5.1. Психолого-педагогические возможности компьютерных средств обучения
На определенном этапе развития высшей школы удовлетворение новым требованиям подготовки специалистов происходило либо за счет увеличения количества часов на обучение отдельным дисциплинам, либо введением в план подготовки специалистов новых дисциплин. Однако рост числа новых производственных задач привел к «разбуханию» учебных планов, к перегрузке обучающихся и, как следствие, снижению качества подготовки специалистов. В связи с этим экстенсивный подход к подготовке специалистов в вузах практически полностью исчерпал себя. Причина последнего заключается не только в необходимости сохранения сроков обучения в вузе, но и в значительном повышении требований, предъявляемых к специалистам сегодня, особенно в современных условиях развития общества, когда практически всем необходимо использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Бесспорно, что применение современных компьютерных технологий и средств телекоммуникационного взаимодействия открывает новые перспективы в совершенствовании системы образования, приобретении таких новых знаний о мире, которые сложно, а подчас и невозможно получить без компьютерных и коммуникационных средств. От чего зависит эффективность современного образования и особенности его организации в условиях интеграционных процессов мирового сообщества? Какова роль учителя информатики, его уровня подготовленности не только в области использования современных информационных технологий, но именно как инициатора включения в новую информационно-коммуникационную атмосферу жизни не только школы, своих обучающихся, но привлечение к совместной работе всех коллег, членов семьи обучаемых своего класса.
Использование компьютерных средств обучения позволяет разгрузить учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность решения задач на стыке предметов разных циклов, более наглядной подачи материала за счет анимации, графических вставок, динамических рисунков, видеоклипов, слайд-шоу, звукового сопровождения, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Благодаря усилению эмоциональной составляющей увеличивается темп урока на 10-15%. Компьютер - это аудиовизуальный концентратор внимания, используемый для иллюстрации основных идей преподаваемого курса, проверки качества знаний, решения задач. Кроме этого, при работе с компьютерными средствами обучения обеспечивается обратная связь, осуществляется быстрый поиск нужной информации, экономится время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, наряду с кратким текстом, объяснения сопровождаются демонстрацией анимационных эффектов.
Надо заметить, что содержание педагогической деятельности в образовательном процессе с использованием компьютерных технологий обучения существенно отличается от традиционных технологий и характеризуется несколькими особенностями.
Во-первых, значительно изменяется деятельность учителя: создание, внедрение и использование в работе компьютерных средств обучения предъявляет к учителю новые требования - готовность к работе в компьютерной среде обучения, что требует не только высокопрофессиональных знаний в своей области, но и знаний в области современных информационных технологий и технологических навыков работы с техническими средствами.
Во-вторых, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является учитель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свою индивидуальную учебную траекторию. Изменяется роль и функции учителя - поддержать обучающегося, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию, то есть происходит формирование партнерских отношений между педагогом и обучающимся.
Квалифицированных педагогов по организации обучения в компьютерной среде у нас в стране пока недостаточно. Возникала проблема изменения подходов к подготовке в вузе будущего учителя и особенно учителя информатики. Требует изменения не столько методика изложения учебного материала, сколько формирование новых позиций учителя, который должен быть готов не только излагать грамотно материал по предмету, но и быть подготовленным к работе в компьютерных средах обучения.
Рассмотрим основные направления использования (возможности) компьютерных и коммуникационных средств и соответствующего программнодидактического обеспечения.
1. Создание новых технологий и средств обучения. Компьютерные средства обучения и средства телекоммуникаций являются технологической основой разработки комплекса педагогических условий внедрения компьютерных средств в образовательный процесс, способствующих снятию ряда методических и организационных трудностей на любом уровне получения образования и повышения квалификации.
2. Повышение демократизации образования. Применение ИКТ в системе образования значительно повышает доступность качественного образования, возможность его получения в любом возрасте, в любом месте и времени. Компьютерные средства обучения и коммуникации можно рассматривать как особую среду организации мыслительной деятельности субъектов образовательного процесса. Психологам, педагогам и специалистам любых областей хорошо известно: получение новых знаний происходит только в процессе собственной деятельности. Применение компьютерных средств обучения и общения позволяет не только передать определенные сведения обучающемуся, но и создать педагогические условия для управления процессом познавательной деятельности обучающегося. Последнее десятилетие ознаменовано огромными достижениями в области распространения компьютерной техники и средств связи в государственном секторе системы образования и в других областях деятельности человека. Огромное число компьютеров «пришло» в наши дома.
