4.5.4. Интерактивный электронный задачник
Особым и дидактически важным компьютерным средствам обучения являются интерактивные задачники.
Интерактивные задачи - обучающие/контролирующие задачи, работающие в режиме пошагового диалога с обучающимся. При этом исходная задача разбивается на шаги, на каждом из которых от обучающегося требуется ввести ответ. В зависимости от корректности введенного промежуточного ответа, система либо переходит к следующему шагу, либо выдает рекомендации по исправлению ошибки (в обучающем режиме). Реализация заданий подобного типа достаточно сложна и в методическом плане, и в алгоритмическом, но эффект от использования интерактивных задач как в целях обучения, так и в целях самоконтроля достаточно велик.
Вопросу разработки структуры и анализу функций интерактивного задачника посвящены работы А.А. Рычковой.
Электронный интерактивный задачник содержит три блока: информационный, тренировочный и блок учебных достижений.
Информационный блок предназначен для представления справочного материала по предмету, содержит сборник тренировочных упражнений и задач для самостоятельного решения с примерами применений заданий в будущей профессиональной деятельности. Включение информационного блока расширяет дидактические возможности электронного интерактивного задачника.
Тренировочный блок предназначен для интерактивного выполнения заданий. В тренировочном блоке осуществляется пошаговый непрерывный контроль выполнения действий студентов. При неправильном решении задачи осуществляется объяснение каждого действия. По завершении тренировочного режима работы студент получает отчет о проделанном решении задачи с анализом допущенных ошибок и рекомендациями по их устранению.
Блок учебных достижений позволяет будущим специалистам оценить свой уровень подготовленности к самостоятельному решению профессиональных задач. Студент решает задачи, выбирая уровень сложности. Результат решения задачи оценивается в зависимости от допущенных ошибок и количества попыток выполнения заданий.
Электронный интерактивный задачник может быть использован в качестве самостоятельного компьютерного средства обучения либо интегрирован в электронное учебно-методическое пособие.
Разработанная нами структура интерактивного задачника представлена на рисунке 13.
Рисунок 13. Структура электронного интерактивного задачника
Для формирования профессиональной самостоятельности в образовательном процессе необходимо использовать электронный интерактивный задачник, выполняющий набор функций: информационную; координирующую; тренировочную и контролирующую.
После теоретического и практического освоения нового материала обучающийся должен выполнить лабораторные работы, либо выполнить самостоятельно индивидуальные задания. Перед сдачей следующей лабораторной работы обучающемуся необходимо ответить на контрольные вопросы в электронном учебном пособии, используя дополнительную литературу, и результат отправить преподавателю по электронной почте.
Основным режимом работы электронного задачника является режим интерактивной работы обучающегося при выполнении всех лабораторных работ и индивидуальных заданий, использования режима контекстной помощи.
Назад | Содержание | Вперед |