4.7.1. Требования, предъявляемые к обучающему материалу
Рассмотрим отдельно проблемы, возникающие при создании и использовании компьютерных средств обучения, - подготовку и оформление предметного материала.
Обучающий материал должен иметь не только текст, но желательно полный набор всего дидактического материала (схемы, рисунки, таблицы, графики, упражнения и пояснения к их выполнению, вопросы текущего контроля и правильные ответы), выход на справочную литературу, другие среды обучения (использование распределенных информационно-обучающих ресурсов).
Прежде чем рассматривать методику подготовки материала, необходимо рассмотреть обучающий материал со следующих позиций:
- полезности того, чему учить;
- соответствия уровню подготовленности обучающегося - в ходе обучения необходимо ставить задачи, которые обучающиеся могут решить;
- уровня сложности материала, который должен наращиваться постепенно, с учетом возможностей обучающегося, т.е. необходим разноуровневый по сложности обучающий материал;
- работы всегда с напряжением (посильно, но сложно на разных уровнях представления материала, и это дает рост знаний, умений, формирует новые виды деятельности).
При отборе материала для автоматизированного обучения необходимо определить структуру и содержание обучающего материала:
- определить, какие понятия ввести в автоматизированные учебные курсы (АУК), дать их определения, объяснения, ссылку на необходимую литературу;
- классифицировать понятия по их содержанию;
- установить логические связи между понятиями.
Структуру понятий можно оформить в виде логической схемы (модели курса). Не меньшее значение при подготовке обучающего материала имеет выявление логических связей в изложении материала. Выделение основных понятий, системообразующих учебных элементов (УЭ) можно провести при рассмотрении трех типов связей:
- генетическая связь (Г), которая может быть не только непосредственной, но и опосредованной. Этот тип связи характеризует причинноследственные связи при выделении конкретных тем, понятий в рассматриваемом материале;
- связь подчинения (П) характеризует родо-видовые зависимости выделенных объектов;
- связи соподчинения (С) позволяют рассматривать понятия, зависимости, закономерности как видовые взаимонезависимые, относящиеся к одному роду.
Назад | Содержание | Вперед |