Тема 6. Урок как основная форма обучения
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, элемент) учебного процесса.
Общие требования к современному уроку
- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса;
- реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
- установление осознаваемых учащихся межпредметных связей;
- связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
- эффективное использование педагогических средств;
- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Основные типы уроков
1. Комбинированный урок.
2. Урок овладения новыми знаниями (урок-лекция).
3. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (урок- практикум).
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок повторения, закрепления знаний.
6. Контрольно-проверочные уроки (урок-зачет).
7. Нетрадиционные типы уроков.
Структура урока
Структура урока - совокупность его элементов, частей , обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников.
Структура комбинированного урока
1. Организационная и содержательная установка (оргмомент).
1. Проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках (проверка домашнего задания).
2. Взаимодействие педагога и учащихся на основе сообщения-усвоения новых знаний, умений, навыков (объяснение нового материала).
3. Закрепление изученного материала и упражнения.
4. Диагностика прочности усвоения знаний, умений, навыков с выставлением балла или оценки.
5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Итог урока.
В структуре комбинированного урока в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.
Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Главная цель - установление и удержание интереса учащихся к учебному труду (начало 70-х годов).
Мнения педагогов: прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. С другой стороны, опасное нарушение педагогических принципов, вынужденное отступление педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: 1) уроки - лекции; 2) уроки - семинары (практикумы); 3) уроки - игры (соревнования, КВН, аукционы, конкурсы и др.); 4) уроки - консультации; 5) уроки - экскурсии; 6) уроки - зачеты; 7) уроки - деловые игры («суды», конференции, пресс-конференции); 8) межпредметные и интегральные уроки.
В разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные.
Не следует, однако, превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.
Назад | Содержание | Вперед |