3. Самообразование и непрерывное повышение образовательного и культурного уровня. Компьютерные средства обучения и коммуникации имеют огромное значение для самообразования в новых условиях. В условиях информатизации общества на первый план современного образования выходят проблемы формирования потребности непрерывного самообразования, разработки технологий самообучения, основанные на компьютерных коммуникационных средствах взаимодействия. В этом ключе важно самому педагогу понимать и уметь научить общаться своих учеников в новой коммуникационной среде, активно использующей возможности глобальной информационной среды Интернет, различных электронных форумов, чатов и электронной почты.
4. Индивидуализация обучения. В качестве основного положительного момента внедрения ИКТ даже при первых попытках внедрения последних в учебный процесс, чаще всего отмечают индивидуализацию обучения. Применение ИКТ предоставляет возможность разрешения, в какой-то мере, одного из основных противоречий образования между формой организации и необходимостью индивидуализации обучения. Существенным отличием в организации учебного процесса с применением ИКТ является то, что занятие с применением компьютерных и коммуникационных средств обучения напоминает скорее эвристическую беседу с фрагментами лекций, демонстраций работы программ, разбором спорных ситуаций. С точки зрения традиционных форм обучения занятие «сломано», оно «расковано», у обучающегося возникает потребность поделиться своим мнением по определенному вопросу как с педагогом, так и со своими друзьями. Педагогу целесообразно координировать действия обучающихся, а не вмешиваться в их работу. В юношеском коллективе атмосфера творчества, совместного сотрудничества с педагогом и другими обучающимися, успехи самостоятельной работы - лучшая форма мотивации познавательной деятельности.
5. Повышение уровня обеспеченности информационнообразовательными материалами. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение компьютерных обучающих программ, а именно интерактивных информационных сред, целостного взаимосвязанного функционирования всех процессов обучения и управления процессом познавательной деятельности. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации самообучения и качества используемых учебно-методических материалов.
6. Создание благоприятного психологического климата. Применение компьютерных средств обучения и взаимодействия позволит создать благоприятный психологический климат в процессе обучения. Важно создать психологический комфорт для работы обучающегося, в первую очередь, исключив субъективность педагога в проведении оценки уровня подготовленности обучаемых. Применение компьютерных средств обучения, в которых предусмотрено несколько уровней представления материала и контроля, позволяет повысить интерес обучающегося и к самому учебному процессу, и к изучению конкретного предмета. При традиционных формах обучения неоднородность уровня подготовки обучающихся в классе для изучения определенной темы - нежелательное явление, усложняющее организацию как групповых, так и индивидуальных занятий, снижающее общий темп работы. Подобная неоднородность менее заметна и даже позволяет применить новый подход общения с обучающимися при построении занятий с применением компьютерных средств обучения. Педагог, планирующий занятие с применением КСО, должен продуманно подойти к учету такой неоднородности с целью повышения интенсивности работы, увеличения времени непосредственного общения педагога и обучающегося.
7. Обогащение методического и организационного обеспечения самостоятельной работы. Наиболее важное значение имеют возможности ИКТ для обеспечения самостоятельной работы обучающихся. Повышение дидактических возможностей ИКТ требует продуманности методики разработки и применения компьютерных средств обучения и взаимодействия для обеспечения индивидуализированного обучения (стремление самостоятельного изучения материала, необходимости повторения ранее пройденного материала, дополнительной проработки материала в желаемом темпе и в удобное для обучающегося время). Анализируя опыт работы с ИКТ, отмечая позитивную сторону их применения, можно сделать вывод, что на современном уровне развития техники компьютерные средства обучения особенно эффективны на первых этапах изучения темы, когда педагог вынужден неоднократно излагать один и тот же материал разным обучающимся. Именно на этом этапе усвоения материала нужен и особенно важен непрерывный пошаговый или поэтапный контроль понимания и усвоения материала. Реализация такого индивидуального контроля при традиционных формах обучения практически нереальна. Выделение и переложение на вычислительные комплексы непроизводительной, рутинной части работы позволит значительно освободить время педагога для более рациональной организации индивидуального общения, особенно с хорошо успевающими обучающимися, которые в беседе с педагогом могут углубить и расширить свои знания по изучаемой теме. Такая особенность организации обучения с применением ИКТ представляется наиболее ценной, поскольку позволяет реализовать подход адаптивного, индивидуализированного, разноуровневого обучения в рамках массовой формы организации учебного процесса.
