4.8. Реализация интерактивного режима работы КСО
Интерактивный (interactive) - диалоговый. Режим работы пользователя с системой (программой), который предполагает обмен командами (запросами) и ответами системы (приглашениями). Современный компьютер и соответствующее программное обеспечение позволяют в диалоговом режиме отлаживать программы, просматривать и модифицировать изображения на экране дисплея, выполнять другие виды работ.
Интерактивный режим обучения - диалоговый режим работы субъектов образовательного процесса, предполагающий активное взаимодействие с программным продуктом, ориентированным на самообучение.
Интерактивный режим обучения - режим взаимодействия пользователя и обмен сообщениями в режиме реального времени между пользователем и компьютерным средством обучения, при котором каждый запрос пользователя вызывает немедленное ответное действие со стороны используемого КСО.
Интерактивный режим используется в обучающих компьютерных программах, электронных словарях, других обучающих и информационных средствах. Интерактивность можно рассматривать и как процесс коммуникации, и как процесс какого-либо действия, воздействия, диалога. Интерактивность компьютерных средств обучения позволяют обучающемуся активно влиять на выбор содержания, предоставляет возможность общения, высказывания своего мнения при общении.
Многие исследователи выделяют несколько видов интерактивности в учебном процессе:
- интерактивность обратной связи обеспечивает возможность задать вопрос по интересующему материалу и получить ответ или проконтролировать процесс освоения темы;
- временная интерактивность позволяет обучающемуся самостоятельно определять начало, порядок, продолжительность процесса учения и скорость продвижения по учебному материалу;
- содержательная интерактивность дает возможность обучающему изменять, дополнять или же уменьшать выбор объема необходимой информации;
- творческая интерактивность проявляется при создании обучающимся собственного продукта - веб-проекта, веб-сайта, другое.
С точки зрения интерактивного взаимодействия компоненты обычно подразделяют на два вида: активные и пассивные. Схема классификации активных и пассивных компонентов приведена в таблице 10 (О.В. Виштак).
Таблица 10. Классификация интерактивных компонентов в КСО
В настоящее время к активным компонентам могут быть отнесены только видимые компоненты. Активные компоненты реагируют на действия учащихся, например: щелчок мыши по экранной кнопке, или по определенному участку «картинки» активизирует связанную с этим участком программу; ввод данных в активной форме изменяет значения свойств некоторого компонента; другое.
Реализация интерактивного режима работы в обучающей среде обеспечивается использованием различных интерактивных элементов. При создании и обеспечении удобства работы в среде, реализации интерактивного режима обучения электронные средства обучения должны иметь различные способы навигации по обучающему материалу, выбору необходимых элементов, выполнению различных запросов, прерыванию нежелательного действия и многое другое.
При использовании интерактивных объектов в КСО рекомендуется учитывать следующие требования :
1) включенные элементы обратной связи (взаимодействие с преподавателем посредством чата, форума, электронной почты, электронного журнала достижений обучающегося и т.п.);
2) наличие гиперссылок на интернет-ресурсы (интернет-энциклопедии, интернет-словари, информационно-справочные системы и т.п.);
3) создание интуитивно понятного, простого в использовании интерфейса электронного средства обучения;
4) одинаковая и расположенная в одном и том же месте любой страницы навигация по обучающему материалу в виде кнопок перехода в меню, к предыдущей и последующей странице, другое;
5) наличие интерактивного диалога (подсказки, помощь, интерактивные тесты, задачи, кроссворды и т.п.).
Мы рассмотрели структуру, алгоритмы и элементы, позволяющие реализовать интерактивный режим работы обучающегося в КСО.
Продолжим рассмотрение оформления и представления обучающего материала на экране монитора.
Назад | Содержание | Вперед |