Тема 4. Методы обучения

  Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос «как учить?» выводит на категорию методов обучения.
  Методы обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, развития их умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природой и обществом.
  В структуре методов обучения выделяются приемы, т.е. отдельные элементы метода, его составные части. Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении - это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей.
  В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная части. Объективная обусловлена постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами, субъективная часть обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся и конкретными условиями обучения.
  Среди различных классификаций методов обучения выделим традиционную, сложившуюся в практической деятельности, опирающуюся на источники информации:

ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ

  Охарактеризуем некоторые из методов обучения. Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. Рассказ - это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний. Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит обучаемых к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
  Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций и т.п. Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. В настоящее время широкое распространение получил видеометод, позволяющий наглядно демонстрировать многие явления окружающего мира с помощью мультимедиа средств. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
  Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью овладения ими или повышения их качества. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей обучаемых. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения. Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности обучаемых могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство. Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
  ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин)
  объяснительно-иллюстративный
  репродуктивный
  проблемное изложение
  частично-поисковый (эвристический)
  исследовательский
  Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а обучаемые ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низки й уровень мыслительной активности.
  Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а обучаемые ее усваивают и могут воспроизвести. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.
  Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего.
  Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Он получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает обучаемых к выполнению отдельных шагов поиска.
  Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск обучаемыми знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы обучаемый научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умения и навыки.
  ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ
  Методы изучения новых знаний
  Методы закрепления знаний
  Методы контроля
  ПО МЕСТУ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.К.Бабанский)
  Методы организации и осуществления учебной деятельности
  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
  Методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью
  Выбор метода прежде всего определяется целями обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, то и методы должны соответствовать требованиям этих целей. В не меньшей мере выбор метода зависит от особенностей содержания учебного материала, от специфики учебного предмета. Кроме того, выбор метода обучения зависит от возрастных особенностей учащихся и от уровня их развития, а также от материальной базы учебного заведения, особенностей жизненного опыта учащихся, учета психологических особенностей детей.
  Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения - это источники получения знаний, формирования умений. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности обучаемых.
  Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:
  - закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;
  - общих целей обучения, воспитания и развития человека;
  - конкретных образовательно-воспитательных задач;
  - уровня мотивации обучения;
  - особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
  - содержания материала;
  - времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  - количества и сложности учебного материала;
  - уровня подготовленности обучаемых;
  - сформированности у обучаемых учебных навыков;
  - типа и структуры занятия;
  - количества обучаемых;
  - взаимоотношений между преподавателем и обучаемыми, которые сложились в процессе учебного труда;
  - материально-технического обеспечения;
  - особенностей личности педагога, его квалификации.
  Выделяют следующие средства обучения: материальные - учебники, учебные пособия, дидактические материалы, модели, средства наглядности, ТСО, лабораторное оборудование и др. Идеальные - общепринятые системы знаков (язык - устная речь, письмо - письменная речь); система условных обозначений (ноты, математические символы); достижения культуры и произведения искусства (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, фотографии); учебные компьютерные программы и т. д. Обучение становится эффективным, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя друг друга.

Назад Содержание Вперед