4.2. Характеристика деловых и личностных качеств учителя
Педагогическая профессия относится к профессиям типа “человек
- человек” (в авторской классификации Е.А.Климова).
Основные характеристики данного типа:
- умение руководить; учить, воспитывать, умение осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;
- умение слушать и выслушивать;
- широкий кругозор;
- речевая культура;
- “душеведческая” направленность ума (наблюдательность к проявлению чувств, ума, характера человека; его поведению; умение мысленно представлять, моделировать внутренний мир одного человека;
- педагогический оптимизм (вера в то, что человек всегда может стать лучше);
- способность к сопереживанию (эмпатия);
- наблюдательность;
- умение решать нестандартные ситуации общения;
- высокая степень саморегуляции.
Рассмотрим более подробно особенности деловых и личностных качеств учителя в соответствии с моделью, разработанной Л.С. Спириным.
Профессиональные потребности учителя.
- потребность в общении с учащимися и их родителями;
- потребность в овладении (углублении и расширении) педагогическими и психологическими знаниями, умениями, навыками;
- потребность в постоянном пополнении своих специальных знаний;
- потребность в общественной работе по созданию обстановки милосердия, гуманизма;
- потребность в эстетическом оформлении жизни.
Черты характера, выражающие гражданскую и профессиональную направленность:
- патриотизм;
- любовь к детям;
- милосердие; миролюбие; гуманизм;
- принципиальность;
- коллективизм;
- профессиональное новаторство;
- профессиональная работоспособность;
- общительность, толерантность, стремление к сотрудничеству с разными людьми.
Интеллектуальные черты:
- общая эрудиция;
- педагогическая внимательность;
- педагогическая наблюдательность;
- хорошая память;
- сообразительность;
- глубина, широта, гибкость, оригинальность ума;
- развитость речи;
- чувство юмора.
Нравственные черты характера, отражающие отношение к себе и другим:
- ответственность;
- душевность; доброжелательность;
- приветливость;
- доверие; отзывчивость; выдержка;
- внимательность; разумная требовательность, справедливость;
- снисходительность, терпеливость;
- эмпатия, сочувствие, сострадание;
- чувство собственного достоинства;
- совестливость; трудолюбие;
- профессиональная гордость; уверенность в себе;
- требовательность к себе и другим;
- скромность; простота; искренность; открытость;
- прямота; тактическая верность слову.
Нравственные черты, отражающие отношения к работе:
- трудолюбие; самообладание при решении педагогических задач;
- деловитость; целеустремленность, инициативность;
- добросовестность; обязательность;
- способность объективно оценивать результаты работы;
- новаторство, творчество.
Волевые черты характера:
- целеустремленность;
- самостоятельность;
- организованность; собранность;
- решительность; смелость.
Эмоциональные черты характера:
- эмпатия; эмоциональная отзывчивость на события детства и юности;
- оптимизм, бодрость;
- веселость;
- необидчивость; нераздражительность;
- доброжелательность.
В любом педагогическом опыте имеется две стороны, два слоя: объективный - это набор методов и приемов работы, которые традиционно используются, и личностный - это то, как данный преподаватель в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Владеющий педагогическим мастерством преподаватель, объективная сторона работы которого ничего принципиально нового не содержит, вполне может быть и чаще всего бывает мастером своего дела, ибо имеет свой индивидуальный стиль.
1. Индивидуальный стиль работы преподавателя Индивидуальный стиль работы преподавателя может быть охарактеризован следующим образом.
Содержательные характеристики. Преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения; на процесс и результаты обучения; на результаты обучения;
Адекватность - неадекватность планирования учебновоспитательного процесса;
Оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
Рефлексивность - интуитивность.
Динамические характеристики
Гибкость - традиционность;
Импульсивность - осторожность;
Устойчивость - неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации;
Стабильно положительно-эмоциональное отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное положение;
Наличие личностной тревожности - отсутствие личностной тревожности;
В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя - направленность на обстоятельства - направленность на других.
Результативные характеристики:
Однородность - неоднородность уровня знаний учащихся;
Стабильность - неустойчивость у учащихся навыков учения;
Высокий - средний - низкий уровень интереса к изучаемому предмету.
2. Виды стилей деятельности преподавателя
Наиболее характерны следующие четыре стиля.
Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, преподаватель недостаточно адекватно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; для преподавания отбирает наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляет на самостоятельное обучения. Ориентируясь в основном на сильных обучаемых, старается, чтобы его работа была творческой. Деятельность преподавателя высоко оперативна: часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.
Эмоционалоно-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, преподаватель адекватно планирует учебно - методический материал, не упуская закрепления и запоминания, включая повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность преподавателя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Преподаватель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательность, а особенностями самого предмета.
Рассуждающе - импровизованный. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексии. Сам преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на обучаемых косвенным путем, давая возможность детально оформить ответ..
Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения. Для него характерна преимущественно репродуктивная деятельность учащихся. Преподаватель этого стиля отличается рефлексивностью, осторожностью в своих действиях.
3. Уровни результативной деятельности преподавателя По результатам каждый преподаватель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом включает в себя все предыдущие:
• репродуктивный уровень - преподаватель может и умеет рассказать другим то, что знает сам.
• адаптивный уровень - преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям.
• локально-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения обучаемых в учебно-познавательную деятельность.
• системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков обучаемых по своему предмету в целом.
• системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучаемых, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
4. Создание атмосферы психологической поддержки.
В традиционной педагогике роли преподавателя в сравнении с ролью обучаемого придается преувеличенно большое значение. Главной задачей преподавателя является облегчение и одновременно стимулирование (фасилитация) процесса учения для ообучаемого, т.е. умение создавать соответствующую атмосферу, интеллектуальную и эмоциональную обстановку в киберклассе, атмосферу психологической поддержки.
Обучение должно строиться и планироваться в соответствии с последовательностью, в которой перед обучаемыми возникают те или иные проблемы. Когда обучаемый уяснил для себя смысл проблемы, роль преподавателя сводиться к созданию свободной непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать обучаемого к ее решению. К. Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами.
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым.
2. Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности.
3. Он должен всегда исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению.
4. Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося.
10. Наконец, он должен хорошо знать себя.
Назад | Содержание | Вперед |