3.2. Технологии эффективной воспитательной деятельности
Технология воспитательной деятельности - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания.
Стратегия воспитания задает общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач. Она базируется на методологических установках концепции воспитательной деятельности современности и ориентирует субъектов воспитания на овладение эффективной воспитательной практикой, отказ от недееспособных сложившихся стереотипов.
Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности. Она вырабатывается на нормативной основе, в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.
Техника воспитания характеризует совокупность приёмов, операций и других действий руководителя по использованию воспитательного инструментария. В воспитательной технологии можно выделить такие элементы, как приём, звено, цепочка. Воспитательный приём определяет задействование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитательное звено - это отдельная самостоятельная часть воспитательной технологии, которое объединяется общей целью и имеет для неё самостоятельное значение.
Воспитательная цепочка - есть совокупность взаимосвязанных последовательно задействуемых приёмов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек поведения. Воспитательная технология обеспечивает достижение заданных целей наиболее эффективными способами - методами воспитания.
Метод воспитания - это особый способ однородного педагогического воздействия на человека в целях воспитания. Общие характеристики методов воспитания:
- каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями субъектов воспитания;
- оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств;
- методы воспитания выполняют вполне определенные функции;
- любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приёмов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.
Средства воспитания - это всё то, с помощью чего воспитатели действуют на воспитуемых средствам воспитания относятся с одной стороны, различные виды деятельности, а, с другой, - совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются воспитателем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, фильмы, беседы, факты, традиции, литература, произведения живописи и музыки).
Приёмы воспитания - это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу, приёмы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приёмы могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных ситуациях. Так, убеждение, является одним из основных методов формирования мировоззрения, убежденности. В то же время может выступать одним из методических приёмов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера.
Совокупность средств и приёмов выполняют воспитательную роль лишь тогда, когда они применяются в определенной педагогической инструментовке, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность.
Классификация методов воспитания.
а) Традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение; пример.
б) Инновационно-деятельностные (обусловленные внедрением новых воспитательных технологий) - моделирование; проектирование; алгоритмизация, творческая инвариантность и др.
в) Неформально-личностные - воспитательное воздействие осуществляется через личностно-значимых людей, авторитетных из числа родственников, друзей, близких.
г) Тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - социально-психологические тренинги, деловые игры и т.д.
д) Рефлексивные - они основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.
Система методов воспитания призвана выполнять ряд функций:
- передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом);
- организация поведения воспитуемых в соответствии с установленными нормами и правилами;
- стимулирование личностного роста человека;
- профилактика и конструктивное решение конфликтов.
Традиционно в отечественной педагогике главным методом воспитания признается метод убеждения, т.к. ему принадлежит решающая роль в формировании важнейших сфер человеческой личности - мировоззрения, сознательности, ценностных ориентаций.
Убедить человека - это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков.
Слово, речь - это мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом зависит от сочетания содержания, живости и образности языка, простоты, ясности и доступности речи. Наиболее распространенными приёмами и средствами убеждениями словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.
Американский исследователь Д.Ягер сформировал шесть правил, соблюдение которых способствует убедительности речи.
1) Делайте всё вовремя.
2) Не болтайте лишнего.
3) Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.
4) Во время беседы думайте прежде всего о том, с кем разговариваете.
5) Говорите «хорошим» языком. Будьте чутким к слову.
6) Адекватно используйте невербальное сопровождение речи.
Убеждение словом органически сочетается с убеждением делом, практикой.
При убеждении делом следует использовать такие приёмы:
- показ воспитуемому общественной ценности и значимости его действий и поступков;
- поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов;
- анализ жизненных явлений и ситуаций, опровергающих ошибочные взгляды;
- ссылка на опыт других людей;
- свой личный пример.
Важнейшим условием эффективности метода убеждения является убежденность самого воспитателя, его принудительность, исключающая разрыв между словами и поступками. Успешно убеждать других, может только тот, кто сам твёрдо убежден в том, о чём говорит.
Условиями успешного убеждения выступают также справедливость, честность и искренность воспитателя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Немалую роль в убеждении играет умение воспитателя ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью интонаций, жестов.
Важными условиями действительности метода убеждения является широкий, общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и трудовой опыт.
Успех убеждения во многом зависит от педагогического такта воспитателя, понимание им психологии человека, уровня эмпатии. Такт исключает проявление со стороны руководителей высокомерие, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.
В воспитании широкое применение находит также метод упражнения. Упражнение как специальная, многократноповторяемая человеком деятельность необходимо для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результата повышения сознательности. Метод упражнения позволяет в воспитании быстрее достичь желаемой цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет сознание воспитуемых, закаляет волю, способствует формированию привычек правильное поведения. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случаи оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором - оно направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколько снижается.
Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, инициативы человека являются высокая сознательность и убежденность человека.
Успех использования метода упражнения зависит также от всестороннего учета возрастных, психологических, физиологических и других индивидуальных особенностей людей. Чтобы не допустить моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки надо постепенно.
Важным методом воспитания является пример. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцами для поддержания, основной для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Не имея достаточно жизненного опыта, навыков поведения в различных ситуациях, они вынуждены искать образцы правильного поведения. Это черта исторически сформировалась у человека как потребность. Отличая первостепенное значение личного примера воспитателя, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается от живого источника человеческой личности». В процессе воспитания положительным примером следует соблюдать ряд условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и личностно значимым и ценным. Чем глубже люди осознают его общественную ценность, тем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее положительное влияние примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается, когда он взят из знакомой всем сфере деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на те или иные действия.
Значительное место в воспитании также занимает метод поощрения. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приёмов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Поощрение помогает человеку осознать степень своего труда в достижении задачи, осмыслить своё поведение, стабилизировать самооценку, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
Любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач. Поощрение обладает эффективным эффектом в условиях производства, если оно носит характер гласного.
В воспитании используется и метод принуждения. Под методом принуждения понимается система средств и приёмов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Этот метод обычно применяется после того, как все другие методы воздействия на человека были исчерпаны и не дали желаемых результатов. Выделяют различные формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, осуждение общественностью, привлечение к административной ответственности.
Прежде чем применять данный метод, следует глубоко разобраться в причинах поступка человека, выявить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершён, особенности его личности. Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияние на окружающих. Любое воздействие, будь то замечание, критика и т.п. должно быть справедливо. Несправедливое взыскание оскорбляет человека, подрывает авторитет воспитателя.
В целом, следует отметить, что успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их психолого-педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и особенностей методов воспитания.
Вопрос о цели воспитательной деятельности учителя - кардинальный вопрос педагогической теории и практики. Кто не знает в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра, - говорили древние.
Цели воспитательной деятельности педагога в концепции личностно-ориентированного образования «выводятся» из идеологической концепции гуманистического воспитания и органично связаны с его ценностями. Так, если ценностью является право ребенка на уважение, то, следовательно, цель деятельности педагога - внимательное отслеживание, как соблюдается это право ребенка в детском сообществе и в процессе его взаимодействия со взрослыми, которые его обучают и воспитывают.
В процессе работы цели тщательно анализируются, отбираются и ранжируются по степени значимости каждой из них для процесса развития ребенка. По сути дела здесь идет речь о выборе приоритетов воспитательной деятельности.
Назад | Содержание | Вперед |