3.3. Структурирование содержательной учебной информации

  В педагогической практике используются специальные искусственные системы отбора, структурирования и представления СУИ. К таким системам относятся приемы мнемотехники или мнемонические приемы. С помощью различных приемов системы облегчают запоминание, увеличивают объем изучаемой СУИ путем образования искусственных ассоциаций. В психологии под ассоциациями понимают связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого [9].
  В методике профессионального обучения применяются следующие мнемонические приемы: аббревиатура; «магический треугольник»; правила буравчика (прямое и обратное), правила правой и левой руки; обобщенные символические записи; выражение скрытой логики взаимосвязанных явлений, процессов через цепь причинно-следственных связей [2]. Рассмотрим содержание некоторых из них.
  Аббревиатура - слово, образованное из первых букв слов, входящих в какое-либо словосочетание, из начальных слогов двух или более слов, или из начала одного слова с другим словом словосочетания; условное сокращение слов или слова [10]. Аббревиатура, как средство выражения определенного объема СУИ, может быть представлена: начальными заглавными буквами с существующими обозначениями в той или иной науке; в систематизированном и обобщенном виде существующих маркировок объектов, явлений и процессов и т.д. Из сказанного выше следует, что аббревиатура реальных объектов заменяется обобщенными предметами. Усвоив общую структуру маркировки предметов, процессов, явлений, обучающиеся на конкретных примерах обрабатывают ее расшифровки. Использование аббревиатур приводит к формированию у обучающихся обобщенных алгоритмов дешифровки, декодирования условных обозначений, запоминанию и быстрому их воспроизведению.
  Обобщенные символические записи. Каждый педагог в процессе своей деятельности продумывает, разрабатывает, отбирает различные приемы передачи смысла формируемых знаний или практических действий. К ним относятся: различные схемы, условные и искусственные знаки, передающие смысл и значение терминов и др. Объектами представления экономной записи являются основные структуры СУИ: термины, законы, принципы, действия устройств, классификационные схемы, операции. Например, при составлении опорного конспекта по любой дисциплине рекомендуется применять следующие символы: «<» - больше; «>» - меньше; «тЖС» - увеличение
  параметра; «тЖУ» - уменьшение параметра; «тЖТтЖТтЖТ» - сложная опосредованная зависимость; «тЖФ» - взаимное противодействие; «тЖСтЖУ» - направлены навстречу друг другу; «тЖУтЖУ» - направлены в одну сторону; «?» - вызывает сомнение; «-» - дает отрицательный эффект; «+» - положительные эмоции; «!»- превосходный результат и др.
  Граф содержательной учебной информации. Граф (др. греч. урафю пишу) - в математике множество вершин (точек) и множество ребер (связей), соединяющих некоторые пары вершин [3]. Графы широко применялись в начале 80-хх годов ХХ в. в педагогических исследованиях. Граф СУИ представляет собой наглядное отражение структуры учебного материала. В вершине графа помещается понятие в виде окружности, ребра графа показывают связь данного понятия с определенным содержательным признаком. Классификация содержательных признаков размещается на рангах графа. Использование графов дает возможность педагогу наглядно определить, какие понятия необходимо актуализировать для формирования новых; помогает обозначить, какие понятия будут сформированы в ходе демонстрационного эксперимента; установить, какие виды тестов применяются для определения уровня сформированности понятий и т.д.
  Метаплан-техника. Он возник в Китае и в настоящее время широко применяется в системе профессионального образования различного уровня. Метаплан-техника представляет собой инвариантное множество знаковых форм, имеющих определенное значение. К элементам метаплана относятся полоса, облако, овал, прямоугольник, круг. За каждым элементом закрепляются определенные сущностные характеристики того или иного понятия, вывода или обобщения.
