4.7.3. Типы и структуры обучающих заданий
Для лучшего восприятия учебного материала необходимо каждую дозу теории сопровождать методически обоснованным набором примеров, пояснительных схем, упражнений, вопросов. Для повышения эффективности обучения в компьютерной среде необходимо предлагать каждому обучающемуся свой набор упражнений и, особенно, вопросов, для чего следует предусмотреть в программах достаточно большой набор тех и других дидактических единиц. Заслуживает внимание вопрос программной генерации индивидуальных заданий для каждого обучающегося в зависимости от результатов его работы на данном этапе и типа мыслительной деятельности.
Рассмотрим постановку и типы обучающих заданий.
Обучающее задание - любая форма общения автоматизированной системы с обучающимся, требующая от него мыслительной активности при изучении какого-либо вопроса или выполнения практических заданий.
Тип обучающего алгоритма определяется:
- целями обучения;
- структурой материала;
- методикой преподавания;
- подготовленностью аудитории;
- фактором времени;
- дидактическими возможностями компьютерной техники.
В научно-методической литературе чаще принято рассматривать 7 типов обучающих заданий по принципу реализованного в них алгоритма обучения:
- параллельно-подготовительный;
- последовательно-подготовительный;
- последовательно-корректирующий;
- параллельно-корректирующий;
- алгоритм переноса;
- аналитический алгоритм;
- алгоритм упорядочения.
Рекомендуемые типы обучающих заданий предлагаем расширить комбинациями указанных алгоритмов, что позволяет разработать обучающие задания, имеющие большую практическую направленность, а последнее является одним из определяющих моментов личностно-деятельностной модели обучения.
Исходя из вышеизложенного видно, что при подготовке автоматизированных курсов контроля (обучения) проблема постановки обучающих заданий приобретает особенное значение. Включение в контрольно-обучающие задания различного вида мыслительных операций и действий, требующих различных алгоритмов выполнения, позволит обеспечить настройку обучения, реализуемого в КСО, на различный тип мыслительной деятельности обучающегося, что, безусловно, не может не отразиться на результативности обучения.
На основе анализа работ исследователей и ранее выполненных авторских работ были разработаны следующие возможные алгоритмы постановки обучающих заданий.
1. Аналитический алгоритм, суть которого заключается в постановке в соответствие вопросу (упражнению) номера правильного ответа, как это показано на рисунке 14. Обращаем внимание, что количество вопросов в этом алгоритме может быть как равно количеству требуемых ответов, так и меньше.
Рисунок 14. Аналитический алгоритм
2. Алгоритм соответствия, целью которого является поставить в соответствие каждому вопросу один ответ, как это изображено на рисунке 15.
Рисунок 15. Алгоритм соответствия
3. Суть алгоритма упорядочения заключается в определении правильного порядка выполнения действий. Обучение и контроль при помощи данного алгоритма - это один из способов достижения необходимого уровня подготовленности специалиста, и это далеко не всегда приводит к механическому выполнению действий, а скорее прививает правильный и рациональный подход к выполнению определенной работы. Вряд ли кто-либо станет отрицать, что большинство математических расчетов выполняется по определенным алгоритмам, и это отнюдь не приводит к шаблону мышления, о котором так много говорят противники автоматизированного метода обучения. Вопрос скорее нужно поставить в такой плоскости: насколько корректен и рационален предложенный алгоритм действий? Нам представляется особенно важным именно на начальных этапах выполнения действий показать, привить и проверить правильный порядок выполнения отдельных операций.
4. Алгоритм отбора-исключения. Суть алгоритма: указать необходимые действия и порядок их следования, или наоборот, исключить нежелательные и лишние операции. Дана ситуация, дан алгоритм достижения цели, показан порядок действий или просто перечень необходимых действий, возможно и лишних или противопоказанных действий. Способ постановки обучающих заданий на исключение ненужных или вредных действий очень эффективен, поскольку позволяет в подсказке (или других типов пояснений) раскрыть суть неправильных действий (раскрыть и локализовать ошибки) и их последствия. Для повышения эффективности обучения в заключение такого типа обучающих заданий необходимо указать упорядоченную, наиболее эффективную или просто рациональную последовательность действий для достижения цели.
5. Алгоритм дополнения. Суть алгоритма заключается в дополнении недостающих действий или пропущенных слов.
6. Алгоритм ассоциации требует соотнесения описанного действия, представленного схемой, рисунком с проблемной ситуацией. Этот алгоритм можно сделать внешне очень эффектным, но малоэффективным, по нашему мнению и опыту постановки в различных обучающих заданиях для автоматизированной среды обучения «ИСТОК», поскольку у каждого обучающегося могут возникнуть свои ассоциации увиденного.
7. Алгоритм вычислительного характера. Алгоритм понятен без дополнительных объяснений. Но на этом типе вопросов в нашем опыте также обнаружены особенности постановки таких вопросов, особенно на первых этапах работы, суть которых можно свести к понятию «целочисленные и нецелочисленные расчеты».
8. Ситуативный алгоритм позволяет ставить перед обучающимся проблему, возможно комбинированную с другими областями. Обучающемуся необходимо предложить нахождение конкретного решения проблемы. Это очень интересный тип обучающих заданий, где требуется широкая эрудиция преподавателя и не только в той предметной области, для которой строится система контроля. Этот тип обучающих заданий имеет смысл, с нашей точки зрения, предлагать для группового ролевого контроля.
9. Моделирующий алгоритм. Суть алгоритма: используя интерактивный программный продукт определенной предметной среды, построить модель заданного процесса или ситуации. Этот тип обучающего задания становится доступен на современном уровне развития компьютерных технологий обучения, поскольку для его реализации необходимы интерактивное погружение в среду и повышенные требования к технике. В настоящий период созданы программы, моделирующие различные динамические процессы, позволяющие управлять ими на уровне изменения параметров.
10. Игровой алгоритм в значительной степени напоминает моделирующий алгоритм, но более регламентирован той программной средой, специально разработанной для ведения ролевых игр, широко распространен в коммерческом игровом бизнесе, для учебных целей имеет большой интерес.
11. Комплексный алгоритм, сочетающий в различных комбинациях ранее рассмотренные алгоритмы.
Разумеется, мы не претендуем на полное представление существующих и возможных алгоритмов, на основе которых можно построить обучающие задания. Включение в компьютерные средства обучения различных алгоритмов обучающих заданий позволит обеспечить настройку обучения на различный тип мыслительной деятельности обучающегося, что, безусловно, позволит повысить продуктивность обучения, особенно на начальном этапе получения знаний и формирования умений. В процессе обучения предметные алгоритмы являются мощным технологическим средством обучения.
Исходя из вышеизложенного видно, что при подготовке автоматизированных курсов контроля (обучения) проблема постановки обучающих заданий приобретает особенное значение. Включение в контрольно-обучающие задания различных алгоритмов выполнения мыслительных операций и действий позволяет обеспечить настройку обучения, реализуемого в КСО, на различный тип мыслительной деятельности обучающегося, что, безусловно, положительно скажется на результативности обучения.
Назад | Содержание | Вперед |