7.11. Система видеоконференций тАУ перспектива развития ЕИОС

  Видео- и Интернет-конференции можно использовать не только для повышения качества научных исследований, но и для обеспечения инновационных технологий обучения, межличностного и интеркультурного общения.
  Рассмотрим основные вопросы, связанные с применением и организацией видеоконференций и Интернет-трансляций.
  Применение технологии видеоконференций и Интернет-трансляций позволит:
  1) разработать методологию сетевых и мультимедиа технологий и их применения для совершенствования информационно-образовательных сред с использованием технологий дистанционного и компьютерного обучения;
  2) разработать систему организационных мероприятий и создания программно-методических разработок для обеспечения компьютерных и сетевых технологий обучения через систему WEB вещаний;
  3) разработать методику и модели внедрения сетевых технологий обучения и ведения лекционных и семинарских занятий в режиме видеоконференций для всех форм обучения;
  4) совершенствовать систему привлечения и повышения заинтересованности в непрерывной многоуровневой подготовке и повышении подготовленности наиболее одаренных студентов и школьников через систему WEB вещаний и развитие технологий дистанционного и открытого обучения по различным направлениям областей знаний в сфере использования компьютерной техники, компьютерного дизайна и сетевых технологий.
  Следует отметить, что развитие сетевых видео- и Интернет-технологий позволит создать определенный уровень кадрового потенциала региона для выполнения других федеральных целевых программ, а также может стать условием развития компьютерных технологий на различных производствах.
  Создание единой информационно-образовательной среды - огромная работа и ее выполнение не под силу одному образовательному учреждению. Основным технологическим звеном ЕИОС на федеральном уровне является создание единого административного ядра - федерального образовательного портала, который должен занимать центральное место в решении всех задач создания и развития ЕИОС.
  Перспективным средством организации и обмена опытом педагогов и специалистов, практически, любой области знаний, развивающихся на базе ИКТ, являются видео- и Интернет технологии.
  На рисунках 40, 41 представлены упрощенные схемы оборудования залов для передачи и приема трансляций видео- и Интернет-конференций.

Схема 1: Лекция для неограниченного числа слушателей для удаленных пользователей из аудитории 3311

Схема 2: Видеоконференция (точка-точка, обратная связь только с одной удаленной аудиторией)

  В завершение рассмотрения темы «Создание и развитие единой информационно-образовательной среды» сделаем некоторые обобщения.
  Выделим определяющие компоненты разработки информационнообразовательной автоматизированной среды:
  1) социально-педагогическое обоснование целесообразности и эффективности создания информационно-образовательной автоматизированной среды;
  2) программно-технологическое обеспечение управления познавательной и учебной деятельностью;
  3) методическое обеспечение информационно-образовательной автоматизированной среды;
  4) кадровое и организационное обеспечение функционирования информационно-образовательной автоматизированной среды;
  5) материально-техническое обеспечение.
  Для выполнения поставленных задач требуется совместная работа всех заинтересованных сторон региона по следующим направлениям:
  1) создание единой корпоративной образовательной сети региона, сети специализированных аудиторий, оснащенных соответствующим оборудованием и программно-методическим обеспечением, разработка и развитие технологий корпоративного взаимодействия центральной специализированной аудитории с целью формирования единого образовательного пространства;
  2) продолжение поиска и отработки эффективных современных технологий обучения, уделение особого внимание комплексному применению технологий сетевого, дистанционного и мультимедиа обучения и научноисследовательскому сотрудничеству, как наиболее адекватной технологии подготовки способных и заинтересованных обучающихся;
  3) разработка и внедрение сетевых и дистанционных технологий обучения во все формы обучения, использование режима видеоконференций;
  4) создание и непрерывное сопровождение тематических и кафедральных информационно-обучающих сайтов как ведущего компонента информационно-образовательной среды;
  5) совершенствование системы многоуровневой и разноуровневой подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и инженерно-технических кадров в области современных компьютерных и сетевых информационных технологий, в том числе сертифицированных специалистов по компьютерным сетям и современному программному обеспечению.
  Резюме
  Мы рассмотрели очень важный и сложный раздел по использованию ИКТ для создания систем автоматизации управления образовательным учреждением. Другой важной задачей систем автоматизации является автоматизация хранения, систематизации и поиска необходимой информационнометодической информации. Практически вся информация на современном этапе развития техники и технологий хранения и представления имеет распределенный характер. Управление богатейшими информационными и образовательными ресурсами для их использования является основной задачей создания единой информационно-образовательной среды, технологическими компонентами которой являются порталы, сайты, электронные каталоги и библиотеки.
  Каждый будущий учитель, а также работающий в школе много лет должен не только знать и уметь применить созданные разными образовательными учреждениями ресурсы, но и научить своих учеников работать в огромном информационном поле. Объяснить ученикам основные правила и принципы поиска необходимой информации для повышения заинтересованности в обучении и развитии своего творческого потенциала.

7.12. Вопросы для самоконтроля

  1. В чем необходимость автоматизации управления образовательной деятельностью школы?
  2. Какие задачи должна выполнять информационно-аналитическая система управления образовательным учреждением?
  3. Как Вы понимаете, что такое единая информационнообразовательная среда?
  4. Какие возможности имеет единая информационно-образовательная среда для модернизации системы образования?
  5. Какие определяющие условия необходимы, на Ваш взгляд, для создания и развития ЕИОС региона?
  6. Что такое образовательный сайт?
  7. Как Вы понимаете, что такое портал, чем он отличается от сайта?
  8. Какие основные подсистемы и механизмы работы должны обеспечивать полноценную работу портала?
  9. Какие сайты и порталы, ориентированные на обучение, Вы знаете?
  10. Что необходимо учесть при оборудовании зала для работы видеоконференции?
  11. Какие основные принципы должны быть заложены при создании и развитии ЕИОС?
  12. Что может дать ЕИОС для индивидуализации обучения, и как Вы себе это представляете?
  13. Не нарушаются ли принципы создания и функционирования портала, если на нем размещается информация для различных возрастных категорий?
  14. Что такое содержательное наполнение портала?
  15. Какие дидактические возможности может предоставлять электронный журнал учителя?

7.13. Задания для самостоятельной работы

  1. Сделайте обзор и анализ наиболее распространенных образовательных порталов глобальной сети.
  2. Предложите возможные рубрики образовательного портала, которые Вы хотели бы дополнить в структуру проанализированных 5-6 порталов сети Интернет.
  3. Проанализируйте с точки зрения эффективности работы любой понравившийся Вам образовательный портал. Предложите систему критериев оценки эффективности работы портала.
  4. Опишите информационно-образовательную среду школы, в которой Вы учились или проходили практику. Предложите свою модель этой среды на основе СИТ.
  5. Разработайте структуру школьного сайта.;

Назад Содержание Вперед