Тема 3. Содержание образования

  Содержание образования, его основные компоненты.
  В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанных области - содержание образования и содержание воспитания. Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: содержание образования отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания - «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?» Уже сама формулировка вопросов дает представление о том, что содержание образования реализуется, прежде всего, в процессе обучения и самообразования, т. е. в интеллектуальной деятельности.
  Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
  Обратимся к Закону РФ «Об образовании».
  Статья 14. Общие требования к содержанию образования.
  1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
  - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  - развитие общества;
  - укрепление и совершенствование правового государства.
  2. Содержание образования должно обеспечивать:
  - адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
  - интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
  3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.
  4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
  5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
  Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
  6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
  7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
  8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
  Факторы отбора содержания образования: 1) социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы; 2) степень удовлетворения содержания образования дидактическим принципам; 3) соответствие психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения; 4) потребность личности в образовании.
  Проблема дифференциации процесса обучения.
  Дифференциация процесса обучения - форма организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.
  Внешняя дифференциация - разделение учащихся на стабильно работающие группы (классы), в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, способностей, обученности, обучаемости и т. п.)
  Уровневая - разделение учащихся по уровню обучаемости (сильные, средние, слабые).
  Профильная - создание в рамках одной школы профильных классов (гуманитарный, физико-математический и т.п.).
  Дифференциация по национальному признаку.
  Социальное расслоение (частные школы).
  Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся. Она разделяет учащихся на группы внутри стабильно работающего класса чаще всего временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.
  Принципы формирования и структура содержания образования.
  Основной задачей обучения в традиционной школе считалась передача знаний учащихся. В основе организации такого обучения лежит идея о том, что учащимся достаточно было получить новые знания, освоить учебные умения и до автоматизма отработать необходимые при освоении данного предмета навыки. Это позволит им получить все необходимое для взрослой жизни. Однако при этом не учитывались индивидуальные особенности обучаемых и их интересы.
  Одной из основных задач совершенствования системы образования является задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся. Опыт отдельных педагогов-новаторов исподволь готовил переход от традиционного образования к личностно-ориентированному. Их разработки определили общее направление инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
  Принципы формирования содержания образования:
  Гуманистичность (приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности).
  Научность (соответствие предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса).
  Последовательность (планирование содержания по восходящей линии, где каждое знание опирается на предыдущее и вытекает из него).
  Историзм (воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых).
  Систематичность (рассмотрение изучаемых знаний и формирование умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры).
  Связь с жизнью (как способ проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой).
  Доступность (определяется структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебниках, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов).
  Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний и умений предлагается для освоения (если материал слишком легко, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоизмеримо с их возможностями).
  Структура содержания образования.
  Линейная - отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т.д.
  Концентрическая - предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Содержание вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии и др.
  Спиральная - учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В этой структуре нет перерывов, одноразовости в изучении знаний. Наиболее эффективной спиральная структура является при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.
  Смешанная - комбинация линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
  Нормативные документы, отражающие содержание образования.
  Нормативные документы: Закон РФ «Об образовании», государственный образовательный стандарт, базисный учебный план образовательного учреждения, учебные программы, учебники и учебные пособия.
  Закон РФ «Об образовании» был принят в 1992году.
  Статья 7. Государственные образовательные стандарты
  В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
  РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
  На основе Закона РФ «Об образовании» и государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы.
  В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и собственно учебный план школы.
  Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся частью Государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой разработки типовых и учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
  Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.
  Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:
  - продолжительность обучения (в учебных годах) общую и по каждой ступени;
  - недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, обязательные занятия по выбору учащихся, факультативные занятия;
  - максимальную обязательную учебную нагрузку для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
  - суммарную, оплачиваемую государством нагрузку учителя, учитывающую максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
  Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.
  Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Это тот реальный план, по которому работает данная конкретная школа. Причем в каждой школе эти учебные планы могут быть разными. Существует два типа учебных планов школы:
  - собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы;
  - рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.
  Учебный план. Это сертификат учебного заведения, определяющий: 1) продолжительность учебного года; 2) полный перечень предметов; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета.
  В учебном плане любого общеобразовательного заведения выделяется три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия по выбору учащихся; Факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
  Содержание образования, представленное в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).
  Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
  Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
  Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
  Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования России и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы создаются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. В рабочей программе в отличие от типовой описываются национально-региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
  Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы.
  Учебная программа. Составляется на основе учебного плана по каждому предмету для каждого года обучения. Содержит три обязательных элемента: 1) объяснительную записку (цели и задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета); 2) собственно содержание программы (тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий); 3) методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков. Кроме того, могут быть указаны: 4) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 5) рекомендуемая литература.
  Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.
  Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны.
  Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.
  Учебники содержат изложения основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала.
  Содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).
  Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимым иллюстративным материалом в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий. Учебник должен выполнять следующие дидактические функции: мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе; информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации; контрольно-корректирующую, которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Назад Содержание Вперед