4.7.2. Подготовка и представление теории в КСО

  При подготовке предметного материала (ПРМ) следует учитывать основные дидактические требования: полноты, доступности изложения, универсальности, компактности представления, наглядности.
  Рассмотрим ключевые моменты подготовки предметного материала:
  1) универсальность материала (использование опорных элементов знаний - учебных объектов/учебных элементов для объяснения всех сторон и аспектов данной темы);
  2) уровни и структура изложения материала (полнота, доступность изложения, компоненты, другое);
  3) способы отображения информации (наглядность, дизайн, единообразие подготовки информации для использования в разных видах документов и программ).
  Подготовка (отбор) материала для обучающих курсов сводится, прежде всего, к точному описанию системы изучаемых понятий, объектов и операций над ними, к моделированию изучаемых объектов, описанию задач, вопросов и проблемных ситуаций.
  Универсальность материала
  Выделение базовых, основополагающих учебных элементов теории, однозначно определенных понятий и дальнейшее их использование для объяснения всех аспектов изучаемого материала является важным требованием качества подготовки учебного материала.
  Уровни изложения материала
  Вопрос уровня сложности представления материала в КСО постоянно дискутируется и решение его неоднозначно. Утверждение, что контрольнообучающие программы можно применять в основном на первом (вводном) этапе усвоения материала, а также утверждение о полной передаче функций педагога персональному компьютеру, в арсенале которого имеются обучающие программы по различным предметам, ошибочны по своей сути, с нашей точки зрения.
  Проведя анализ доступных для нас КСО, мы убедились, что необходимо усложнять алгоритмы работы обучающих средств обязательным включением в последние нескольких уровней как контроля, так и изложения материала. Причем один из уровней обучения должен обязательно обеспечивать базовый объем знаний по данному предмету (теме). Второй уровень обучения (представление теории, обучающих заданий, упражнений и вопросов) должен обеспечить более полное изложение и более высокую степень информативности представления того или иного вопроса. И, наконец, целесообразно представить в КСО материал справочного характера и дать подробный список литературы, интересных статей, ссылки на различные информационнообразовательные сайты. Такой свободный выбор материала для изучения может вполне удовлетворить обучающихся разного уровня подготовленности.
  Способы отображения обучающей информации
  Способы размещения обучающей информации, логическое, шрифтовое и графическое выделение основных положений теории, а также цветовое оформление материала, - все это способствует повышению степени усвоения материала. Рассмотрим более подробно эти вопросы отдельным параграфом далее.
  Дозирование материала
  Для удобства работы с программой необходимо обращать внимание на методику подачи материала, его объем, объем отдельной дозы учебного материала. Как показывает опыт разработки и эксплуатации контрольнообучающих программ, наибольшая эффективность использования КСО достигается при изучении логически завершенного вопроса, не превышающего по объему материал, среднее изучение которого в автоматизированной среде обучения требует не более 25-30 минут работы с программой. Представляется необходимым такое структурирование материала, которое позволило бы уложить теорию вопроса на 3-5 дисплейных страницах, разбив ее на 3-5 доз. Такое представление темы позволяет сконцентрировать внимание на сути вопроса, тщательно отработать определения, пояснительные фразы. Такая подготовка обучающего текста для КСО побуждает педагога переосмыслить материал, который представляется в традиционной форме изложения, представить его лаконично и четко.
  Иллюстрирование материала
  При подготовке теории следует обратить внимание на такую возможность, предоставляемую компьютером, как компьютерную графику - статическую и динамическую. Компьютерная графика позволяет получить такие сведения о динамике изучаемого явления, которые невозможно получить при использовании традиционных форм обучения. При высокой информативности графики, нежелательна ее избыточность. Чрезмерное увлечение различными графическими, цветовыми эффектами, мультимедийными вставками нередко затрудняет восприятие и освоение материала.

Назад Содержание Вперед