5.2. Дидактические возможности использования КСО
Дидактические возможности компьютерных средств обучения разнообразны, зависят от того алгоритма, психолого-педагогических и эргономических принципов, которые заложены при разработке компьютерного средства обучения (КСО). Основные дидактические возможности КСО в соответствии с ранее предложенной формулой описания функциональных возможностей (ориентирование - планирование - исполнение - контроль - коррекция) можно представить следующим образом:
- выявление исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальных особенностей (скорость и тип мышления, уровень развития памяти, другие особенности развития обучающегося);
- предъявление учебного материала и адаптацию его для конкретного обучающегося по: уровню его подготовленности; психологопедагогическим особенностям личности; личностному восприятию обучающимся информации с экрана монитора;
- обеспечение корректного персонализированного диалога;
- управление познавательной деятельностью обучающихся: обеспечение интерактивного режима работы; возможности выбора собственной траектории обучения; необходимость неоднократного предъявления и повторения материала; возврат обучающегося в необходимую точку работы программного средства (использование отрицательных и положительных обратных связей); учет показателей утомляемости и работоспособности;
- разнообразные виды контроля (пошаговый, текущий, итоговый) для реализации корректирующих воздействий по результатам обучения. Разнообразные формы контроля, применяемые в КСО, обеспечивают возможности выполнения корректирующих воздействий на процесс обучения, гибкость работы компьютерного средства обучения и, как следствие, качество обучения;
- возможности включения преподавателя в работу системы при возникновении конфликтных или нетрадиционных педагогических ситуаций. Включение в работу КСО педагога через различные блоки апелляции очень важно для снятия психологического дискомфорта и повышения благоприятных условий работы обучающегося в автоматизированной среде.
Компьютерные средства обучения реализуют дидактические функции в большей мере, чем другие обучающие устройства и обеспечивают освобождение педагога от ряда вспомогательных операций при организации учебной деятельности. Сказанное относится, в первую очередь, к трудоемкой, но очень необходимой процедуре контроля результатов работы каждого обучающегося, что затруднительно при традиционных технологиях обучения. Применение на занятиях КСО позволяет повысить индивидуализацию обучения за счет высвобождения времени педагога для индивидуальной работы с обучающимися. Применение разнообразных компьютерных средств обучения на занятиях позволяет педагогу уделить больше внимания обучающимся, имеющим повышенный творческий потенциал и желающим расширить и углубить изучение рассматриваемой темы, предмета. Возможность применения КСО при проведении лабораторных и практических работ устраняет разрыв между получением теоретических знаний и их действительным усвоением, способствует развитию большей самостоятельности обучающихся.
Следует отметить, что любое самое хорошее, грамотно разработанное компьютерное средство обучения не обеспечит само по себе качество обучения и совершенствование учебного процесса. Главное при внедрении КСО, как и любого средства обучения, дидактические цели и методика организации занятий, о которых должен подумать педагог, прежде чем использовать новые средства обучения в учебном процессе. В том, как это реализуется, и определяется индивидуальность методики преподавателя и особенность обучения. На рисунке 23 представлена схема, поясняющая возможности компьютерных средств обучения и взаимодействия. Схема разработана с учетом анализа дидактических возможностей современного компьютера и разработанных на их основе компьютерных средств обучения и коммуникаций с учетом многолетнего опыта работы автора и анализа опыта использования КСО другими исследователями и педагогами.
Любое средство обучения должно разрабатываться и применяться с учетом целей обучения. Вопросами выделения целей при организации обучения занимаются практически все известные педагоги и ученые.
И.В. Роберт выделяет следующие педагогические цели использования компьютерных средств обучения:
- Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
1) развитие мышления (например, наглядно-действенного, нагляднообразного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
2) эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
3) развитие коммуникативных способностей;
4) формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
5) развитие умений осуществлять экспериментальноисследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
6) формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, графических и музыкальных редакторов).
- Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
1) повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей компьютерных средств;
2) обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);
3) углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.
На основе сформулированных выше педагогических целей определяют основные направления внедрения компьютерных средств в образование.
- Повышение эффективности и качества обучения, совершенствование процесса преподавания.
- Расширение информационно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Автоматизация процессов контроля, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
- Совершенствования управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
- Усиление роли коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий.
- Развитие системы дополнительного образования и организация интеллектуального досуга, развивающих игр.
