4.1. Теоретические основы создания компьютерных средств обучения
Основой создания и использования электронных средств учебного назначения (в дальнейшем - компьютерных средств обучения (КСО)) являются, во-первых, общие принципы организации и управления обучением, основные принципы дидактики. Во-вторых, и это является важнейшим положением при разработке компьютерных средств обучения, применение теории управления сложными системами, к которым относятся: организация и управление образовательным процессом; теории формализации и кодирования информации; передача части функций педагога по предоставлению информации и, главное, управлению познавательной деятельностью обучающегося автоматизированными системами в виде компьютерных средств обучения.
В основу технологии создания компьютерных средств обучения, положены идеи, взятые из различных областей науки:
- теории управления (алгоритмизация действий обучающегося, формализация и передача ряда функций преподавателя ЭВМ, непрерывный контроль и реализация обратной связи);
- психологии (личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения, формирование умственной деятельности через внешние воздействия, учет индивидуальных особенностей обучающегося и т.д.);
- дидактики (основные принципы традиционной дидактики и особые принципы компьютерных технологий обучения, управление познавательной деятельностью обучающегося, подготовка и подача материала, учет современных дидактических возможностей компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, изменение роли и функций педагога);
- методики (организации занятий на основе поиска рационального сочетания индивидуальных, групповых (малых групп) и коллективных форм организации обучения; видоизменение характера общения между педагогом и обучающимся, использование личностно-ориентированного подхода к обучению).
Прежде чем рассматривать процесс создания средств обучения рассмотрим возможность формализации деятельности педагога в автоматизированной среде.
Назад | Содержание | Вперед |