Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании (Красильникова В.А.)

  Оренбург: ОГУ, 2012. - 291 с.

  Рассмотрены основные вопросы, касающиеся проблем подготовки учителя информатики на основе компетентностного подхода, компьютерных технологий обучения, представлены результаты анализа психологопедагогических, дидактических и технологических возможностей современных компьютерных средств обучения и компьютерных коммуникаций. Добавлены новые разделы «Компетентностный подход в педагогической деятельности», «Создание компьютерных средств обучения». Материал пособия построен на основе лекций, прочитанных студентам 5 курса специальности информатика.
  Работа рекомендована студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050100.62 - Педагогическое образование, профиль подготовки Информатика.
  Пособие может быть полезно учителям, аспирантам и преподавателям, занимающимся модернизацией учебного процесса на базе ИКТ.


Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ
1.1. Цели и задачи дисциплины
1.2. Проблемы подготовки учителя информатики
1.3. Требования к уровню подготовки учителя информатики
1.4. Необходимые условия подготовки учителя информатики
1.5. Вопросы для самоконтроля
1.6. Задания для самостоятельной работы
2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
2.1. Парадигмы образования
2.1.1. Традиционная парадигма образования
2.1.2. Необходимость новой парадигмы образования
2.1.3. Модель новой парадигмы образования
2.1.4. Цель, задачи, принципы новой модели образования
2.2. Компетентностный подход: сущность и структура
2.3. Компетентность и компетенции
2.4. Компетенции учителя информатики
2.5. Вопросы для самоконтроля
2.6. Задания для самостоятельной работы
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Необходимость новых технологий обучения и контроля
3.2. Возможности компьютерных технологий обучения
3.3. Из истории развития технологий компьютерного обучения
3.4. Автоматизированные (компьютерные) технологии обучения
3.5. Мультимедийные технологии в обучении
3.6. Интернет - технологии обучения
3.7. Компьютерные дистанционные технологии обучения
3.7.1. Основные положения и принципы дистанционного обучения
3.7.2. Необходимые условия развития системы ДО
3.7.3. Дистанционные образовательные технологии в школе
3.8. Функции и характеристики компьютерного обучения
3.9. Субъекты образовательного процесса в компьютерных средах обучения
3.10. Вопросы для самоконтроля
3.11. Задания для самостоятельной работы
4. СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
4.1. Теоретические основы создания компьютерных средств обучения
4.2. Принципы, положенные в основу разработки компьютерных средств обучения
4.3. Подходы и этапы проектирования компьютерных средств обучения
4.4. Требования к разработке компьютерных средств обучения
4.5. Структура и алгоритмы электронных компьютерных средств обучения
4.5.1. Концептуальная структура КСО
4.5.2. Алгоритмы контрольно-обучающей и контролирующей программ
4.5.3. Электронное гиперссылочное учебное пособие
4.5.4. Интерактивный электронный задачник
4.6. Контроль и тестирование в компьютерной среде обучения
4.7. Подготовка и представление обучающего материала в КСО
4.7.1. Требования, предъявляемые к обучающему материалу
4.7.2. Подготовка и представление теории в КСО
4.7.3. Типы и структуры обучающих заданий
4.8. Реализация интерактивного режима работы КСО
4.9. Дизайн-эргономические требования при создании КСО
4.10. Оформление и размещение информации на экране
4.10.1. Размещение текстово-графической информации на экране
4.10.2. Шрифтовое оформление учебного материала
4.10.3. Цветовое оформление учебного материала
4.10.4. Использование мультимедийных вставок в КСО
4.11. Инструментальные средства создания КСО
4.11.1. Обзор инструментальных средств
4.11.2. Анализ инструментальных средств разработки КСО
4.12. Вопросы для самоконтроля
4.13. Задания для самостоятельной работы
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
5.1. Психолого-педагогические возможности компьютерных средств обучения
