4.11.2. Анализ инструментальных средств разработки КСО
Проведем анализ и систематизацию инструментария и технологий разработки компьютерных средств обучения. Одной из самых распространенных классификаций инструментальных систем разработки КСО является классификация по типу организации последовательностей элементов мультимедиа в готовом продукте:
- демонстрационные мультимедиа системы;
- мультимедиа системы в виде электронной книги или картотеки;
- мультимедиа системы на основе пиктограмм и управления временем;
- мультимедиа системы на основе временной шкалы;
- объектно-ориентированные мультимедиа системы.
Для проведения сравнительной характеристики инструментальных программных средств и технологий по разработке мультимедиа педагогических программных средств воспользуемся следующими обобщенными критериями:
- интуитивность интерфейса;
- функциональные возможности;
- мультимедиа возможности;
- сетевые возможности;
- аппаратно-программная независимость.
Интуитивность интерфейса включает в себя наличие, количество и внешний вид инструментальных панелей (ИП), обеспечивающих простое и понятное (интуитивно понятное) перемещение по рубрикам мультимедийного средства обучения или другого назначения. Внешний вид панели инструментов интерфейса компьютерных средств обучения должен соответствовать наиболее характерным признакам известных инструментов или приложениям, например, приложениям Microsoft Office. Создание интуитивно понятного интерфейса во многом определяет эффективность использования различных средств обучения и педагогического взаимодействия.
Анализ научно-методической литературы, а также результаты работы пользователей, полученные на основе опыта разработки и использования КСО, позволяют представить создание нескольких уровней интуитивности интерфейса:
1-й уровень: более шести панелей инструментов;
2-й уровень: от четырех до шести панелей инструментов;
3-й уровень: от одной до трех простых панелей инструментов.
Функциональные возможности инструментальной среды - критерий, показывающий уровень встроенных функций среды и возможность их расширения. По данному критерию уровни можно распределить следующим образом:
1-й уровень: присутствуют от одного до пяти настраиваемых параметров манипулирования мультимедиа элементами, расширение их количества невозможно;
2-й уровень: присутствуют от шести до десяти настраиваемых параметров манипулирования мультимедиа элементами, расширение их количества невозможно;
3-й уровень: присутствуют более десяти настраиваемых параметров манипулирования мультимедиа элементами, возможно расширение их количества.
Таблица 11. Достоинства и недостатки инструментальных программных средств разработки КСО
Мультимедиа возможности - диагностируемый уровень возможностей использования различных мультимедиа элементов и эффектов. Показатель возможности включения основных и наиболее распространенных типов мультимедиа файлов и наличие встроенных мультимедиа эффектов. Уровни мультимедиа возможностей определим следующим образом:
1- й уровень: поддерживает от одного до трех распространенных форматов мультимедиа элементов, встроенная библиотека имеет до десяти мультимедиа эффектов;
2- й уровень: поддерживает от четырех до десяти распространенных форматов мультимедиа элементов, встроенная библиотека имеет до тридцати мультимедиа эффектов;
3- й уровень: способна импортировать большинство из существующих форматов мультимедиа элементов, встроенная библиотека мультимедиа эффектов может быть расширена.
Сетевые возможности условно можно разбить на три уровня:
1- й уровень: созданная программа требует обязательной установки на рабочем месте ее версии или самой инструментальной среды;
2- й уровень: созданная программа позволяет организовать ее установку на сервере локальной сети совместно с установкой самой инструментальной среды;
3- й уровень: созданная программа позволяет организовать ее установку на сервере локальной сети и не требует установки самой инструментальной среды.
Аппаратно-программная независимость предполагает:
1- й уровень: невозможность переноса созданных в ней мультимедиа программ на компьютеры других типов, поколений и использующих отличные от исходной оперативные системы;
2- й уровень: возможность переноса созданных мультимедиа программ на компьютеры других поколений;
3- й уровень: возможность использования созданных в ней мультимедиа программ на компьютерах других типов, поколений и использующих отличные от исходной оперативные системы.
На основании предложенной классификации возможностей инструментальных средств можно создать таблицу, в которой отражается сравнительная характеристика инструментальных программных средств и технологий разработки мультимедийных учебных пособий с учетом указанных и дополнительных критериев, представляемых баллами. Пример «шапки» такой таблицы представлен ниже.
Таблица 12. Сравнительная характеристика инструментальных средств создания компьютерных средств обучения
Класс инструментальных средств можно представить (как вариант) следующими видами КСО, ориентированными на поддержку определенных видов занятий и предполагаемых работ.
