2.4. Компетенции учителя информатики
При подготовке любого специалиста, в том числе и учителя информатики, следует рассматривать различные виды компетенций.
Рассмотрим компетенции, необходимые для выполнения педагогической деятельности учителя в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Проанализируем требования, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения к образовательной подготовке будущего специалиста степени бакалавра по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиля подготовки 050202 Информатика.
Руководствуясь требованиями компетентностного подхода и ФГОС ВПО, а также вышепредставленной моделью исследования компетентности, рассмотрим построение модели подготовки будущего учителя информатики на основе компетентностного подхода:
1) характеристика профессиональной деятельности будущего учителя информатики:
a) область деятельности: образование; социальная сфера; культура;
b) объекты деятельности: обучение; воспитание; развитие; просвещение; образовательные системы;
c) виды профессиональной деятельности: педагогическая; научная; культурно-просветительная;
2) решение профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности;
в области педагогической деятельности:
a) изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в области образования и проектирования обучающих систем на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
b) организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
c) организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
d) использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных и коммуникационных технологий;
e) осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Мы рассмотрели профессиональные задачи только педагогической деятельности будущего учителя информатики.
Для дальнейшего ведения разговора нам необходимо определить понятие педагогической компетентности будущего учителя.
Педагогическая компетентность - гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации.
Компетенции для обучающегося - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные (некоторые) составляющие этих «взрослых» компетенций и, чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Актуальным на сегодняшний день является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Такое понимание компетенции дано лабораторией дидактики ИТИП РАО.
Рассмотрим компетенции, которые должны быть сформированы у будущего учителя информатики с помощью рассматриваемого цикла дисциплины «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании». Обозначение и суть компетенций в таблицах соответствуют требованиям ФГОС ВПО третьего поколения. Выделенные компетенции представлены двумя таблицами (таблица 2, 3) по предложенной нами схеме: обладать (формировать) способности; знать; уметь; владеть.
Таблица 2. Общекультурные (ОК) компетенции
Продолжение таблицы 2
Таблица 3. Профессиональные компетенции (ПК)
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Резюме
Итак, мы провели обсуждение:
- возможностей компетентностного подхода в педагогической деятельности;
- рассмотрели определения компетентности, предложенные педагогами и исследователями;
- рассмотрели суть понятия компетенции, отметили его сложность, основные черты и характеристики;
- рассмотрели ключевые компетенции, предложенные Юнеско;
- рассмотрели суть компетенций общеобразовательного характера;
- рассмотрели компетенции, которыми должен обладать будущий учитель информатики.
В завершение отметим, что компетентностный подход в образовании:
- несет изменение вектора в образовательной деятельности и не только будущего учителя, перенося его с объектов изучения определенной предметной области на субъект, его развитие и саморазвитие. Субъектно- центричность становится главной чертой современного образовательного процесса;
- отмечает важность целостности контентного и личностнопроцессуального компонентов образовательного процесса;
- изменяет приоритет образовательного процесса, акцентируя внимание на преобладании процессуальной характеристики образовательного процесса (самостоятельной деятельности учащихся, использование групповой деятельности в познавательном процессе для развития умений сотрудничества, результативность социальной деятельности будущего специалиста).
2.5. Вопросы для самоконтроля
1. В чем причины несоответствия традиционной модели образования современным условиям развития общества?
2. Какие основные задачи новой парадигмы образования Вы знаете?
3. Укажите основные принципы построения новой парадигмы образования?
4. Что может дать новая парадигма образования для разных возрастных категорий обучающихся?
5. В чем принципиальная новизна новой парадигмы образования с Вашей точки зрения?
6. В чем принципиальное различие понятий компетенции и компетентность?
7. Чем принципиально отличается компетентностный подход от существующих технологий обучения?
8. Назовите основные проблемы внедрения компетентностного подхода в образование.
9. Охарактеризуйте основные черты компетентностного подхода.
10. Как должен измениться вектор педагогической деятельности при использовании компетентностного подхода?
11. Охарактеризуйте основные компетенции, которыми должен владеть будущий учитель информатики.
12. В чем принципиальное отличие компетенции от традиционно рассматриваемой триады знания-умения-навыки?
13. Какие изменения вносит компетентностный подход в образовательный процесс?
2.6. Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте предложенную модель новой парадигмы образования и на основе анализа литературы и собственных рассуждений подтвердите, опровергните, уточните и обоснуйте все Ваши новые положения. Ответ отправьте по электронной почте.
2. Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Я и мое образование: необходимые условия, возможности, проблемы». Дискуссия в режиме электронного форума, оценка в режиме семинара системы MOODLE.
3. На основе результатов преддипломной практики проанализируйте состояние компьютеризации школы и предложите подходы более эффективного применения компьютерных и коммуникационных средств в конкретной или гипотетической школе.
4. Проанализируйте на основе преддипломной практики степень сформированности основных компетенций не менее 10 субъектов (учителей школы, своих сокурсников, собственного уровня). Отчет преддипломной практики оформите в электронном портфолио системы MOODLE.
5. Предложите систему формирования и развития уровня педагогической компетентности. Оформите в виде доклада на 7-10 минут с презентацией не менее 10 слайдов.
6. Предложите тему и вопросы семинара по сути и использованию компетентностного подхода в педагогической деятельности. Предложите список рекомендуемой литературы по теме.
Назад | Содержание | Вперед |