5.2. Дидактические возможности использования КСО
5.3. Дидактические принципы использования компьютерных средств обучения
5.4. Классификация компьютерных средств обучения
5.5. Подход к оценке и выбору систем управления обучением
5.6. Краткая характеристика компьютерных средств обучения
5.6.1. Контрольно-обучающие компьютерные программы
5.6.2. Демонстрационно-обучающие программы
5.6.3. Электронные гиперссылочные учебники
5.6.4. Программы компьютерного контроля и тестирования
5.6.5. Системы моделирования
5.7. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
5.7.1. Системы поиска информации
5.7.2. Дистанционно-образовательная среда обучения LMS Moodle
5.7.3. Информационно-методическая среда «Электронный портфель учителя»
5.8. Дидактические принципы применения компьютера и компьютерных средств обучения
5.8.1. Использование компьютера на практических занятиях
5.8.2. Методика применения дистанционно-образовательной среды обучения LMS Moodle в школьном курсе информатики
5.9. Вопросы для самоконтроля
5.10. Задания для самостоятельной работы
6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДАХ ОБУЧЕНИЯ
6.1. Введение в проблему коммуникации в образовательной среде
6.2. Возможности компьютерных средств коммуникации
6.3. Инструментальные средства педагогического взаимодействия
6.4. Некоторые этические проблемы коммуникации в компьютерной среде
6.5. Методика применения компьютерных средств коммуникации
6.6. Вопросы для самоконтроля
6.7. Задания для самостоятельной работы
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
7.1. Необходимость и задачи автоматизации
7.2. Автоматизация управления учебным учреждением
7.2.1. Система «малой автоматизации» документооборота
7.2.2. Информационная система управления учреждением
7.3. Обзор систем автоматизации управления деятельностью
7.3.1. Система «КМ-ШКОЛА»
7.3.2. Информационная система Net School
7.3.3. Информационная система «Хронограф»
7.3.4. Электронный журнал учителя
7.4. Автоматизация информационно-методического обеспечения
7.5. Региональный ресурсный центр
7.6. Информационно-образовательные сайты
7.6.1. Школьный сайт
7.6.2. Сайт кафедры
7.7. Информационно-образовательный портал
7.7.1. Принципы создания информационно-образовательного портала
7.7.2. Архитектура программного комплекса
7.8. Примеры образовательных порталов
7.8.1. Портал «Сеть творческих учителей»
7.8.2. Российский портал открытого образования
7.8.3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
7.8.4. Портал цифровых образовательных ресурсов
7.8.5. Официальный информационный портал поддержки ЕГЭ
7.9. Распределенные образовательные ресурсы и библиотеки
7.9.1. Распределенные образовательные ресурсы
7.9.2. Распределенные электронные библиотеки
7.10. Создание единой информационно-образовательной среды
7.10.1. Подходы к формированию и развитию ЕИОС
7.10.2. Требования и принципы создания и развития ЕИОС
7.10.3. Задачи ЕИОС в образовательном процессе
7.10.4. Алгоритм формирования и развития ЕИОС
7.11. Система видеоконференций тАУ перспектива развития ЕИОС
7.12. Вопросы для самоконтроля
7.13. Задания для самостоятельной работы
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
8.1. Состав и структура учебной материальной базы
8.1.1. Кабинет информатики и вычислительной техники
8.1.2. Программно-методическое обеспечение предмета ИКТ
8.2. Организация работы в кабинете информатики
8.2.1. Основные виды деятельности заведующего кабинетом
8.2.2. Основные виды деятельности учителя
8.2.3. Основные виды деятельности уч ащихся
8.3. Эффективное и безопасное использование средств ИКТ
8.3.1. Требования к организации режима работы на компьютере
8.3.2. Гигиенические рекомендации к работе в кабинете ИКТ
8.3.3. Требования к помещениям для работы с компьютерами
8.4. Вопросы для самоконтроля
8.5. Задания для самостоятельной работы
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТОК И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИКТ
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ АВТОРА