При анализе конкретной инструментальной системы создания КСО следует выработать свою систему оценки возможностей каждой ИС и выставить соответствующий балл в любой системе. В графе 8 выставляется сумма полученных баллов по каждому анализируемому средству.
Обработав данные исследований, используя алгебраическое сложение, получаем сумму баллов, по которой можно оценить сложность изучения данной инструментальной среды, оценить время, необходимое для ее изучения, сравнить ее показатели с показателями других сред. При этом более высокий общий балл соответствует сочетанию простоты в изучении и работе с возможностями среды. В перспективе такие таблицы должны составляться специалистами в области информатики и информационных технологий для выбора инструментальной мультимедиа среды при разработке практически любого программного продукта.
В таблице 13 приведен пример варианта оценки готовых программных средств создания КСО.
Таблица 13. Анализ инструментальных средств разработки компьютерных средств обучения
Резюме
Дидактические возможности современного компьютера позволяют создавать разноуровневые и многоуровневые средства обучения, отвечающие разной степени подготовленности конкретного обучающегося, особенностям его интеллектуального развития, скорости мышления и уровню развития памяти. Разработка компьютерных средств обучения очень непростая задача, точнее комплекс задач, решение которых позволяет создать условия для самостоятельной работы обучающегося, повышения качества подготовки и обеспечения непрерывного самообразования.
В завершение рассмотрения важного и сложного раздела программы подготовки будущего учителя информатики следует отметить, что эффективность обучения в компьютерной среде, безусловно, зависит от:
- разработанных алгоритмов управления учебной деятельностью обучающегося с помощью компьютерных средств обучения;
- от технологий программирования, на основе которых реализуются способы взаимодействия субъектов в образовательной среде, и выборе инструментальной среды, с помощью которой создается программный продукт образовательного назначения;
- степени реализуемой в КСО интерактивности работы;
- способов подготовки и представления обучающей информации;
- предоставляемой созданным средством обучения возможности моделирования различных изучаемых процессов и явлений.
Рассмотренные дизайн-эргономические свойства пользовательского интерфейса и оформление обучающего материала должны обеспечивать удобство и эффективность работы с любыми видами компьютерных средств обучения, потому могут и должны быть учтены при создании КСО и их использовании.
Определяющим фактором качества созданного программного продукта являются те требования и принципы, которые должны предоставить психологи, дидакты, педагоги, методисты группе технологических разработок. Главное, что разработка компьютерных технологий и средств обучения становится неоспоримой задачей коллектива специалистов разного направления: психологов, методистов, технологов-программистов, педагогов.
4.12. Вопросы для самоконтроля
1. Обосновать необходимость теоретических основ разработки технологий компьютерного обучения.
2. Рассмотреть дидактические основы создания электронных средств учебного назначения.
3. Охарактеризовать основные психолого-педагогические требования при создании электронных средств учебного назначения.
4. Охарактеризовать наиболее важные этапы разработки КСО.
5. Что такое мультимедийные технологии?
6. Какова роль мультимедийных технологий при разработке компьютерных средств обучения?
7. В чем основные преимущества и недостатки компьютерных средств обучения?
8. Разработайте классификацию КСО по видам выполняемой деятельности субъектов образовательного процесса.
9. Что такое интерактивный режим в КСО, объясните его роль и функции при создании КСО?
10. Что такое дизайн и эргономика в общем понимании?
11. Опишите основные приемы размещения информации на экране монитора.
12. В чем особенность оформления текстовой информации на экране монитора?
13. Охарактеризуйте основные принципы выбора цветового оформления информации на экране монитора.
14. Опишите и постарайтесь обосновать необходимость выполнения дизайн-эргономических требования при разработке КСО.
15. Опишите 3-5 инструментальных средств, которые чаще всего используют при разработке КСО.
4.13. Задания для самостоятельной работы
1. Разработать структуру электронного гиперссылочного учебного пособия, отражающего: персонализированный вход; интерактивный режим работы; возможность создания собственной траектории обучения; возможность выхода в любую среду обучения (предложить самостоятельно); выполнение промежуточного и итогового контроля результатов учебных достижений, по усмотрению другое.
2. Разработать демонстрационно-обучающую программу по свободной теме.
3. Подготовить презентацию по рассмотренному модулю с элементами анимации и учетом дизайн-эргономических требований при предъявлении материала.
4. Разработать алгоритм создания фрагмента электронного учебного пособия в сочетании с элементами пошагового, поэтапного и итогового контроля для организации обучения.
5. Подготовить небольшую базу графических объектов для использования при создании ЭУП (тема свободная).
Назад | Содержание | Вперед |