5.3. Дидактические принципы использования компьютерных средств обучения
Эффективность любого вида обучения зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, используемых при организации обучения. Такими необходимыми составляющими пробивал себе дорогу метод автоматизированного обучения (в настоящее время это метод компьютерного обучения или иначе - e-Learning). Теоретические проработки, выполненные при становлении метода автоматизированного обучения, можно и необходимо использовать и при разработке других методов обучения на основе компьютерной техники, с учетом использования дополнительных дидактических возможностей современного уровня развития техники и телекоммуникаций. Компьютерные обучающие программы и новые информационно-образовательные средства органично включаются в современные технологии обучения.
Дидактическая роль и функции применения каждого средства обучения закладываются еще на этапе проектирования и изготовления последних. Можно выделить следующие основные дидактические принципы применения компьютерных средств обучения:
- компенсаторность - облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени и сил обучающегося на понимание и изучение материала;
- информативность - передача необходимой и дополнительной для обучения информации;
- интегративность - рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
- достоверность - возможность подготовки качественного обучающего материала для неограниченной по численности аудитории;
- наглядность - использование возможностей современного компьютера в представлении обучающего или информационного материала;
- виртуальность - возможность демонстрации смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально;
- инструментальность - рациональное обеспечение определенных видов деятельности обучающегося и педагога;
- интерактивность - возможность реализации принципа индивидуализации обучения и обязательной деятельности обучающегося;
- опосредованность - управление процессом усвоения через представленные в КСО алгоритмы и обучающий материал. Этот принцип имеет две стороны: положительную - исключение субъективизма педагога; отрицательную - потеря речевого компонента при обучении и значительное уменьшение времени непосредственного общения с педагогом;
- независимость - возможность использования КСО обучающимися в удобное время и в удобном месте (с домашнего компьютера, например);
- массовость - предоставление возможности педагогу проведения обучения и контроля для неограниченного количества обучающихся, которые работают в компьютерной среде в соответствии с личностно-ориентированной моделью обучающегося;
- технологичность - возможность получения и статистической обработки результатов обучения и контроля, предъявления последних в удобной форме и в любое время как обучающемуся, так и педагогу.
При организации занятий, как в традиционной форме, так и с использованием компьютерных средств обучения, педагог должен выполнить ряд общих дидактических требований:
- проведение анализа целей занятия, его содержания и логики изучения материала;
- тщательная подготовка обучающего и контролирующего материала: четкое формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности), разработка необходимого дидактического материала;
- выбор необходимых средств обучения в соответствии с целями занятия;
- разработка методики применения выбранных средств обучения.
В традиционном обучении педагог, чаще всего, выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При компьютерном обучении педагогу отводится более творческая роль - роль наставника и консультанта в работе с КСО, которые становятся источниками как основной, так и дополнительной информации. По сравнению с традиционным обучением в компьютерной среде изменяется и взаимодействие субъектов образовательного процесса. В компьютерной среде обучения обучающиеся выступают не пассивными «обучаемыми» (наблюдателями), а полноправными участниками (обучающими себя - обучающимися), их собственный опыт важен не менее, чем опыт творческого педагога, который не предлагает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску необходимой информации и формированию своих знаний.
Компьютерные средства все чаще используются в процессе обучения, поскольку становятся технологической основой современного образования, учебных занятий, способствуют развитию новых методов организации и ведения учебного процесса.
Выделим наиболее значимые с точки зрения дидактических принципов цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием компьютерных средств обучения:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- возможность поэтапного продвижения обучающегося к поставленной цели по различной степени сложности обучения;
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок;
- осуществление самоконтроля и самокоррекции;
- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки обучающихся,
- высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких расчетов или типовых операций;
- повышение наглядности представления учебной информации, а при необходимости - демонстрация в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемых процессов и явлений;
- моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений,
- проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
- создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к распределенным информационным ресурсам компьютерной сети;
- усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств, новых видов деятельности или использования игровых ситуаций);
- вооружение обучающихся методикой усвоения учебного материала;
- развитие определенного вида мышления (например, нагляднообразного, теоретического);
- формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации.
Внедрение любой новой образовательной технологии и средств обучения - непростая задача. Образовательные технологии и технические средства обучения не могут быть плохими или хорошими сами по себе, лучше или хуже, при сравнении одних с другими. Получение эффективности, интенсивности, активизации или индивидуализации образовательного процесса и коммуникации зависит в большей степени от того, как они используются, какие задачи при их применении решаются. Каждое инновационное средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому гибкая комбинация хорошо зарекомендовавших и инновационных средств обучения, уравновешенный баланс разнообразия - лучший способ их использования и достижения целей повышения качества обучения.
Назад | Содержание | Вперед |