.
Являясь отражением материальной сущности, информация служит способом описания взаимодействия между источником информации и получателем. В процессе использования она может служить для совершенствования деятельности пользователя и пополнения его знаний.
Передача информации в образовательных целях связана с оптимальным выбором вида и формы, которые бы обеспечивали наиболее наглядное представление символических структур того или иного изучаемого объекта, процесса и явления (содержательность, удобочитаемость, экономичность, логичность, последовательность, сходность и др.). Человек воспринимает информацию с помощью мозга и центральной нервной системы.
С целью наглядности, удобства, экономности, доступности, разумного сочетания представления в разных видах содержательной учебной информации в процессе обучения производится ее кодирование.
В практике применяются следующие способы представления информации:
- одномерное - сообщения имеют вид последовательности символов (например, в письменных текстах, при передаче по каналам связи и др.);
- многомерное - информацию могут нести не только значения букв и цифр, но и их цвет, размер, вид шрифта и др. Использование многомерности представления информации позволяет располагать ее элементы не только на плоскости или в пространстве (например, в виде рисунков, схем, графов, объемных макетов и т. д.), но и во множественности признаков применяемых символов и форм.
Как правило, информацию приходится анализировать, переосмысливать, принимать или отвергать, намечать новые пути поиска и отбора. Умение в огромном потоке информации осуществлять информационный поиск, определять ее полезность, а затем работать с ней является одним из элементов профессиональной компетентности педагога профессионального обучения.
Под полезностью информации понимается оптимальное удовлетворение определенным требованиям информационных запросов потребителей при принятии ими решений в конкретных условиях, в том числе и в системе образования. По мнению исследователей, в качестве критериев полезности при сборе информации выступают понятность, достоверность и надежность, при отборе - релевантность и пертинентность [7].
Анализ этих критериев показывает, что понятность, достоверность и надежность относятся к качественной стороне оценки информации, а релевантность и пертинентность - к количественной.
На основании личного опыта, наблюдений за действиями обучающихся, опросов педагогов предлагается примерный алгоритм определения полезности информации при решении педагогических задач (рис.8).
Предложенный на рис.8 подход к оценке полезности информации позволяет пользователю (педагогу, обучающемуся и др.) целенаправленно осуществлять выбор различного вида информации и оптимально ее использовать при решении разнообразных педагогических задач.
Назад | Содержание | Вперед |