4.5.3. Электронное гиперссылочное учебное пособие

  Электронное учебное пособие (ЭУП) представляет собой завершенный, как правило, мультимедийный материал, разработанный с помощью инструментальной авторской системы, одного из языков программирования или языка гипертекстовой разметки html. Оно может быть разработано для двух вариантов использования — on-line и off-line. Во втором случае электронное учебное пособие, как правило, записывается на CD и рассылается (выдаётся) обучаемым. Возможен вариант размещения электронного учебного пособия на сайте в Интернет в виде архивного файла (файлов) для последующего копирования пользователем.
  При построении структуры мультимедийного учебного пособия необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к нему. Разработке системы требований уделяли внимание многие авторы в своих работах: В.П. Демкин, В.А. Вуль, С.Б. Энтина, В.А. Красильникова, И.В. Роберт, И.А. Башмаков, В.Л. Иванов, А.И. Башмаков, М.Б. Селютина и другие.
  Предлагаем вниманию блочную структуру электронного гиперссылочного учебного пособия (О.В. Виштак).
  Рассмотрим назначение основных модулей структуры ЭУП О.В. Виштак.
  1) модули целеполагания и предварительного ознакомления обучаемого с изучаемой предметной областью предназначены для создания высокого мотивационного настроя учащихся для самостоятельной работы с гиперссылочным мультимедийным учебным пособием и постановки целевых задач для обеспечения эффективного овладения знаниями и умениями;
  2) модуль определения уровня подготовленности обучающегося: в зависимости от результатов входного контроля можно осуществлять коррекцию знаний; учет уровня начальной подготовки позволит создать благоприятную психологическую обстановку, предусмотреть возможность перехода на другой уровень сложности изучаемого материала;

Рисунок 12. Структура электронного учебного пособия в общем виде

  3) модуль теоретических и профессиональных знаний с практическими заданиями: учащимся предлагается теоретический материал по изучаемому курсу с практическими заданиями, способствующими закреплению полученной информации и усвоенных знаний;
  4) модуль иллюстративно-демонстративного материала содержит различные материалы: рисунки, схемы, видео- и аудиозаписи, компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты и процессы. Иллюстративный материал предназначен для пояснения соответствующего теоретического материала;
  5) модуль контроля знаний выполняет функцию контроля и предназначен для закрепления полученной информации, применения усвоенных знаний;
  6) модуль глоссария включает терминологический словарь-справочник для облегчения усвоения изучаемого материала;
  7) модуль рекомендуемой литературы и полезных ссылок в сети Интернет включает библиографический указатель обязательной литературы и литературы для дополнительного изучения, а также полезные ссылки на сайты, на которых достаточно грамотно и доступно рассматриваются вопросы изучаемой темы, формируют информационную культуру обучающихся, приобщают к исследовательской работе, развивают творческий интерес, пробуждают интерес к предмету;
  8) модуль справочной системы включает систему навигации, позволяющую осуществлять перемещение по гиперссылочному учебному пособию как по обычной книге, а также методические рекомендации по работе с ним;
  9) модуль системы заочного консультирования (если предусмотрена работа с мультимедийным учебным пособием в глобальной или локальной сети) выполняет функцию обратной связи учащегося с учителем, состоит из системы регистрации обучающихся, работающих с электронным пособием, и странички вопросов и ответов для заочного консультирования с учителем.
  Функциональное назначение модулей мультимедийных учебных пособий ориентировано на определенную схему процесса усвоения знаний, включая целеполагание, планирование, реализацию, оценивание и коррекцию, что позволяет осуществлять опосредованное управление и руководство познавательным процессом учащихся.
  На основе проведенного исследования обобщим наиболее важные требования к мультимедийному учебному пособию:
  - представленный материал должен быть дидактически полным;
  - вся теория должна быть разбита по темам, весь объем материала в учебном пособии должен быть представлен компактно;
  - учебное пособие должно содержать иллюстративные и условнографические средства наглядности, интерактивные фрагменты, современные мультимедиа приложения (анимация, видео-лекция и т.д.), а также звуковое сопровождение;
  - для закрепления пройденного материала, выработки умений и навыков должен быть разработан комплекс лабораторных работ по каждой теме;
  - к каждой теме или по окончании изучения всех тем должны быть представлены вопросы для самопроверки;
  - по окончании изучения всех тем должен быть организован тестовый самоконтроль, контроль или тестирование;
  - в учебном пособии должен быть список рекомендуемой литературы, адреса ресурсов сети Интернет;
  - в учебном пособии должна быть реализована система поиска, работа с глоссарием, возможность использования справочных материалов;
  - в учебном пособии должна быть удобная система навигации;
  - учебное пособие должно содержать методические рекомендации для учителя;
  - учебное пособие должно содержать справочную систему по работе с управляющими элементами пособия;
  - учебное пособие должно иметь возможность работы в on-line/offline режимах;
  - в учебном пособии может быть предусмотрена возможность модификации учителем разделов пособия.
  Предложенную структуру содержания учебного пособия можно считать достаточно условной. В зависимости от особенностей учебного материала она может быть дополнена модулем решения задач по теме, блоком исследовательских заданий (виртуальная лаборатория) и т.д. Главное, чтобы созданное электронное учебное пособие побуждало учащихся к самообразованию и творчеству.

Назад Содержание Вперед