3.2. Формы представления содержательной учебной информации
Творческое мышление в деятельности педагога наиболее ярко проявляется при управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся, анализе и отборе средств наглядного представления СУИ по различным учебным дисциплинам. Проблема наглядного представления (форма, место, длительность и др.) содержательной учебной информации рождает язык, основанный на принципах семантики (науке, исследующей соотношение знака и обозначенного), который является инструментом методической деятельности педагога.
Изучение литературы показало, что наиболее широко при изучении учебных дисциплин используются: чертежи, схемы, диаграммы, таблицы, графики и т.д. Рассмотрим кратко их содержание.
Рис. 8. Алгоритм определения полезности информации в процессе поиска информации
Чертеж - условное графическое изображение чего-либо на бумаге. В обучении он обеспечивает декомпозицию отображаемого объекта и на определенных этапах процесса обучения дает разные срезы информации об объекте изучения. Например, на практических занятиях с помощью чертежа происходит осмысление механизма взаимодействия физических сил, что служит для расчета формы детали и т. д.
Схема - изложение, описание чего-либо в самых общих, основных чертах, без деталей и подробностей. Каждая схема выполняет определенную функцию в изучении учебной дисциплины. В педагогической практике используются следующие типы схем:
- блок-схемы (функциональные);
- структурно-логические схемы.
Блок-схемы позволяют показать состав элементов объекта, явления, процесса, а также взаимосвяэь между ними. Они могут показываться в виде прямоугольников, окружности, треугольника, эллипса, линии связи и др. с кратким описанием. Обучающийся уяснив смысл, общую структуру и назначение блоков, может воспроизводить самостоятельно на память эти схемы.
Структурно-логические схемы (СЛС) представляют собой граф, ребра которого изображены в виде стрелок, их направление указывает на логику объяснения педагогом содержания СУИ с указанием методических приемов ее восприятия и применения.
В структурно-логические схемы заносится самое главное и наиболее интересное с точки зрения изучения теоретических и практических вопросов. СЛС позволяют укрупнять содержательную учебную информацию в виде доз и блокового восприятия, обеспечивают активность учебной работы обучающихся с опорными сигналами. Кроме того, СЛС, создают возможность: организации систематического контроля каждого обучающегося; постоянной ликвидации отставания или улучшения оценки (принцип «открытия перспектив»); организации обзорных и дискуссионных занятий; практического использования принципа гласности путем введения единого для всех студентов группы экрана успеваемости; создания обстановки с пониженным фоном конфликтности и комфортно-требовательных условий учебной работы.
При разработке блок-схем и СЛС применяются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, системности, программирования знаний, проблемности обучения, повторяемости, технологичности обучения, преемственности и др. [1]. Кроме того, при составлении СЛС необходимо придерживаться следующих методических приемов: во-первых, необходимо задать себе вопрос: «А как бы я на месте обучающегося воспринял эту СУИ?»; во-вторых, разрабатывая содержательную учебную информацию нужно идти от простого к сложному [8].
Структурно-логическая схема содержит следующие блоки: изучаемые вопросы; опорные понятия; основные положения по теме; практические рекомендации; схему опорных сигналов.
Опорный сигнал представляет собой иллюстрированное изложение СУИ. Он выполняется в виде графиков, в которых закодирован раздел (тема), его структура, содержание и взаимосвязь тех или иных учебных вопросов.
В качестве рекомендации можно предложить следующую методику составления блок-схем (СЛС).
1. Тщательный отбор СУИ. Содержание блок-схем должно обязательно включать в себя основной программный материал курса.
2. Установление цели каждого занятия и разработка требований к обучающимся: что конкретно они должны знать и, что должны уметь после изучения данного раздела (темы).
3. Разработка вопросов проблемного, поискового и творческого характера, ранжирование их по уровню проблемности.
4. Создание методики применения технических средств обучения и контроля, установление мест их реализации в тексте.
5. Разработка методики самостоятельной работы студентов с блок- схемами и выбор форм контроля знаний.
6. Свертывание отобранной СУИ с целью создания научного образа и занесение его в виде текста, рисунков и формул в блок-схемы.
7. Художественно-графическое представление отдельных фактов с целью более яркого и образного их восприятия обучающимися.
8. Тщательная проверка всего содержания блок-схем, как с точки зрения грамматики, так и с точки зрения правильности, полноты и глубины изложенной в них СУИ, достижения поставленных целей, наглядности и эстетического восприятия.
Представление и кодирование СУИ может вестись на трех уровнях:
- в явном виде - почти без перекодировки;
- с чертежно-графическим представлением СУИ и логических связей;
- образно-художественым представлением СУИ и использованием ассоциативных связей.
В первом случае мы имеем как бы большую «научную шпаргалку», в которой приведены без всякого перекодирования основные положения, выводы, теоремы, намечены все доказательства. Такие блок-схемы могут применяться при работе со студентами с низким уровнем подготовленности: при первоначальном знакомстве с предметом, при «развертывании» СУИ на самостоятельной работе. Естественно, пользование такими блок-схемами при подготовке ответов на экзаменах не допускается.
Во втором случае СУИ более сжата и представлена в специальных графических образах (кружках, прямоугольниках, ромбах и т.д.) и дается только упоминание о необходимых действиях для установления некоторого факта, определяются основные логические связи, выделяются узловые вопросы. СУИ явного типа. Блок-схемы такого типа удобно использовать при подготовке к следующему занятию (например, к лекции, практическому занятию, семинару, коллоквиуму и др.).
В третьем случае СУИ по соответствующему разделу (теме) курса полностью перекодирована и дается в виде художественных образов или моделей объекта, явления и процесса. Использование блок-схем такого типа на экзаменах вполне допустимо, так как представленная СУИ в блок-схеме, служит лишь ориентиром для более глубокого раскрытия содержания обучения. Действия блок-схемы такого типа основано на актуализации знаний с помощью глубоких ассоциативных связей.
Педагог, организуя занятие с применением СЛС, должен ответить себе на три вопроса:
1. На что можно и нужно опереться из изученного в предшествующей части курса или учебного вопроса (дисциплины)?
2. В чем состоит дополнение, вносимое данным занятием во все изученное и усвоенное ранее?
3. Что следует учитывать из содержания последующей части курса, учебной дисциплины, способной дополнить и развить раздел (тему) занятия.
График - чертеж, изображающий с помощью кривых количественные показатели развития, состояния объекта, явления и процесса: изображение линиями свойств и законов явлений во всех тех случаях, когда таковые могут быть определены числами.
Диаграмма - графическое изображение соотношений каких-либо величин.
Графики и диаграммы могут использоваться на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Они позволяют показать в наглядном виде динамику развития объекта, явления и процесса, охарактеризовать их закономерности и тенденции проявления, формировать умения и навыки мыследеятельности студента.
Таблица - перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам. Таблица состоит из столбцов, в которые заносится перечень понятий изученной темы, в следующих столбцах показываются уровни усвоения понятий и тип ориентировочной основы деятельности. Спецификацию учебных элементов можно дополнить классификационными признаками понятий, включив в нее столбцы с признаками понятий по времени их изучения. В данном признаке можно выделить опорные и новые понятия. К опорным понятиям относятся понятия, изученные на предыдущих занятиях рассматриваемого курса или смежных учебных дисциплин и служащих основой или смысловой опорой для формирования понятий на данном занятии. К новым понятиям относятся понятия, формируемые на очередном занятии по данной теме.
Назад | Содержание | Вперед |