  Например, полосы используются для обозначения коротких лаконичных формулировок законов или выводов, либо операции по выполнению той или иной деятельности. Полосой выделяются названия, заголовки или категориальные понятия. Облако обозначает фундаментальные понятия, которые обобщают самостоятельную теорию или закономерность, а также вопросительные предложения и заголовки. Овал используется для представления терминов физического характера, идей, существующих в науке, гипотез, для обозначения причинно-следственных связей и дополняющей информации к прямоугольнику. Прямоугольник - с ним ассоциируются основы какой-либо конструкции или опредмечивают понятия. С их помощью конструируются столбцы таблиц, структуры дерева и др.
  Основной объем СУИ заполняют видовые единичные термины, которые в технике метаплана обозначаются кругами. Маленькими кругами обозначают нумерацию, а также отдельные моменты важных вопросов (приложения).
  При применении метаплана-техники, необходимо руководствоваться следующими правилами:
  1. Формулировка высказываний должна быть краткой.
  2. Информация должна фиксироваться на самых элементах.
  3. На каждой карте фиксируется только один аргумент или понятие.
  4. Текст должен быть написан разборчиво (не более трех строк на элементах - картах).
  5. Рекомендуется применять не более четырех цветов.
  6. Игнорирование цвета не допускается.
  7. Изменение формы и цвета элемента без изменения значения не допускается.
  Метаплан как знаковое визуальное средство отвечает определенным психологическим и эргономическим требованиям.
  Психологические требования полностью соответствует особенностям зрительного восприятия различной информации. Элемент метаплана - знак, опредмеченный объект. Он обладает чувственно воспринимаемыми свойствами - формой и цветом.
  Форма знака способствует его распознанию, не напоминает о содержании понятия (учебном элементе) или идее, а только представляет их. Из психологии известно, что чем проще физическая форма объекта, тем легшее его восприятие, тем меньшее количество информации требуется для восприятия фигуры.
  Выделение фигуры позволяет сравнительно быстро локализовать взор на СУИ, предъявляемую студенту для изучения. Следовательно, если элементы выполняют функцию обозначения (представления) учебных элементов, то они должны относительно постоянно употребляться в установленных значениях.
  Элементы метаплана выполняют когнитивные функции, способны закреплять СУИ, фиксировать в определенной форме результаты отражения (опредмечивания) мыслительных процессов.
  Цвет как атрибут предметного образа непосредственно воздействует на ощущения и чувства, способствует повышению уровня внимания. При работе с использованием метаплана-техники рекомендуется применять белый, светло­зеленый, светло-желтый, и светло-розовый цвета. Применение цвета в метаплане-технике ограничивается перцептивными особенностями личности обучающегося, которые следует учитывать в процессе обучения. При проектировании и конструировании педагогических средств, основанных на метаплане-технике, необходимо соблюдать следующие правила: использовать не более 3-4 цветов в одном метаплане; иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий; избегать яркого белого цвета, так как он ослепляет и утомляет глаза обучающихся; обеспечивать хороший контраст фигур и фона; избегать комбинации красного и желтого цветов, так как многие обучающиеся не могут их различать; не забывать о том, что цвет может вызвать ассоциации, например, красным, желтым и оранжевым цветами, как правило, выделяются указания, требующие обязательного выполнения [2].
  Эргономические требования направлены на создание комфортно­требовательных условий в процессе учебной деятельности обучающихся с применением различных средств конструирования содержательной учебной информации. Выполнение этих требований приводит к повышению производительности учебного труда, снижению затрат энергетического потенциала обучающихся, поддержанию постоянной мотивации и интереса к процессу обучения.
  Выполнение психологических и эргономических требований в организации педагогического процесса позволит сохранить работоспособность обучающихся, создать и постоянно поддерживать их заинтересованность как самим ходом процесса обучения, так и его результатами. Последние должны восприниматься обучающимися не только как практически полезные сведения, умения и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и как фундаментальные идеи и положения, описывающие естественнонаучные, гуманитарные и культурные основы современного мира [4].

Назад Содержание Вперед