8. Развитие творческого потенциала обучающихся. Новые информационные технологии позволяют на качественно новом уровне реализовать важнейшую цель образования - развитие творческого потенциала личности: интеллектуального, аксиологического, художественно-эстетического. Разрабатываемые на основе компьютерных и коммуникационных средств образовательные технологии, обучающие программы и комплексы способны обеспечить развитие навыков самостоятельного мышления, глубинных творческих стремлений и способностей. Внедрение ИКТ позволяет реализовать приближение обучения к научному поиску, поощрять творческое выдвижение гипотез, нахождение поиска решения поставленных задач, проблем. С развитием ИКТ расширились возможности вовлечения личности в поисковую деятельность, раскрытия творческих способностей и поддержки творческой деятельности как обучающихся, так и педагога.
9. Расширение сотрудничества. Внедрение в образовательный процесс компьютерных коммуникационных средств позволит расширить возможности выхода обучающегося в более широкое адресное и географическое информационное пространство и снять зависимость обучения от конкретного рабочего места и времени работы. Именно выход в информационное пространство мирового сообщества позволит повысить уровень информационного кругозора учеников школы, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов.
10. Повышение культурного и образовательного уровня. Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий активизирует необходимость решения еще одной проблемы - повышения языковой культуры практически всех учеников и студентов, учителей и преподавателей вузов. Знание иностранного языка, умение вести диалог в профессиональной сфере и в вопросах межкультурного общения повышает не только качество подготовки выпускников школ и вузов, но и раскрывает новые грани жизни в современном обществе, предоставляет возможность перехода на новую ступень развития системы образования, позволяет использовать технологии дистанционного и открытого обучения.
11. Непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в области применения дидактических возможностей ИКТ при организации образовательного процесса по дисциплинам не только компьютерного цикла. При анализе возможностей информатизации образования необходимо рассмотреть еще один аспект - повышение квалификации педагогических кадров. Решение любой, даже самой простой задачи требует квалифицированного подхода. Никакая самая совершенная техника не может ничего выполнить самостоятельно без постановки задачи и грамотного ее выполнения. Для совершенствования системы образования на основе возможностей современной компьютерной техники и телекоммуникационных средств связи, в первую очередь, необходимы подготовка и повышение квалификации педагогов всех уровней. Проблема простая и в то же время сложная. Учителя школ, преподаватели вузов и других учебных заведений, безусловно, должны уметь учиться самостоятельно. Но подготовка в совершенно новой области знаний, к которой относятся информационные технологии, для многих не так проста. Выезд на курсы повышения квалификации не всегда возможен, а для учителей сельских школ - достаточно дорого. Именно в вопросах повышения квалификации процесс информатизации системы образования имеет наибольшие возможности.
12. Обмен опытом и создание условий для творческой работы педагогов. Одним из важнейших достоинств применения ИКТ в системе образования является повышение эффективности педагогической деятельности, аккумуляция и передача с применением ИКТ опыта лучших педагогов. ИКТ - это технологическая основа обеспечения и развития единой информационнообразовательной среды.
13. Возможности ИКТ в управлении образовательным учреждением. Одной из важных особенностей компьютерных и телекоммуникационных средств является возможность внедрения автоматизированного документооборота в образовательном учреждении, улучшение административного управления в системе образования.
Как видим, даже неполный анализ возможностей ИКТ в реорганизации образовательного процесса показывает, что эти возможности впечатляют, предоставляют огромное поле деятельности для педагога. Решение этих непростых задач во многом зависит от мастерства, подготовленности педагога к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, педагога, который может и должен стать на уровень современных методов представления, поиска и переработки информации. Подготовленность педагога к работе в новом информационном пространстве, прогрессивность его взглядов является необходимым условием разработки и внедрения новых форм и технологий обучения на основе активного использования ИКТ.
Мы полностью разделяем мнение специалистов в области информатизации, педагогов, психологов, управленцев, что именно информатизация образования призвана устранить многие проблемы развития системы образования, а учитель информатики, являясь ключевой фигурой этого процесса, должен не только понимать возможности ИКТ, но и воспитать в себе потребность непрерывного повышения квалификации, стремление к непрерывному обучению. Эта огромная задача закладывается на всех этапах образования, именно поэтому и в предлагаемом пособии отводится внимание повышению квалификации педагогов на основе ИКТ.
Назад | Содержание | Вперед |