Тема 5. Организационные формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Они классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные); месту учебы (школьные, внешкольные); продолжительности учебных занятий (45 мин., 90 мин. и т.д.).
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белл- ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (Мангеймская система), бригадное обучение (20-е годы в советской школе), американский «план Трампа» (40% времени в больших группах (100 - 150 человек), 20% - в малых (10 - 15 человек) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу).
Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил Я. А. Коменский.
Особенности классно-урочной формы обучения
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
- применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ:
- отличается строгой организационной структурой;
- является экономичной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
- создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, воспитания и развития учащихся.
Обучающе-образовательная (создание условий для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и др.).
Воспитательная (последовательное введение учащихся в разнообразные виды деятельности, формирование взглядов и убеждений).
Развивающая (многообразие форм в учебном процессе, условия для умственной, трудовой, игровой и других видов деятельности).
Организационная (четкая организация подачи материала, учет возрастных особенностей).
Психологическая (биоритм, работа в одно и то же время).
Основная форма обучения - урок.
Другие формы обучения: экскурсия, практикумы и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки).
Нетрадиционные формы обучения.
Требования, предъявляемые к формам процесса обучения
- содержательная наполненность, информационная насыщенность, научность, духовно-нравственная направленность передаваемых знаний, прочность отрабатываемых навыков;
- обеспечение полной ясности, понимания и усвоения всеми учащимися основных обобщений, навыков и приемов умственных действий, методов самостоятельной работы;
- активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся;
- развитие интеллектуальной сферы и всех сущностных сил в процессе обучающей деятельности: ощущений, представлений, восприятия, теоретического и образного мышления, памяти, воображения, речи, чувств, а также зрения, слуха, физических сил;
- эмоциональная насыщенность обучающего взаимодействия учителя и учащихся, формирующая эстетическое отношение к изучаемому предмету и процессу познания;
- динамика структуры форм обучения, переход из одной формы в другую в зависимости от меняющихся обстоятельств процесса познания, уровня подготовленности, успешности продвижения учащихся в усвоении материала;
- сочетание коллективно-массовой, групповой и индивидуальной работы, обеспечение взаимообучения;
- сочетание обязательных учебных заданий с добровольной, по интересам и способностям коллективной, групповой и индивидуально-творческой деятельностью;
- формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа научной, художественной и политической информации;
- применение передовых, адекватных характеру научного материала и избранной форме методов обучения.
Выполнение этих требований дает возможность наиболее полно исчерпывать обучающие и воспитывающие резервы форм процесса обучения.
Назад | Содержание | Вперед |