С развитием компьютерной техники появились принципиальные отличия между программированным и компьютерным обучением. Характерное для программированного обучения разбиение учебного материала на кадры, рекомендаций к выполнению задания, оценки правильности выполнения задания было обогащено применением интерактивного режима управления учебной деятельностью за счет учета положительных и отрицательных связей, используемых при разработке компьютерных средств обучения.
Рисунок 23. Функции и формы применения компьютерных средств обучения
Исследователями возможностей компьютерных средств обучения отмечается ряд преимуществ организации учебного процесса с использованием последних:
- организация активной познавательной деятельности обучающихся;
- оптимизация учебного процесса;
- увеличение объема информации, изучаемой на занятии;
- стимулирование творческих способностей обучающихся;
- возможность реализации индивидуального обучения.
Грамотно разработанные с методической и технологической точек зрения компьютерные средства обучения (КСО) позволяют приблизиться к решению многих задач обучения. Основной задачей внедрения компьютерных технологий обучения является моделирование среды обучения для самостоятельной работы обучающегося в индивидуальном темпе и, при необходимости, неограниченного права многократного доступа к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля к любым информационным ресурсам.
Опытный педагог на основе анализа собственной работы может сказать, что практикуемый основной частью темп изложения материала на занятиях и темп работы обучаемых на практических занятиях не устраивает, в среднем, 20-30% последних (причем, среди них в основном способные, быстро усваивающие материал, либо неуспевающие по разным причинам). Такая работа на «среднего обучаемого» часто приводит к снижению интереса к учебе наиболее «сильных» и еще большему отставанию «слабых».
Получило практическое подтверждение, что КСО по своим дидактическим возможностям активно воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения. Грамотное использование компьютерных средств обучения позволяет ставить и решать значительно более сложные и актуальные задачи педагогики - задачи развития человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации. В отличие от обычных технических средств обучения (традиционных ТСО), КСО позволяют не только ставить задачу передачи информации, соответствующим образом организованного обучающего материала, но и развивать интеллектуальные творческие способности, стремление обучающихся самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе КСО педагоги (в первую очередь - учитель информатики) должны знать общие принципы функционирования и дидактические возможности этих средств, «встраивать» их в учебный процесс, другими словами - использовать различные компьютерные средства обучения на учебных занятиях.
Компьютерные средства обучения следует рассматривать как одну из активных форм индивидуализации обучения, требующих от обучающегося непосредственного участия в формировании своего уровня подготовленности по данному предмету. Именно предоставление возможности обучающемуся с помощью КСО индивидуального темпа рассмотрения материала, самостоятельного выбора траектории обучения; повышение независимости и объективности контроля; предоставление свободы выбора времени и места обучения, побуждают педагогов-исследователей к поиску и разработке инновационных технологий обучения.
Следует выделить следующие основные достоинства применения компьютерных средств обучения в системе образования:
- совершенствование методологии и стратегии проектирования со держания образования, внесения изменений в обучение традиционным дисциплинам;
- повышение эффективности обучения, организация новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося;
- модернизация механизмов управления системой образования, учебным процессом, его планирования, организации, контроля успехов учебных достижений;
- компьютерные средства, используемые в учебных целях, в основном ориентированы на формирование умений и отношения к самостоятельной работе, на осуществление самоконтроля, самокоррекции учебной деятельности; на выработку умений работы с информацией и отношения к ней; на формирование компьютерной грамотности;
- усиление дидактических возможностей компьютерных средств обучения достигается в результате использования средств современной компьютерной графики, обеспечивающей повышение наглядности обучающего материала, создание моделей изучаемых объектов, процессов;
- создание разнообразных видов и форм самостоятельной работы обучающихся с учебной информацией; пользовательскими пакетами, другое;
- значительное внимание уделяется организации различных видов «экранного творчества», способствующего эстетическому воспитанию обучающихся, повышению мотивации обучения;
- значительное количество компьютерных средств, используемых в целях обучения, ориентировано на выполнение игровой учебной деятельности, которая стимулирует процессы усвоения учебного материала;
- характерной особенностью применения КСО является предоставление обучающемуся разнообразия новых видов деятельности и возможности свободного выбора индивидуального режима работы за компьютером;
- многие другие известные, но пока нераскрытые направления применения.
Таким образом, использование компьютерных технологий обучения и взаимодействия позволяет получать знания не только от педагога, но и самостоятельно, обращаясь к глобальному информационному полю, которое имеет тенденцию к экспоненциальному увеличению своего объема. Использование компьютерных обучающих программ, учитывающих не только специфику содержательной информации, но и психолого-педагогические закономерности усвоения этой информации обучающимися, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность.
Назад | Содержание | Вперед |