5.8.2. Методика применения дистанционно-образовательной среды обучения LMS Moodle в школьном курсе информатики
Для разработки методики применения системы LMS Moodle в школьном курсе «Информатика и ИКТ» была выбрана тема «Измерение количества информации. Алфавитный и содержательный подходы».
Выбранная тема разрабатывалась для трёх уроков:
- «Измерение количества информации. Алфавитный и содержательный подходы» - изучение и закрепление полученных знаний, коллективное заполнение кроссворда;
- «Практическая работа № 1» - выполнение практических задач и заданий, решение кроссвордов;
- «Практическая работа № 2» - выполнение теста, участие в семинаре и на форуме.
Был подготовлен следующий учебно-методический материал:
- конспект к данным урокам;
- разработаны кроссворды по пройденным темам;
- тест, который показал, насколько учащиеся усвоили материал;
- семинар по теме «Архитектура компьютера»;
- заключительным этапом проведения занятий в системе Moodle явился форум.
Учебный материал был оформлен в виде презентаций Microsoft PowerPoint. Конспект уроков по данной теме представлен в приложении А.
Резюме
Компьютерное обучение становится технологической основой системы современного образования. Требования к развитию компьютерных технологий обучения являются основой для рассмотрения принципов обучения в компьютерной среде. На основании анализа ранее рассмотренных проблем разработки компьютерных технологий обучения, подходов к реализации и основных необходимых компонентов системы управления образовательным процессом сформулируем требования к использованию компьютерных средств обучения и взаимодействия.
1) Программно-методическое обеспечение и организационное сопровождение образовательного процесса (электронные учебно-методические материалы, компьютерные средства обучения и тестирования, модели, методики организации обучения в компьютерных средах, методические рекомендации по применению КСО, другое) имеет огромное значение.
2) Качество и эффективность обучения во многом зависит от полноты, степени дидактической проработанности и структуризации обучающего материала. При создании программного обеспечения управления учебным процессом высокие требования предъявляются к степени гибкости алгоритмов и типа управления, реализуемых в компьютерных средствах обучения.
3) Материально-техническое обеспечение КТО (компьютерная и оргтехника, средства компьютерной связи). Создание высокотехнологичной среды обучения требует серьезной материально-технической поддержки и, в первую очередь, компьютерной техники и средств связи, обеспечивающих решения проблем подготовки, сохранения и передачи обучающего материала и обеспечивающих решение проблем взаимодействия субъектов образовательного процесса.
4) Формирование готовности субъектов образовательного процесса к работе в компьютерной среде обучения является новым требованием относительно традиционной технологии обучения. Готовность работы педагога к работе в компьютерной среде это создание: компьютерных средств обучения (КСО); электронных образовательных ресурсов; методик применения КСО и построения занятий в новой среде обучения; новых форм взаимодействия обучающего не только с обучаемым, но обучающихся между собой. Желание и сформированная готовность к работе в компьютерных средах обучения субъектов образовательного процесса является одним из требований и важных условий обеспечения эффективного обучения.
5) Одним из важнейших требований для успешного внедрения новых средств обучения, которые позволяют создавать значимые положительные результаты при обучении и самообучении, является устойчивое стремление обучающихся к самостоятельной работе под управлением компьютерных средств обучения.
6) Воспитание таких важных качеств у обучаемых, как самоуважение, самооценка, самоконтроль, самоактуализация и ответственность за свой уровень обученности, что является необходимым условием успешности, эффективности обучения в компьютерных средах.
5.9. Вопросы для самоконтроля
1. Какие основные направления внедрения компьютерных средств в обучение Вы знаете?
2. Какие основные дидактические функции средств обучения Вы можете выделить?
3. Объясните достоинства и недостатки применения компьютерных средств обучения.
4. Какими новыми характеристиками обладает образовательный процесс в компьютерных средах обучения?
5. Что такое интерактивный режим работы, как он может воздействовать на обучающегося?
6. Назовите основные функции интерактивного режима работы компьютерных средств обучения.
7. В чем положительная сторона внедрения компьютерных средств в образовательный процесс?
8. Каких отрицательных сторон/моментов следует избегать при внедрении компьютерных средств в образовательный процесс?
9. Каковы особенности организации учебного процесса при использовании компьютерных средств обучения?
10. Как изменяется деятельность педагога в условиях компьютерного обучения?
11. Каким образом можно реализовать индивидуальные методики обучения в компьютерных средствах?
12. В чем принципиальное отличие организации образовательного процесса на основе традиционных и компьютерных средств обучения?
13. В каком случае применение компьютерных систем обучения оправдано, в каком случае оно приводит к повышению эффективности?
14. Охарактеризуйте 3-5 тестовых программ.
15. Какую программу тестирования предполагаете использовать при создании электронного гиперссылочного пособия?
16. В чем принципиальное отличие программ компьютерного контроля и компьютерного тестирования?
17. Назовите основные отличительные особенности традиционного учебного пособия и электронного учебного пособия.
18. В чем принципиальное отличие контрольно-обучающих программ и электронных гиперссылочных учебных пособий?
19. В чем особенность применения демонстрационно-обучающих программ?
20. Охарактеризуйте основные возможности дистанционнообразовательной среды Moodle.
5.10. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотрите положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных средств обучения на развитие личности обучающегося.
2. Рассмотрите возможности компьютерных средств обучения при самообразовании.
3. Разработайте систему контекстного обучающего диалога.
4. Рассмотрите возможные способы организации учебного процесса на основе сочетания традиционных и компьютерных средств обучения.
5. Разработайте свою модель организации занятия в компьютерной среде обучения.
6. Проведите сопоставительный анализ дидактических возможностей традиционного и электронного гиперссылочного учебника.
7. Проведите анализ дидактических возможностей 4-5 электронных гиперссылочных учебных пособий.
8. Рассмотрите 2-3 программы тестирования, отчет составьте с демонстрацией работы найденных программ.
9. Разработайте сравнительную таблицу оценки возможностей компьютерных средств обучения определенного класса.
10. Разработайте модель урока с применением компьютерных средств обучения.
Назад | Содержание | Вперед |