4.1. Общая характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это воспитывающее, развивающее и обучающее воздействие учителя на учеников, одновременно предполагающее его активное саморазвитие и самосовершенствование.
Основные характеристики педагогической деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность и продуктивность. Функции педагогической деятельности:
1) Конструктивная функция предполагает:
- отбор и организацию содержания учебной информации;
- проектирование деятельности учащихся;
- проектирование совместной деятельности, обеспечивающей успешность процесса усвоения учащимися содержания учебного материала.
2) Организаторская функция:
- организация способов сообщения школьникам учебной информации;
- организация различных видов деятельности учащихся;
- организация собственной деятельности в ходе учебных занятий.
3) Коммуникативная функция:
- установление конструктивных взаимоотношений с учащимися;
- установление отношений сотрудничества с коллегами и администрацией;
- установление отношений сотрудничества с родителями учащихся.
4) Гностическая функция:
- умение анализировать подлежащее исследованию явление;
- изучение содержания способов воздействия на других людей;
- изучение психологических особенностей школьников;
- изучение и анализ результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков.
Формы педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача передачи общественного опыта подрастающим поколениям выступала в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая им и перенимая их опыт.
Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии.
За всю историю в школе сменились формы передачи культурного опыта: беседа (сократическая беседа), работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и др. видов производственного обучения, где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное усвоение им производственных операций); вербальное наставление (институт “дядек”, монастырей, гувернеров и т.д.). Со временем Я.А.Коменского прочно утвердилась классно-урочная система обучения. Начали дифференцироваться такие формы, как лекция, семинар, зачет, практикум.
Уровни продуктивности педагогической деятельности.
1. Непродуктивный (репродуктивный) - педагог лишь умеет пересказывать другим то, что знает сам.
2. Малопродуктивный (адаптивный) - педагог умеет приспосабливать своё сообщение к особенностям обучаемой аудитории.
3. Среднепродуктивный - педагог владеет стратегиями обучения учащихся знанием, навыкам, умениям по отдельным разделам какого-либо курса.
4. Продуктивный (системно-моделирующий знания учащихся) - педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом.
5. Высокопродуктивный (системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся) - педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Стили педагогической деятельности.
Стиль деятельности - это устойчивая система способов, приёмов, проявляющаяся в разных условиях её существования. Стиль деятельности определяется спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями её субъекта.
Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А.Кан-Каликом. К этим стилям относятся:- стиль увлеченности совместной творческой деятельностью с учащимися;
Характеристика стилей педагогической деятельности
- стиль дружеского расположения; автор обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может отрицательно сказаться на педагогической деятельности в целом;
- стиль общения - дистанция, отражает тенденцию авторитарности, что благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, но не способствует личностному контакту учителя и учащихся;
- стиль общения - устрашение и заигрывание. Название является краткой характеристикой сути. Оба стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
Характеристика общепедагогических умений и навыков
Навыки общепедагогические:
- навык выразительной речи, выразительного чтения;
- навык грамотного красивого письма;
- навык целесообразных движений, мимики, жестов;
- навык демонстрирования разнообразных предметов и работы с доской;
- навыки библиографические;
- навыки эффективного использования планов, конспектов, записей.
- навыки владения аудиовизуальными средствами обучения.
Умения общепедагогические - это интегральные качества учителя, обуславливающие успешность решения широкого круга образовательных задач в различных педагогических системах.
Общепедагогические умения проявляются в деятельности любого учителя, независимо от преподаваемого предмета. Выделим их:
- умение, обеспечивающее педагогическую диагностику и целеполагание;
- умения, определяющие планирование образовательного процесса;
- умения практической деятельности учителя по осуществлению намеченного плана;
- рефлексивные умения.
Назад | Содержание | Вперед |